logo
Литература Луков

Экзистенциализм

Философия экзистенциализма, или философия существования (от лат. existentia — существование) — иррационалистическое направление в философии, сыгравшее огромную роль в развитии литературного процесса Запада. Отдельные идеи экзистенциализма можно найти у французского мыслителя XYII в. Блеза Паскаля, а достаточно систематическое изложение

— у датского философа Серена Кьеркегора (1813— 1855), у русских философов рубежа XIX-XX вв. Н.Бердяева, Л.Шестова. В 1920-е — начале 1930-х годов крупнейшими представителями экзистенциализма стали немецкие философы Мартин Хайдеггер («Бытие и время», 1927) и Карл Ясперс («Философия», 3 т., 1932).

Если Хайдеггер хотел придать экзистенциализму подобие системно-логической концепции, то Ясперс заменил понятие «философия» термином «философствование», сблизив экзистенциализм с художественным творчеством. Философы этого направления на место бытия поставили экзистенцию, т.е. бытие отдельного человека, вместо традиционных философских категорий стали использовать понятия, связанные с жизнью индивида (рождение, смерть, забота, страх и т.д.). По Ясперсу, человеческое бытие имеет две стороны: «бытие-в-мире» и подлинное бытие (экзистенция)

— свобода, самость человека, которая выявляется только в пограничных ситуациях (болезнь, смерть и т.д.).

Французский экзистенциализм. Во второй половине 1930-х годов и в годы Второй мировой войны на первый план выходит французский экзистенциализм (Сартр, Симона де Бовуар, Камю, представитель христианского экзистенциализма Габриэль Марсель). Французские экзистенциалисты нередко предпочитали излагать свои философские идеи в художественной форме.

Сартр. Жан Поль Сартр (1905— 1980) — французский писатель и философ, один из наиболее крупных представителей экзистенциализма, идеи которого он воплотил в философских трактатах, художественной прозе, драматургии.

Философские взгляды. Основы философской концепции Сартра были заложены в 1930-е годы, особое развитие она получила в 1940-е годы («Бытие и небытие», 1943). Протестуя против придавленности личности в буржуазном обществе, манипулирования человеком, как вещью, Сартр выдвигает личность в центр своей философии, а на место философских категорий ставит заботу, совесть, страх и даже тошноту. Отсюда название первого романа Сартра «Тошнота» (1938), воплотившего экзистенциалистскую мысль о головокружении, охватывающем человека от сознания своего одиночества в чуждом и страшном мире.

Разрабатывая учение о трансцендировании, Сартр считает, что любые идеалы — это лишь одеяния, в которые облекается Ничто. Философ же призван разоблачить иллюзии сознания, раскрыть иллюзорность трансценденции. С понятием трансцендирования связаны представления о свободе и о выборе. Свободный выбор совершается перед лицом Ничто, а значит, только в результате внутренних побуждений. Можно избрать полное слияние с обществом, а можно быть самим собой, осуществить свою личность, противопоставив себя всем остальным людям. Отсюда мысль Сартра о том, что свобода — это не благо, а тяжелое бремя человека: «Человек обречен быть свободным».

Романы Сартра. Основные положения экзистенциализма развиты Сартром в трилогии «Дороги свободы» («Зрелый возраст», 1945; «Отсрочка», 1945; «Смерть в душе», 1949). Он углубляется в самоанализ героев, из романов исчезает рассказчик, его заменяет «поток сознания» того или иного героя. В сартровской прозе стремление к субъективному повествованию соединяется с элементами грубого натурализма.

Драматургия Сартра. Большой резонанс получила драматургия Сартра, основы которой заложены в трагедии «Мухи» (1943), воспринятой французами как антифашистская пьеса. Писатель разрабатывает «театр ситуаций», где борьба характеров заменяется борьбой философских тезисов, позиций, идей («Мертвые без погребения», 1946; «Грязные руки», 1948; «Дьявол и господь бог», 1951). В драматургии Сартра силен сатирический элемент, дается резкая критика современного буржуазного общества («Почтительная потаскушка», 1946; «Некрасов», 1956; «Затворники Альтоны», 1960).

Поздний период. В 1964 г. Сартру была присуждена Нобелевская премия по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». Но Сартр от премии отказался, заявив, что он «не желает, чтобы его превращали в общественный институт». Его радикальная позиция не позволяла ему в такой форме принять поддержку от осуждаемого им буржуазного общества. В 1968 г., отмеченном левацкими выступлениями французского студенчества, Сартр увлекся левоэкстремистскими идеями.

В последнем крупном произведении, представляющем итог всей литературной и философской деятельности писателя, — обширном исследовании о детстве и молодости Г.Флобера «Идиот в семье» (1971 — 1972) — Сартр пытался эклектически соединить идеи экзистенциализма, фрейдизма и марксизма.

Политическая позиция Сартра была крайне противоречива. Он неоднократно бывал в СССР, объявлял марксизм самой плодотворной философией XX в., затем внезапно менял свои взгляды. Философские и художественные произведения писателя оказали очень большое влияние на западную интеллигенцию, властителем дум которой Сартр был в течение нескольких десятилетий.

«Новый роман»

Модернизм, в годы Второй мировой войны отошедший на задний план, в 1950—1960-е годы обрел второе дыхание и породил неоавангардизм — новые формы литературного творчества, среди которых видное место занимает «новый роман» или антироман, как его определил Ж. П. Сартр в предисловии к роману Н. Саррот «Портрет неизвестного». Его представители — французские писатели Н.Саррот, А.Роб-Грийе, М.Бютор, К.Симон — настаивали на отказе от таких традиционных элементов художественного произведения, как сюжет и характеры. «Новый роман» позже сменился «новым новым романом» (термин Ж. Рикарду и Ф. Соллерса), еще более формализовавшим литературное творчество, заменившим произведение аморфным «текстом», что превратило литературу в чисто лингвистический опыт.

Саррот. Крупнейшим представителем «нового романа» стала Натали Саррот (урожд. Черняк, 1900— 1999). Она родилась в Иваново-Вознесенске, с 1907 г. жила во Франции. В сборнике миниатюр «Тропизмы» (1938) писательница сделала попытку воссоздать отдельные бессознательные психические акты, атомарные реакции и неоформившиеся ощущения, которые она и назвала «тропизмами». Сборник подготовил приход Саррот на позиции модернистского «нового романа», психологическую ветвь которого она возглавила (романы «Портрет неизвестного», 1948; «Планетарий», 1959; «Золотые плоды», 1963; «Между жизнью и смертью», 1968, и др.).

Саррот — один из основных теоретиков «нового романа» (сборник статей «Эра подозрений», 1956). В написанной в 1950 г. статье,давшей название сборнику, она обосновывала отказ представителей «нового романа» от категорий характера и сюжета: «Что касается характера, то читателю известно: это не более чем грубая этикетка, он и сам пользуется ею, не придавая особого значения, в чисто практических целях, чтобы обозначить в самых общих чертах особенности собственного поведения.

Топорные и чересчур наглядные поступки, из которых с маху сколачиваются характеры, вызывают у него недоверие, точно так же как и интрига, обвивающаяся лентой вокруг персонажа, сообщая ему видимость цельности и жизни, но в то же время — спеленутость мумии.

Короче, <...> читатель ничему не доверяет. Дело в том, что за последнее время он слишком многое узнал и ему не удается окончательно выкинуть это из головы.

Что именно он узнал, общеизвестно, нет смысла на этом останавливаться. Он познакомился с Джойсом, Прустом и Фрейдом; с сокровенным током внутреннего монолога, с беспредельным многообразием психологической жизни и огромными, почти еще не разведанными областями бессознательного. У него на глазах рухнули непроницаемые переборки, отделяющие один персонаж от другого, и герой романа обратился в нечто произвольно отграниченное, условно выкроенное из общей ткани, которая полностью заключена в каждом из нас и которая улавливает и задерживает в бесчисленных ячейках своей сети всю вселенную. <...> Какая вымышленная история может соперничать с историей узницы из Пуатье, с рассказами о концентрационных лагерях или о Сталинградской битве?»

Под влиянием событий «красного мая» 1968 г. в творчестве Саррот появились социальные мотивы, сказалось воздействие политизации литературы (роман «Вы слышите их?», 1972).

Роб-Грийе. Ален Роб-Грийе (р. 1922) — французский писатель и кинорежиссер, один из основоположников и наиболее последовательных представителей «нового романа». Он вступил в литературу в 1953 г., опубликовав роман «Канцелярские резинки». В полемике с экзистенциалистской литературой, утверждавшей самоценность отдельной личности и свободу выбора, Роб-Грийе отбрасывает принцип «антропоцентризма», человек для него — лишь один из объектов в мире вещей.

Так возникает «вещизм» Роб-Грийе: бесконечные плоскостные коллажи из вещей, которые не имеют символического значения, не несут отпечатка человеческого присутствия в мире, не должны никак истолковываться (романы «Смотрящий», 1955; «Ревность», 1957, и др.). В романах «В лабиринте» (1959), «Проект революции для Нью-Йорка» (1970), «Постепенно соскальзывая в наслаждение» (1973), кинофильмах («В прошлом году в Мариенбаде», 1961, и др.) возникает конфликт между хаотической действительностью и стремлением человека упорядочить ее, найти способ существования в ней.

«Театр абсурда»

Одно из самых ярких событий в литературе неоавангардизма нторой половины XX в. — рождение драмы абсурда (антидрамы), lie возводят к «Королю Юбю» Альфреда Жарри (1896) и «Грудям Тирезия» Гийома Аполлинера (1917). Непосредственным предшественником антидрамы считается французский писатель Жан Жене (1910—1986), снискавший скандальную известность маргинальным поведением, но признанный такими авторитетными писателями, как Сартр и Жан Кокто, одним из гениев современности. В 1947 г. он написал драму «Служанки» с достаточно абсурдным сюжетом: служанки хотят отравить свою госпожу и, готовясь совершить преступление, репетируют его, причем служанка, играющая роль госпожи, сама выпивает яд, заготовленный для убийства. Абсурдность усиливает требование автора, чтобы все роли в пьесе играли мужчины.

Ионеско. В 1950 г. в маленьком парижском театре «Ноктамбюль» («Полуночники») была поставлена пьеса писателя румынского происхождения, принявшего французское гражданство, Эжена Ионеско (наст, фамилия — Ионеску, 1912— 1994) «Лысая певица» (1949). Иногда на представлениях «антипьесы», как назвал ее автор, присутствовал один зритель — его жена. Так скромно начиналась история антидрамы, или, как принято говорить во Франции, «новой драмы» (по аналогии с «новым романом»), перевернувшей все представления о сущности и формах театрального искусства.

Поводом для написания «Лысой певицы» оказалось знакомство Ионеско с самоучителем английского языка. В нелепости заучиваемых фраз, в бессмысленности и банальности реплик и диалогов учебника драматург увидел отражение абсурдности человеческой жизни. Трагизм этой абсурдности он передает через смех, гротеск, нонсенс.

В семье Смитов всех зовут Бобби Смитами, индивидуальность начисто стерта. Даже ремарки используются с той же целью: «Буржуазный английский интерьер с английскими креслами. Английский вечер. Господин Смит, англичанин, на английском кресле и в английских туфлях, курит свою английскую трубку и читает английский журнал перед английским камином» и т.д. Английские часы бьют 17 раз, и госпожа Смит совершенно спокойно замечает: «О, девять часов». И сразу переходит на тривиальный язык учебников иностранных языков, задорно доведенный автором до абсурда: «Мы съели суп, рыбу, картошку с салом, английский салат. Дети выпили английской воды. Сегодня мы хорошо поели. А все потому, что мы живем под Лондоном и носим фамилию Смит».

Первоначально пьеса называлась «Урок английского», но Ионеско сменил название, когда один из актеров на репетиции так запутался в нелепостях текста, что вместо «Белокурая учительница» произнес «Лысаяпевица». Автору это показалось символично: с помощью игры со словами удалось достигнуть ощущения торжества абсурда.

«Автоматизм языка — основная тема "Лысой певицы", да и всей драматургии Ионеско, — отмечает В.П.Трыков. — Пьеса Ионеско учит нонконформизму, разоблачает мелкого буржуа как всеобщего конформиста, как человека воспринятых им идей и лозунгов. В этом смысле сам Ионеско говорил о "Лысой певице" как о театральном произведении, "несущем особую дидактическую нагрузку"».

Источник комического у Ионеско — в обезличенности, во взаимозаменяемости персонажей. «Трагический персонаж не меняется, он разбивается: он это он, он реален. Комические персонажи — это люди, которых не существует, — писал Ионеско»4.

Беккет. Сэмюель Беккет (1906— 1989) — ирландец, писавший на английском и французском языках, наиболее глубокий из представителей «театра абсурда». Он родился в Дублине, где окончил Тринити колледж. В 1928—1930 гг. был преподавателем английской литературы в Париже. В 1930 г. здесь вышла его первая книга — поэма «Блудоскоп». Ранние произведения созданы на английском языке (сборник рассказов «Больше уколов, чем пинков», 1934; сборник стихов «Кастаньеты эхо», 1936; роман «Мерфи», 1938). В них сказалось определяющее влияние Джойса, секретарем которого в течение ряда лет был Беккет. Подолгу живя вместе с Джойсом во Франции, писатель с 1937 г. окончательно обосновывается в этой стране.

Широкую известность на Западе приобрела написанная по-французски пьеса Беккета «В ожидании Годо» (1950, пост. 1953). В пьесе наиболее последовательно выражены основные идеи «театра абсурда»: в ней, как и в других произведениях писателя, звучит ужас и отчаяние перед лицом бытия, восприятие человека как жалкого существа, беспомощного среди вселенского хаоса и царящего в мире абсурда.

Абстрактные место и время действия призваны подчеркнуть, что события трагикомедии происходят везде и всегда. Эстрагон и Владимир ждут некоего Годо, который так и не приходит. Это бессмысленное ожидание воплощает идею абсурдности человеческого удела. В образах Поццо и Лакки изображено разделение людей на хозяев и рабов. Раб Лакки способен мыслить и говорить, лишь надев шляпу, но и в этом случае речь его абсурдна. Концепция действительности, изложенная в пьесе, отличается глубоким пессимизмом.

В последующих пьесах «Конец игры» (1957); «Последняя лента» (1959); «О! прекрасные дни» (1962); «Комедия» (1966) и др., а также в трилогии «Моллой» (1951), «Малон умирает» (1951), «Неназываемый» (1953). В романе «Как же это...» (1961) и других произведениях пессимизм еще более усиливается, воцаряется полный распад и разложение. Характерно, что певец краха человека становится кумиром западного читателя, ибо он отражает очень существенную сторону в современном мировосприятии. Творчество Беккета отмечено Нобелевской премией (1969), ему посвящены сотни исследований, его пьесы сравниваются с шекспировскими трагедиями. Во многом этот успех связан с пьесой «В ожидании Годо», воплотившей в абстрактно-метафорической форме трагическое мироощущение весьма многочисленного слоя западной интеллигенции.

РЕАЛИЗМ XX ВЕКА

Реалистическая модель в литературе «культурного запроса» занимает видное место. Судьбы реализма в XX в. определяются его превращением из направления в модель художественного творчества. Реализм — общее название разнородных направлений (критический реализм, социалистический реализм, итальянский неореализм, латиноамериканский «магический» реализм и др.). Среди принципов, получивших наибольшее развитие в реализме XX в., прежде всего выделяются психологизм, историзм, философичность, документальность. Каждый из них сформировался до этого столетия, но приобрел новые оттенки, функции, формы выражения.

Некоторые принципы реализма XIX в., напротив, утрачивают ведущие позиции, отходят на второй план, например, критический пафос, конкретно-социальный анализ (за исключением социалистического реализма, где он даже доминирует в особых формах, таких, как изображение действительности в революционном развитии).

По разным причинам во всех разновидностях реализма сатира как форма критического осмысления действительности, столь ярко представленная в реализме XIX в., заметно теряет свои позиции. В известном смысле, после Первой мировой войны сатирический пафос становится мало актуальным. Однако и сатиричность получает новые формы выражения. Новые формы типизации через сатиру обнаруживаются в ставшем всемирно известным романе чешского писателя Ярослава Гашека (1883—1923) «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» (1921, 1923; не окончен). В нем в традициях народного искусства воссоздан гротескный и одновременно реальный мир, которому противостоит Швейк, своего рода воплощение «дурака» из народных сказок, призванный выявить подлинную «дурость», нелепость и жестокость буржуазного миропорядка, его «войны и мира», представленных сквозь призму юмора и беспощадной сатиры.

Реализм и гуманизм. Гуманизм в XX в. — веке мировых социальных катастроф — испытывает кризис, коснувшийся и реализма. Он предвосхищается в творчестве Г.Флобера, его «Госпоже Бовари», «Воспитании чувств», «Лексиконе прописных истин», «Буваре и Пекюше». Г. Мопассан в романе «Милый друг» и ряде своих новелл, а в начале XX в. Г. Манн в «Верноподданном» подчеркивают в «статистически среднем» герое крайне непривлекательные черты.

Жан Кристоф в одноименной эпопее Р. Роллана, творец и богатая, героическая личность, — скорее исключение. Такой персонаж не характерен для реалистической литературы того времени. Подорвана вера в человека, его благородство и доброту, в то, что он «венец всего живущего», как считали гуманисты эпохи Возрождения, в то, что он — воплощение Разума, как считали просветители. Фрейд, приоткрывший низменное содержание бессознательного в человеке, еще более укрепил это разочарование.

Прославление человека в рамках реалистической манеры творчества — прерогатива литературы социалистического реализма (образы революционера, антифашиста, труженика, творца, учителя, руководителя, вождя). Здесь есть и выдающиеся достижения, и крайне примитивные схемы.

Среди выдающихся памятников гуманизма XX в. — произведения Сент-Экзюпери, Хемингуэя (вершина — «Старик и море»). Принципы реализма XX в. оказываются недостаточными для утверждения гуманистической концепции, и писатели-реалисты нередко прибегают к традициям классицизма с его утверждением должной жизни и романтизма с его тягой к исключительным, духовно богатым личностям.

Сент-Экзюпери. Соединение черт реализма, романтизма и классицизма в их гармоническом единстве характерно для творчества выдающегося французского писателя-гуманиста Антуана де Сент-Экзюпери (1900— 1944).

Выходец из аристократической семьи, он участвовал в Первой мировой войне, выбрал профессию летчика. Начиная с первого рассказа («Летчик», 1926), работа летчика, рассмотренная в бытовом, лирико-романтическом и философском планах, становится главной темой творчества Сент-Экзюпери (романы «Южный почтовый», 1929; «Ночной полет», 1931; «Планета людей», 1939). В 1935 г. он совершил поездку в СССР. В годы Второй мировой войны сражался с фашистами, во время вынужденной эмиграции в США написал повести «Военный летчик» (1942) и «Письмо к заложнику» (1943), ставшие частью литературы французского движения Сопротивления.

Наиболее известное произведение писателя — философская сказка «Маленький принц» (1942, опубл. 1943). В посвящении Леону Верту изложена концепция сказки, показана связь ее абстрактно-аллегорических образов с трагическим положением французского народа в условиях фашистской оккупации. Особенность творчества Сент-Экзюпери в том, что в его произведениях занимают равное место близкое к классицизму понимание долга, романтика, поэзия и описание новейших достижений техники.

Творчество Сент-Экзюпери дало новый импульс развитию гу­манистического искусства XX в.