logo
Литература Луков

Античная мифология и фольклор

Античная литература опиралась на развивавшееся на протяжении веков устное народное творчество и переняла от него как некоторые внешние черты (например, формульность фольклора), так и определявшую его содержание мифологичность. Древние римляне, имевшие собственные верования (от них остались лишь отдельные следы), не позже VI — начала V в. до н. э. начали заимствовать греческую мифологию, присваивая греческим богам имена римских божеств. Параллельно разрабатывался «римский миф» — легенды о создании Рима Ромулом, об Энее, о битве Горациев и Курищиев, о самоубийстве Лукреции, о сожжении руки Муцием Сценолой, о гусях, спасших Рим, и т.д. «Римский миф» в наиболее древней форме предстает у Вергилия как идея о предназначении Рима справедливо править миром, усмиряя дерзких и щадя покорных (сюда же можно отнести обожествление римских императоров).

Основа греческой мифологии. Античную теогонию (происхождение богов) можно свести к следующей схеме: из хаоса (гр. зев, бездна, позже — беспорядок, неразбериха) возник упорядоченный мир — космос (гр. — порядок, мир, наряд, украшение, красота), первые боги: Гея (Земля), Никта (Ночь), Эреб (Мрак), Гартар (Бездна), Эрос (Любовь). От Геи родились Уран (Небо) и Понт (Море). Эти боги не имели внешней персонифицированной формы, ассоциировались со стихиями. Хотя здесь представлены три этапа рождения богов (Хаос — Гея — Уран и Понт), их аморфность настолько велика, что весь начальный период теогонии можно рассматривать как одно, I поколение.

II поколение произошло от браков этих богов: Эреб и Пикта породили трех мойр — богинь судьбы (Лахесис отмеряет жизнь, Клото прядет нить, Атропос обрезает нить судьбы), трех (Эриний — богинь мщения (Алекто, Мегеру и Тизифону), Гипно -

са — бога сна, Мома — бога злой насмешки, Немезиду — богиню справедливого возмездия, Танатоса — бога смерти, Харона — перевозчика душ через Стикс в царстве мертвых, Эриду — богиню раздора, Эфира — олицетворение воздуха и др.; Гея и Хаос породили Пифона — ужасного змея; Гея и Тартар породили Тифона — огнедышащего великана и Ехидну

— полуженщину-полузмею; Гея и Понт породили пять существ, в том числе Нерея — доброго морского старца, Форкия и его жену Кето — владык морских чудовищ; Гея и Уран породили трех гекатонхейров — сторуких пятидесятиголовых великанов, трех киклопов (циклопов) — одноглазых великанов, 13 гигантов, 12 титанов (среди них Океан, его жена Тефида; Гиперион, его жена Тейя; Фемида — Правосудие; Крон — Время, его жена Рея) и т.д.

От Крона и Реи рождается III поколение богов: Гестия — богиня домашнего очага, Деметра — богиня плодородия, Гера — богиня брака, покровительница моногамной семьи, Аид — бог подземного царства, Посейдон — бог морей, Зевс — младший сын, верховный бог греческого пантеона. К этому же поколению относятся порождения Океана и Тефиды

— 3 000 богов рек, 3 000 океанид (в том числе Азия, Калипсо, Плуто, Стикс, Электра); порождения Нерея и Дориды — 50 нереид (в том числе Фетида, Галатея); дети Гипериона и Тейи — Гелиос (бог солнца), Селена (богиня луны), Эос (богиня зари); дети Тавманта и Электры — Ирида (богиня радуги), гарпии (отвратительные полуженщины-полуптицы); порождения Форкия и Кето — Ладон (дракон, охранявший сад с золотыми яблоками на горе Атлас), граи (старухи, седые от рождения, с одним глазом и одним зубом на троих), горгоны (Медуза, Сфено, Эвриала) и др.; порождения Тифона и Ехидны — Кербер, Лернейская гидра, Немейский лев, орел Зевса, Орф, Сфинкс, Химера; дети Иапета и Климены — Атлант, Прометей и др.

К IV поколению относятся дети Зевса от женских божеств второго поколения: от Фемиды, второй жены (оры — богини порядка и справедливости); от Мнемозины (музы — богини искусств: Каллиопа — эпической поэзии, Клио — истории, Мельпомена — трагедии, Полигимния

От поколения к поколению прослеживается ясно выраженная тенденция: бесформенное, бесполое начало — темные стихии — чудовища

Олимпийские боги. Греко-римские соответствия богов. Боги третьего и четвертого поколений составили группу главных античных богов, так называемых двенадцати олимпийских богов: Зевс (у римлян ему соответствует Юпитер), его жена и сестра Гера (лат. Юнона), его братья Аид (лат. Плутон) и Посейдон (лат. Нептун), его сестры Гестия (лат. Веста) и Деметра (лат. Церера), его сыновья Аполлон (лат. Аполлон), Арес (лат. Марс), Гермес (лат. Меркурий), Гефест (лат. Вулкан), его дочери Афина (лат. Минерва) и Артемида (лат. Диана). Чтобы ввести в дюжину богов еще двух детей Зевса — Диониса (лат. Бахус, Вакх) и Афродиту (лат. Венера), был сложен миф о том, что Гестия, которой наскучили ссоры Богов, покинула Олимп, уступив место Дионису, а Афродита занимает место обычно пребывающего в подземном царстве Аида.

Олимпийские боги воплощают упорядоченный космос в противоположность хаосу. Однако они сохранили и некоторые черты ч тонических божеств (произошедших от земли), подобно чудовищам и звероподобным существам первых поколений.

Перечислим также некоторые другие соответствия греческих и римских богов: Эрос — Амур, Крон — Сатурн, Ника — Виктория, Пан — Фавн, Тихе — Фортуна, Эос — Аврора, мойры — парки, музы — камены, хариты — грации; героев: Геракл — Геркулес, Одиссей — Улисс.

«Дионисийское» и «аполлоновское» начала. Немецкий философ Ф. Ницше в работе «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), использовав имена двух древнегреческих богов, противопоставил

два начала культуры: «дионисийское» («жизненное», оргиастически-буйное, трагическое, темное) и «аполлоновское» (созерцательное, логически-членящее, односторонне-интеллектуальное, светлое), видя идеал в их слиянии. На самом деле темное начало есть и в светоносном Аполлоне, а светлое — и в Дионисе, однако предложенное Ницше противопоставление закрепилось и широко используется в науке.

Процесс формирования античной мифологии как системы. Строй­ная система античных мифов — в действительности иллюзия. В разные периоды и в разных областях античного мира существовали различные мифологические представления. Древнегреческая мифология складывалась на протяжении многих веков из культов местных божеств, а приобрела известное единство и превратилась в стройную систему к VIII—V вв. до н.э. Упорядочение мифов нашло отражение в поэме Гесиода «Теогония» (мифы о возникновении космоса из хаоса, поколениях богов, олимпийских богах, союзах богов и смертных), в гомеровских поэмах «Илиада» и «Одиссея» (мифы о богах и героях, миф о Троянской войне), в трагедиях Эсхила, Софокла, Еврипида (циклы мифов о героях).

Систематизация мифов, составление генеалогических таблиц богов и героев были проделаны писателями, философами, мифографами — появившимися не позднее V в. до н. э. собирателями и излагателями мифов (Гиппий, Анаксимен, Асклепиад и др). В III в. до н.э. Эвгемер предложил рассматривать всех мифологических персонажей как реально живших людей, а мифологические события — как реальные события истории (по его имени историзация мифов получила название эвгемеризм). Завершение систематизации всей античной мифологии относится к VII в. н. э. и связывается с трудами трех т. н. ватиканских мифографов.

Изучение античной мифологии позволяет понять эволюцию тезауруса древних греков и римлян на протяжении многих столетий. Мифология составляет основу античной культуры, в том числе литературы, на всем протяжении ее развития даже с учетом изменения отношения к мифу как к предмету безусловной веры, появления на определенном этапе скептического к нему отношения. Античные мифы о богах и героях — неиссякаемый источник «вечных образов» и «вечных сюжетов» мировой литературы.