logo
Otvety_po_OTSP

2.Образ в дизайне.

ОБРАЗ В ДИЗАЙНЕ

- эмоционально - чувственное представление о назначении, смысле, качестве и оригинальности произведения дизайнерского искусства, категория эстетической оценки результатов дизайнерского творчества.

Образ в дизайне существенно отличается от аналогичного понятия в других видах искусства, поскольку дизайн, с одной стороны, гораздо теснее их привязан к прагматическому содержанию результатов своей деятельности, с другой — внешне не претендует на реализацию духовных целей художественного творчества. Тем не менее выразительность и значимость Образа в дизайне по ряду причин выдвигает его в ранг концептуально значимых явлений культуры.

Система Образов в дизайне четко делится на три группы, отражающие природу их представления зрителю : цветографическую ( сходную по средствам с живописью и рисунком в изобразительном искусстве ), объемно - пластическую ( аналогичную скульптурному творчеству ) и пространственную — воспроизводящую возможности архитектурной организации нашего окружения. Соответственно усложнению палитры средств каждого последующего вида дизайна возрастает потенциал его образного восприятия.

Но при любом способе предъявления все дизайнерские образы имеют двойное происхождение : они несут потребителю информацию о характере тех бытовых или трудовых процессов, для которых приспособлены их «носители», и в то же время обладают несвязанными с ними визуальными свойствами ( яркостью, пластичностью, композиционным построением и т. п.), которые зритель воспринимает как самостоятельный эстетический знак, «изобразительную структуру», живущую независимой от функции жизнью.

Особенности восприятия ( потребления ) во многом определяют специфику свойств Образов в дизайне. Среди них :

функциональная окрашенность конкретного образного решения, указывающая через утилитарные задачи потребления на его роль в образе жизни данного человека или слоя общества ;

всеобщая узнаваемость образных характеристик, вызванная, с одной стороны, стремлением к оригинальности, запоминаемости их решений, с другой — массовостью их тиражирования, которая знакомит буквально все срезы общества с соответствующими визуальными прототипами ( мебель Тонета, «скандинавский» дизайн и т. д.);

принадлежность наиболее ярких образных предложений в дизайне конкретной творческой личности, которая раскрывается через индивидуальные черты авторского «фирменного стиля» или другие признаки, присущие работам того или иного мастера или проектного сообщества ( «Браун» стиль, работы Э. Соттсасса, Ф. Хундертвас - сера и др.);

непрерывная смена частных визуальных характеристик — динамика декоративных вариантов, принципов технологических решений — при устойчивости базового понимания функциональных задач данного типа произ ведении дизайна ( пример — эволюция форм бытовых электроприборов : бритв, нагревателей и т. д.);

— принципиальная броскость, яркость формальных решений, нацеленная на привлечение внимания потребителя, «рекламность» их облика, связанная с коммерческим характером распространения произведений дизайнерского искусства в обществе.

Фактически все многообразие художественных вариаций Образов в дизайне можно разделить на два потока : произведения рядовые, как правило, анонимные, трактующие эстетику дизайн - объекта приближенно, на уровне «родового», собирательного образа ( массовая продукция, обладающая гармоничной «типовой» формой, но лишенная ориентации на индивидуальное видение данного типа ), и изделия, комплексы и ансамбли «знаковые», определяющие линию развития той или иной сферы дизайна, приближающиеся к личностному ощущению образных характеристик, их индивидуальной трактовке и автором, и потребителем.

Эти и многие другие особенности образных решений ( кратковременность, эфемерность существования большинства графических объектов, упаковки, динамичность приемов освещения городской среды, смена моды в одежде и т. д.) делают категорию Образ в дизайне совершенно самостоятельным явлением в теории искусства, требующим разработки собственного исследовательского и понятийного аппарата ( сравните, к примеру, категории «художественный образ» в традиционной эстетике и «художественный образ - тип» в дизайне ).

БИЛЕТ № 18.