«Золотой век» древнеримской литературы
«Золотым веком» древнеримской литературы принято называть I в. до н. э. К этому времени относятся высшие достижения в области поэзии (Катулл, Вергилий, Овидий, Гораций) и прозы (Цицерон, Юлий Цезарь), формирование «золотой латыни».
Поэзия. Неотерики (от лат. юношеский, молодой) — наиболее заметная поэтическая группа во главе с Гаем Валерием Катуллом. Неотерики, с подозрением относясь к установлению единоличной власти Юлия Цезаря, ушли в сферу интимных чувств. От больших эпических жанров они перешли к малым формам поэзии — эпиллиям (малым эпическим поэмам), элегиям, эпиграммам.
Катулл (ок. 87 — 54 до н.э). Сохранился сборник Катулла из I 16 стихотворений, где он предстает прежде всего как лирик, поспевающий свою возлюбленную Клодию под именем Лесбия, напоминающим о Сапфо:
Будем, Лесбия, жить, пока живы,
И любить, пока любит душа;
Старых сплетников ропот брюзгливый
Пусть не стоит для нас ни гроша.
{Перевод А. Фета)
Стихи о Лесбии рассказывают обо всех перипетиях любовного чувства поэта, о сближении и размолвках влюбленных. Но в своих эпиграммах, направленных против Юлия Цезаря и его сторонников, Катулл может проявить высокую гражданственность, быть до неприличия резким (он использует прием инвективы — лат. «бранная речь»).
Лукреций. К этому же периоду относится философская поэма Тита Лукреция Кара (ок. 94 — 55 до н.э.) «О природе вещей», в которой излагается материалистическая философия греческого мыслителя Эпикура (IV—III вв. до н.э.). Лукреций уверен, что знание природы вещей избавляет человека от суеверий и страха смерти. Поэтому он в первых двух книгах поэмы излагает учение об атомах, из которых состоит мир, по представлениям Демокрита и Эпикура, а дальше подробно повествует об астрономии, геологии, истории человеческой культуры. Лукреций выделяет в ней каменный, бронзовый, железный века, что подтвердили археологи XIX в., взяв у поэта эти названия для научного обозначения вех развития человечества. Поэма написана гекзаметром, что сближает ее с поэмами Гесиода, но по сравнению с ними она демонстрирует огромный прогресс в человеческих знаниях.
Вергилий. Высшим достижением в области поэзии в «век Августа» (вторая половина I в. до д. э.) стало творчество Публия Вергилия Марона (70—19 до н.э.). Сборник «Буколики» включает эклоги — пастушеские стихотворения, состоящие из диалогов пастухов, изложенных гекзаметром. «Буколики» Вергилия написаны под влиянием древнегреческого поэта создателя этого жанра. Особо значимой позже оказалась 4-я эклога, которая в Средние века рассматривалась как предсказание пришествия Иисуса Христа. Поэтому Вергилия считали одним из предтеч Христа (вот почему в «Божественной комедии» Данте Вергилий сопровождает поэта в его путешествии не только по Аду, но и по Чистилищу и расстается с ним в земном раю).
«Буколики» принесли Вергилию известность. Он стал главой литературного кружка, которому покровительствовал Меценат — знатный и богатый сторонник Октавиана — будущего императора Августа.
«Георгики» — дидактическая поэма о труде земледельца, написанная в 30-е годы до н. э. По своему характеру и форме (использование гекзаметра и т.д.) она напоминает «Труды и дни» Гесиода. Идеал Вергилия, воплощенный в поэме, патриархален, связан с сельской, а не городской жизнью.
«Энеида» — величайшее произведение Вергилия и, в известном смысле, всей римской литературы. Она писалась в течение ряда лет и была закончена поэтом в год его смерти. Взяв за образец «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, Вергилий в качестве героя выбирает не одного из греков, а их противника — троянца Энея. После разгрома Трои он, подобно Одиссею, совершает путешествие и находит приют в Италии. Использование этого мифа имело политический характер: император Август выводил свой род от сына Энея Иула. При всем сходстве с гомеровским эпосом «Энеида» — авторское произведение, что отражается в композиции (расчетливое введение вставных эпиллиев, своего рода стихотворных новелл), в отработанности гекзаметра, появлении психологической мотивировки поведения героев (особенно в описании любви к Энею и гибели Дидоны, карфагенской царицы). На протяжении столетий «Энеида» была образцом для подражания в области эпической поэзии.
Гораций. В кружок, покровительствуемый Меценатом, входил и другой великий поэт Древнего Рима — Квинт Гораций Флакк (65 — 8 до н.э.). Впервые Гораций обратил на себя внимание эподами, созданными в подражание Архилоху. Эпод — произведение, написанное в перемежающемся ритме (например, с чередованием дактилических и ямбических диметров). У Горация это стихи, посвященные современности, в которых можно встретить как восхваление (Мецената, Августа), так и резкую критику (например, вольноотпущенников, проникших во власть благодаря хитрости).
За сборником из 17 эподов последовало две книги сатир, написанных гекзаметром. В сатирах не только критикуются различные пороки, поразившие римское общество: жадность и зависть, мотовство и властолюбие, но и утверждается авторский идеал: уход в частную жизнь, общение с природой, которое нельзя найти в городе, патриархальный уклад.
В 23 — 13 гг. до н. э. выходят четыре книги «Од» Горация. В последней книге, повинуясь императору Августу, поэт воспел подвиги
56его пасынков — Тиберия и Друза. В одах использовано 12 размеров, заимствованных поэтом у Алкея, Сапфо, Анакреонта и других древнегреческих лириков. Оды построены как обращение — к человеку, Музе, какому-либо предмету. Они принесли Горацию наибольшую славу в веках, особенно 30-я ода из 3-й книги — «К Мельпомене». Уже Овидий в финале «Метаморфоз» излагает те же мысли очень близко к тексту Горация. Первые слова этой оды («Exegi monument(um)» — «Я памятник воздвиг»)
Пушкин избрал эпиграфом к своему «Памятнику». Напомним, что источником для Горация была элегия Феогнида, адресованная Кирну, но есть и более древний прообраз этой оды — древнеегипетское стихотворение «Похвала писцам», откуда к Горацию пришел образ пирамид: творчество сохраняет память о поэте крепче пирамид.
Из посланий Горация, написанных гекзаметром, особенно важно последнее — «Послание к Пизонам», иначе называемое «Об искусстве поэзии», где изложена нормативная поэтика Горация, сыгравшая значительную роль при разработке поэтики классицизма. Гораций требует соблюдать единство формы и содержания, простоту и цельность избранного стиля, который нельзя смешивать с другими стилями, предъявляет к поэту требование высокого профессионализма.
Овидий. Публий Овидий Назон (ок. 43 до н.э. — 18 н.э.) прославился своим сборником «Любовные элегии», где подражал римским поэтам Катуллу, Тибуллу, Проперцию и др. Героиня элегий, названная Коринной по имени древнегреческой поэтессы, побеждавшей на поэтических состязаниях самого Пиндара, чьей наставницей она была, отличается от Лесбии Катулла полным отсутствием индивидуальных черт. С присущим ему поэтическим блеском, но холодно и подчас иронично Овидий описывает «науку страсти нежной». Он продолжил эту тему в пародийно-дидактических поэмах «Наука любви» и «Лекарство от любви». Совершенно иным, искренним тоном отмечены последние произведения Овидия, написанные в ссылке, куда его отправил император Август, — «Скорбные элегии» и «Письма с Понта».
Самое выдающееся произведение Овидия — поэма в 15 книгах «Метаморфозы». Овидий избрал мотив превращений, который он проследил в мифах о богах и героях — от возникновения космоса из хаоса до превращения Юлия Цезаря в звезду, — основываясь на идущем от Пифагора представлении о переселении душ — метемпсихозе. Песни поэмы, излагающие мифы о превращениях Нарцисса в цветок, статуи Пигмалиона Галатеи в живую женщину и т.д., стали источником для вдохновения многих писателей, художников, композиторов последующих эпох. Овидий, вычленивший из мифов идею изменчивости, как бы предсказал наступление новой — переходной — фазы в развитии культуры, отмеченной утратой стабильности как в реальности, так и в ощущениях людей.
Проза. Юлий Цезарь. Гай Юлий Цезарь (102 или 100 —44до н.э.) — выдающийся политический деятель и полководец Древнего Рима, первым получивший от сената титул императора, один из основоположников латинского литературного прозаического языка. Его «Записки о Галльской войне» (52/51 гг. до н.э.) и «Записки о гражданской войне» (44 г. до н.э.) — замечательные памятники простого и благородного литературного стиля. Его трагедия «Эдип» и ряд других произведений (памфлеты, поэма «Путь», письма, речи, афоризмы, трактат «Об аналогии», посвященный Цицерону», и др.) до нас не дошли.
Цицерон. Марк Туллий Цицерон (106 —43 до н.э.) — величайший оратор древности. До нас дошли 58 речей Цицерона (и отрывки из еще 17 речей), трактаты и диалоги философского, дидактического, политического содержания, около 900 писем. Особое значение имеют его работы по ораторскому искусству, где систематически изложены основы риторики.
- Введение теоретические основы истории литературы
- Античная мифология и фольклор
- Литература древней греции Гомеровский эпос
- 7 Метонимия (греч. Переименование) — обозначение предмета или явления по одному из его признаков, замена предмета его частью.
- Ранняя классика
- Древнегреческая лирика VII—V вв. До н.Э.
- Древнегреческая трагедия
- Древнегреческая комедия
- Прозаические жанры древнегреческой литературы
- «Золотой век» древнеримской литературы
- Римская литература I — II вв. И. Э.
- Литература средних веков
- Литература Поздней Античности как переходного периода
- Средневековая литература на латинском языке
- 9 О Единой цепи бытия см. Главу «Шекспир».
- Средневековый героический эпос
- 10 Бахтин м.М. Эпос и роман //Бахтин м.М. Вопросы литературы и эстетики. — м., 1975. — с. 456 (термином «эпопея» автор обозначает героически» эпос).
- 11 Пропп в.Я. Фольклор и действительность. — м, 1976. — с. 20.
- Средневековая рыцарская литература
- Средневековая городская литература
- Средневековая литература стран Востока
- Литература предвозрождения
- Предвозрождение в италии
- Литература эпохи возрождения
- 8 Апреля 1341 г. Петрарка был торжественно увенчан лавровым венком на Капитолии в Риме, прочел свою речь перед сенатом, был объявлен почетным гражданином Рима.
- Боккаччо
- 15 'Томашевский н. Предисловие //Петрарка ф. Лирика; Автобиог фическая проза. — м, 1989. — с. 10.
- Высокое и Позднее Возрождение в Италии
- Северное возрождение
- Возрождение во франции
- 19 Эпистолярный жанр — переписка, задуманная или позже воспринятая ка художественное произведение, предполагающее широкий круг читателей.
- 20 Бахтин м.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Среднев ковья и Ренессанса. — м., 1990. — с. 7.
- Возрождение в испании
- Возрождение в англии Ранний этап английского Возрождения
- Высокое Возрождение в Англии
- Аникин г.В., Михальская н.П. История английской литературы. — м., 1985.-с.
- Переход от эпохи возрождения к XVII веку
- Шекспир
- 27 См.: Шайтанов и.О. История зарубежной литературы: Эпоха Возрождения: в 2 т. - м., 2001. - т. 2. - с. 184- 189.
- 28 Фолио — книга, изданная форматом 1/2 листа, получаемым фальцовкой один сгиб.
- 29 См.: Барт м.А. Шекспир и история. — м., 1976.
- 30 См.: Пинский л. Е. Шекспир. Основные начала драматургии. — м., 1971
- 31 Гёте и.В. Об искусстве. — м., 1975. — с. 337 — 338. 138/
- Сервантес
- 32 Бергсон а. Смех. — м., 1992. — с. 17.
- Литература XVII века
- Барокко
- Классицизм
- Литература испании
- Лопе де Вега и его школа
- Литература франции
- Мильтон. Начало творческой деятельности.
- Из истории литературы востока XVII века япония
- 36 Пуришев б. И. Рококо // Краткая литературная энциклопедия. — м 1971.т. 6.-Стб. 339.
- Дефо, Свифт, Ричардсон, Филдинг, Смоллетт
- Сентиментализм в Англии
- 38 Пуришев б. И. Рококо // Краткая литературная энциклопедия. — м.| 1971. — т. 6. — Стб. 340.
- Вольтер
- Литература рубежа XVIII-XIX веков
- Предромантизм
- Немецкая литература
- 40Жирмунский в.М. Очерки по истории классической немецкой литературы.-л., 1972. -с. 309-310.
- 1808 Г. С февраля 1825 г. По июль 1831 г. Гёте, пишет вторую часть «Фауста» (эпизод с Еленой из этой части был написан в 1800 г.). Произведение полностью опубликовано в гол смерти писателя, в 1832 г.
- Литература XIX века
- Романтизм
- 41 См.: Неупокоева и. Г. О типах романтической литературы // Неизученные страницы европейского романтизма. — м., 1975. — с. 3 — 22
- Немецкий романтизм
- Английский романтизм
- Французский романтизм
- Реализм
- Бальзак
- Реализм в англии Диккенс
- 43 Шайтанов и.О. Послесловие/Леккерей у.М. Ярмарка тщеславия: в 2 т. - м„ 1986. - т. 2. -с. 580.
- 45 Аболиционизм — борьба за освобождение негров от рабства
- Литература рубежа XIX-XX веков
- Новые «континенты» в «географии» всемирной литературы.
- Реализм рубежа XIX—XX веков
- Сатирико-юмористическая линия реализма: г. Манн, Марк Твен, о. Генри
- Натурализм
- Символизм
- 1896, И др.) бросают вызов своей судьбе. В трактате «Сокровенный храм» (1902) утверждается необходимость активного вмешательства в жизнь.
- Неоромантизм
- Эстетизм
- Литература XX века
- Модернизм
- Дадаизм
- Экспрессионизм
- Экзистенциализм
- Литература «потерянного поколения»
- Социалистический реализм
- Неореализм
- Жанровые генерализации в литературе XX века
- Философская жанровая генерализация
- Психологическая жанровая генерализация
- Историческая жанровая генерализация
- Биографическая жанровая генерализация
- Документальная жанровая генерализация
- Фолк-литературная жанровая генерализация
- Хемингуэй
- Литература рубежа XX-XXI веков