Сентиментализм в Англии
Сентиментализм как направление просветительской литературы зародился в 1720-е годы в Англии. Это была реакция на просветительский рационализм с его оптимизмом, гедонизмом и неверием. Сентименталисты ставили Чувство выше Разума, Природу выше Цивилизации. Отсюда присущий литературе сентиментализма глубокий лиризм. В сентименталистской литературе происходит «открытие природы» и новых переживаний, которые вызывает созерцание прекрасных видов. Пейзаж становится важнейшим средством характеристики персонажа и автора, что расширяет возможности психологизма в литературе.
Поэзия. Томсон. Основоположником сентиментализма был Джеймс Томсон (1700—1748). Томсон — автор поэмы «Времена года» (1726—1730), написанной белым стихом. Используя традиции дидактической поэмы,
Томсон создал новую разновидность жанра — описательную поэму, в которой описание природы стало самоцелью, а в человеке было выявлено чувство природы (предшественником Томсона может быть назван поэт поздней Античности Авсоний как автор поэмы «Мозелла»). Природа у Томсона —отождествляется с сельской идиллией.
Юнг. Эдуард Юнг (правильнее Янг, 1683—1765) в религиозно-дидактической поэме «Жалоба, или Ночные размышления о жизни, смерти и бессмертии» (1742—1745) усилил субъективно-лирический аспект в описании природы. Природа, ночью становящаяся призрачной, пробуждает меланхолические переживания, скорбные мысли о суетности стремлений и желаний перед лицом неизбежной смерти, и только мысль о бессмертии души и загробном блаженстве приносит лирическому герою успокоение. Эпизод «Мысли на кладбище» из этой поэмы породил целое направление в европейской поэзии, получившее название «кладбищенская лирика».
Грей. Ярчайший пример — «Элегия, написанная на сельском кладбище» (1751) Томаса Грея (1716—1771). Это произведение сделало жанр элегии ведущим в поэзии сентиментализма. Грей противопоставляет жестокость городской жизни и патриархальный, идиллический уклад жизни в деревне. В отличие от жанра пасторали, сентименталистская элегия включает в себя бытовые зарисовки.
Проза. Несколько позже, чем поэзия, заявляет о себе сентименталистская проза. Уже романы Ричардсона содержат явные черты сентиментализма. Одной из вершин сентименталистской прозы может быть назван роман «Векфильдский священник» (1766) Оливера Голдсмита (1728— 1774).
Стерн. Крупнейшим представителем английского и европейского сентиментализма, давшим своим «Сентиментальным путешествием» название всему направлению и вместе с тем отразившим начало его кризиса, был Лоренс Стерн (1713—1768). Он родился Ирландии, в семье бедного армейского офицера, получил богословское образование в Кембридже и с 1738 г. в течение 20 лет служил сельским священником в графстве Йоркшир.
Самое значительное произведение Стерна — роман «Жизнь И мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (1760— 1767). Сентиментальность в романе сочетается с иронией над ней. В описании персонажей Стерн заменяет классический принцип «ведущей черты» введением «хобби» (hobbyhorse) — некоего чудачества, ребячливой иллюзии.
Таков один из главных персонажей романа — чувствительный дядя Тоби. Роман пародирует сложившуюся под влиянием Дефо, Ричардсона, Филдинга романную модель как жизнеописание персонажа: в конце книги главный герой — Тристрам Шенди — достигает лишь пятилетнего возраста. Композиция романа лишена логической упорядоченности, текст перебивается многочисленными отступлениями, юмористическими замечаниями и обращениями к читателю, что должно подчеркнуть ироническое отношение автора к рационализму.
Через два года после того, как Стерн сложил с себя сан священника, он начал издавать свои проповеди, приписав их Йорику, шуту, чей череп держит Гамлет в шекспировской трагедии («Проповеди мистера Йорика», 1760— 1769). В проповедях присутствовал юмор, были сделаны попытки рассмотреть психологическую основу поступков библейских персонажей.
«Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768) -последнее произведение Стерна. В нем повествование ведется от имени путешественника Йорика. Стерн, имитируя путевые заметки, разрабатывает совершенно новый подход к описанию: фиксируется не объективная сторона действительности, а субъективный взгляд персонажа на нее, его ощущения, необычайно тонкие, детализированные, но подвергаемые сомнению с помощью вездесущего стернианского юмора.
Стерн — один из английских писателей, оказавших огромное влияние на мировую литературу.
ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
XVIII в. во Франции проходит под знаком подготовки Великой французской революции (1789— 1794), в результате которой права привилегированных сословий (духовенства и дворянства) будут резко ограничены, а к власти придет верхушка «третьего сословия», включавшего буржуазию и трудовой народ. Абсолютизм вступил в пору кризиса уже в последние годы правления Людовика XIV, умершего в 1715 г. Начинается период Регентства. Преемники регента при малолетнем Людовике XV герцога Филиппа Орлеанского герцог Бурбон и кардинал Флёри не смогли вывести страну из кризиса.
После смерти кардинала Флёри Людовик XV решил править самостоятельно. Он тратил огромные средства на развлечения, окружал себя роскошью, разоряя государственную казну. Легенда приписывает королю или его фаворитке мадам де Помпадур ставшие крылатыми слова: «После нас — хоть потоп».
В 1774 г. на престол взошел 20-летний Людовик XVI, по-юношески мечтавший вывести страну из кризиса путем реформ. Но преодолеть кризис оказалось невозможным. Революция стала неизбежной.
Основные направления французской литературы XVIII в. В аристократической среде господствующее положение заняла культура рококо, нашедшая отражение и в литературе. Этому утонченному, но поверхностному направлению противостоит литература Просвещения, в которой выделяются несколько направлений: просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм. Параллельно Просвещению все более набирает силу антипросветительское течение, которое сейчас именуют предромантизмом.
Стиль рококо во Франции. Со времен Регентства в аристократической среде наблюдается упадок нравственности. Аристократы, чувствующие, что приближается конец их благополучия, хотят получить от жизни все доступные им наслаждения. Героем дворянского общества стал итальянский авантюрист Джованни Казанова, посвятивший свою жизнь поискам любовных приключений, богатства и успеха, которые были впоследствии описаны им по-французски в знаменитых «Мемуарах».
Рушились понятия дворянской чести и долга. Самые знатные женщины бесстыдно выставляли напоказ свою развращенность. Огромные средства аристократы тратили на роскошь. Каждый день они надевали новый костюм, повинуясь капризам моды, которая становится все более изощренной. Маркиза Помпадур, отличавшаяся малым ростом, изобрела высокие каблуки. Королева Мария-Антуанетта первой появилась в брюках. Дамы делали такие высокие и сложные прически, что ездили в каретах, стоя на коленях.
Архитектура подчинилась новым требованиям: вместо огромных залов барокко и классицизма строились небольшие уютные помещения, где было удобно принимать ближайших друзей — будуары. Их украшали с большим изяществом и роскошью. Особенно широко использовался лепной узор в виде раковины. По-французски раковина называется «рокай», отсюда слово «рококо», первоначально относившееся к архитектурному стилю, а позже распространенное и на другие виды искусства, в том числе и на литературу.
Излюбленные жанры писателей французского рококо — пастораль, стихотворная новелла-сказка, галантный и фривольный роман, мемуары, гривуазные (т.е. игривые, легкомысленные, не вполне пристойные) комедии, короткие стихотворения (эпиграммы, романсы, послания), которые обычно называют «легкой поэзией».
Некоторые произведения рококо оказали известное влияние на литературу последующего времени. Таковы ранние галантно-авантюрные романы Пьера де Мариво (1688—1763) «Фарзамон...» (1712, опубл. 1737), «Приключения или Удивительные действия симпатии» (1713—1714), его любовно-психологические коедии «Сюрприз любви» (1723), «Двойное непостоянство» (1723), «Игра любви и случая» (1730) и др.; образцы «легкой поэзии» Эвариста Парни (1753 — 1814), вошедшие в сборники «Эротические стихотворения» (1778), «Поэтические безделки» (1779); фривольно-авантюрный роман Жан-Батиста Луве де Кувре (1760—1797) «Любовные похождения кавалера де Фобласа» (1792— 1796).
Мотивы рококо можно встретить в творчестве вождей Просвещения Вольтера и Дидро. Стихи Парни высоко ценил юный А.С.Пушкин. Писатели рококо освобождали литературу от высокопарности классицизма, пробивали дорогу новой, более свободной поэзии.
Но, как писал проф. Б. И. Пуришев, «только жизнерадостное вольномыслие просветителей развенчивало "старый порядок", в то время как рококо часто его украшало, порой превращая в игривую нарядную сказку»38.
Просвещение. Наиболее значительным явлением французской литературы XVIII в., определившим ее характер и основные достижения, была литература Просвещения. Просветители подвергли беспощадной критике феодально-абсолютистский строй Франции, обрушились на реакционную философию и науку, заклеймили церковь. Они выступали за создание на земле царства Разума, в котором будут воплощены принципы «свободы, равенства и братства», и идеологически подготовили Великую французскую революцию.
В основе концепции просветителей лежит культ Разума и культ Природы. Единство Разума и Природы — основа для их представления о «естественном человеке» (это идеальное представление воплощено в философской повести Вольтера «Простодушный», в трактатах Руссо, в ряде других произведений). Просветителям свойственна абсолютизация таких понятий, как истина («вечная истина»), справедливость («вечная справедливость»), неверная оценка перспектив развития общества после буржуазной революции. Но это объясняется вовсе не стремлением просветителей прикрыть общечеловеческими лозунгами корыстные цели буржуазии, а временем, в которое они жили, особенностями менталитета эпохи.
- Введение теоретические основы истории литературы
- Античная мифология и фольклор
- Литература древней греции Гомеровский эпос
- 7 Метонимия (греч. Переименование) — обозначение предмета или явления по одному из его признаков, замена предмета его частью.
- Ранняя классика
- Древнегреческая лирика VII—V вв. До н.Э.
- Древнегреческая трагедия
- Древнегреческая комедия
- Прозаические жанры древнегреческой литературы
- «Золотой век» древнеримской литературы
- Римская литература I — II вв. И. Э.
- Литература средних веков
- Литература Поздней Античности как переходного периода
- Средневековая литература на латинском языке
- 9 О Единой цепи бытия см. Главу «Шекспир».
- Средневековый героический эпос
- 10 Бахтин м.М. Эпос и роман //Бахтин м.М. Вопросы литературы и эстетики. — м., 1975. — с. 456 (термином «эпопея» автор обозначает героически» эпос).
- 11 Пропп в.Я. Фольклор и действительность. — м, 1976. — с. 20.
- Средневековая рыцарская литература
- Средневековая городская литература
- Средневековая литература стран Востока
- Литература предвозрождения
- Предвозрождение в италии
- Литература эпохи возрождения
- 8 Апреля 1341 г. Петрарка был торжественно увенчан лавровым венком на Капитолии в Риме, прочел свою речь перед сенатом, был объявлен почетным гражданином Рима.
- Боккаччо
- 15 'Томашевский н. Предисловие //Петрарка ф. Лирика; Автобиог фическая проза. — м, 1989. — с. 10.
- Высокое и Позднее Возрождение в Италии
- Северное возрождение
- Возрождение во франции
- 19 Эпистолярный жанр — переписка, задуманная или позже воспринятая ка художественное произведение, предполагающее широкий круг читателей.
- 20 Бахтин м.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Среднев ковья и Ренессанса. — м., 1990. — с. 7.
- Возрождение в испании
- Возрождение в англии Ранний этап английского Возрождения
- Высокое Возрождение в Англии
- Аникин г.В., Михальская н.П. История английской литературы. — м., 1985.-с.
- Переход от эпохи возрождения к XVII веку
- Шекспир
- 27 См.: Шайтанов и.О. История зарубежной литературы: Эпоха Возрождения: в 2 т. - м., 2001. - т. 2. - с. 184- 189.
- 28 Фолио — книга, изданная форматом 1/2 листа, получаемым фальцовкой один сгиб.
- 29 См.: Барт м.А. Шекспир и история. — м., 1976.
- 30 См.: Пинский л. Е. Шекспир. Основные начала драматургии. — м., 1971
- 31 Гёте и.В. Об искусстве. — м., 1975. — с. 337 — 338. 138/
- Сервантес
- 32 Бергсон а. Смех. — м., 1992. — с. 17.
- Литература XVII века
- Барокко
- Классицизм
- Литература испании
- Лопе де Вега и его школа
- Литература франции
- Мильтон. Начало творческой деятельности.
- Из истории литературы востока XVII века япония
- 36 Пуришев б. И. Рококо // Краткая литературная энциклопедия. — м 1971.т. 6.-Стб. 339.
- Дефо, Свифт, Ричардсон, Филдинг, Смоллетт
- Сентиментализм в Англии
- 38 Пуришев б. И. Рококо // Краткая литературная энциклопедия. — м.| 1971. — т. 6. — Стб. 340.
- Вольтер
- Литература рубежа XVIII-XIX веков
- Предромантизм
- Немецкая литература
- 40Жирмунский в.М. Очерки по истории классической немецкой литературы.-л., 1972. -с. 309-310.
- 1808 Г. С февраля 1825 г. По июль 1831 г. Гёте, пишет вторую часть «Фауста» (эпизод с Еленой из этой части был написан в 1800 г.). Произведение полностью опубликовано в гол смерти писателя, в 1832 г.
- Литература XIX века
- Романтизм
- 41 См.: Неупокоева и. Г. О типах романтической литературы // Неизученные страницы европейского романтизма. — м., 1975. — с. 3 — 22
- Немецкий романтизм
- Английский романтизм
- Французский романтизм
- Реализм
- Бальзак
- Реализм в англии Диккенс
- 43 Шайтанов и.О. Послесловие/Леккерей у.М. Ярмарка тщеславия: в 2 т. - м„ 1986. - т. 2. -с. 580.
- 45 Аболиционизм — борьба за освобождение негров от рабства
- Литература рубежа XIX-XX веков
- Новые «континенты» в «географии» всемирной литературы.
- Реализм рубежа XIX—XX веков
- Сатирико-юмористическая линия реализма: г. Манн, Марк Твен, о. Генри
- Натурализм
- Символизм
- 1896, И др.) бросают вызов своей судьбе. В трактате «Сокровенный храм» (1902) утверждается необходимость активного вмешательства в жизнь.
- Неоромантизм
- Эстетизм
- Литература XX века
- Модернизм
- Дадаизм
- Экспрессионизм
- Экзистенциализм
- Литература «потерянного поколения»
- Социалистический реализм
- Неореализм
- Жанровые генерализации в литературе XX века
- Философская жанровая генерализация
- Психологическая жанровая генерализация
- Историческая жанровая генерализация
- Биографическая жанровая генерализация
- Документальная жанровая генерализация
- Фолк-литературная жанровая генерализация
- Хемингуэй
- Литература рубежа XX-XXI веков