logo
Литература Луков

Средневековая литература на латинском языке

Клерикальная литература. Она представлена выдающимися именами, такими как: Иоанн Скот Эриугена, Абеляр, Франциск Ассизский, Бонавен-тура, Альберт Великий, Фома Аквинский. Но имена многих писателей не сохранились, так как изложенный еще Тертуллианом принцип, .согласно которому чем текст древнее, тем он ближе к истине, заставлял их приписывать свои сочинения авторитетным деятелям времен первых христиан. Так, например, поступил гениальный автор V — начала VI в. (возможно, Петр Ивер) в трактате «О небесной иерархии» впервые представивший небесные силы как расположенные по иерархической лестнице. Он перенес эту идею на священников в трактате «О церковной иерархии»: иерархия людей продолжает иерархию ангелов — чистый свет отражается чистыми зеркалами. В трактатах «О божественных именах» и

«Таинственное богословие» он развил учение о Великой аналогии, о символе, заложил основы учения о Единой цепи бытия9. Стремясь придать своим сочинениям авторитетность, он выдал их за труды грека Дионисия, крещенного самим апостолом Павлом. Этот автор ныне именуется Псевдо-Дионисием Ареопагитом.

Средневековая клерикальная литература на латинском языке выработала новые жанры: видение (повествование о путешествии души во время сна по загробному миру), житие (рассказ о рождении святого, первых подвигах святости, чудесах при жизни и после смерти), религиозный гимн, послание, комментарий к Священному Писанию, исповедь и т.д. В их основе лежали образцы текстов, входящих в Новый Завет. Клерикальная литература отличается риторичностью, дидактизмом, притчевостью, экзальтацией.

Характерный пример — написанное в XII в. в Ирландии на латинском языке «Видение Тнугдала».

Душа рыцаря Тнугдала, не почитавшего божью церковь, во время трехдневного сна совершает путешествие по аду, где видит муки грешников, и по Серебряному и Золотому городам, а также по городу Драгоценных камней, где обитают души праведников. Получив хороший урок, она возвращается в тело рыцаря, и тот становится самым добросовестным прихожанином церкви.

«Видение Тнугдала» — один из источников «Божественной комедии» Данте.

Каролингское Возрождение. Король франков, а с 800 г. император средневековой Римской империи Карл Великий (768 — 814) поставил перед собой целью «возрождение Римской империи», для чего, в частности, собрал при своем дворе в Аахене самых образованных людей Европы и основал Академию по примеру древних