logo
Литература Луков

9 О Единой цепи бытия см. Главу «Шекспир».

Во главе Академии встал англосакс из Йорка Алкуин (730 — 804), в ней трудились вестгот из Испании Теодульф, франк Эйнхард (автор одной из лучших биографий раннего Средневековья — «Жизнь Карла Великого»), лангобард Павел Диакон (создатель «Истории лангобардов»), архиепископ Августодунский Муадвин it другие выдающиеся литераторы. Они отказались от своих «варварских» имен и назвались именами великих античных авторов: Ллкуин стал Горацием, Ангильберт — Гомером, Муадвин — Назоном (т.е. Овидием) и т.д. Они возродили античные метры (гекзаметр, элегический дистих, ямбический диметр и т.д.), строфы (архилохову, сапфическую, алкееву и др.), жанры эклоги («Словопрение Весны с Зимой» Алкуина), эпитафии («Эпитафия племяннице Софии» Павла Диакона), панегирика, послания («Альбин Коридону» Алкуина, «К

Лиутгеру-клирику» Валахфрида Стра-Гюна), басни («Об утерянной лошади» Теодульфа, приписываемая Павлу Диакону «Басня о Льве и Лисице») и др., языческую образность (Феб, Купидон, Бахус, Ахерон и др.), литературных персонажей (например, Палемон и Дафнис из III и VIII эклог Вергилия в «Словопрении Весны с Зимой» Алкуина), описатель-иость в духе Авсония («Во славу Ларского озера» Павла Диакона, «Об уходе за садами» Валахфрида Страбона).

Но содержание их произведений уже сугубо средневековое: вопросы христианской веры, борьба с ересью, верность христианским правителям, жизнь и подвиги святых и т.д. Не случайно тема плотской любви, столь характерная для античности, заменяется темой дружбы (например, в послании Алкуина «Альбин Коридону», послании Валахфрида Страбона «К Лиутгеру-клирику»). Поздний представитель Каролингского Возрождения Валахфрид, воспитатель внука Карла Великого — Карла Лысого, переработал прозаическое видение, написанное аббатом Гайто, и его «Видение Ветти-па» стало первым образцом средневекового жанра видения.

Просуществовавшее очень недолго Каролингское Возрождение стало первым примером «малых Возрождений» в средневековой культуре Европы.

Поэзия вагантов. На латинском языке сложилась поэзия вагантов (лат. vagantis — бродяги), или голиардов, — один из немногих примеров письменной фиксации смеховой культуры Средневековья. Первоначально авторами песен были студенты, переходившие из университета в университет (преподавание во всех университетах Европы велось на латинском языке), беглые монахи и т.д., но в пору расцвета поэзии вагантов (XII —XIII вв.) в их числе можно найти и крупных деятелей церкви. Самый замечательный поэт-вагант, известный под псевдонимом Архипиита (XII в.), пользовался покровительством архиепископа Кельнского, имперского канцлера Рейнальда, к которому обращена его шутливая «Исповедь». Темы песен вагантов — веселье, вино, женщины, нежелание учиться, скоротечность жизни, плотские желания как проявления естества. Ваганты обычно использовали короткую строку, разговорный стиль, простую рифму. В анонимной «Беззаботной песне» (XI или XII в.) отражены характерные мотивы поэзии вагантов:

«Бросим все премудрости.

По боку учение!

Наслаждаться в юности —

Наше назначение.

Только старости пристало

К мудрости влечение».

{Перевод О. Румера)

Из поэзии вагантов выросла знаменитая студенческая песня XII в. «Gaudeamus igitur» («Так будем веселиться»), ставшая традиционным гимном студентов.