logo
Литература Луков

38 Пуришев б. И. Рококо // Краткая литературная энциклопедия. — м.| 1971. — т. 6. — Стб. 340.

Периодизация Просвещения. В истории французского Просвещения принято выделять два этапа: раннее Просвещение (первая i юловина XVIII в.) и зрелое Просвещение (вторая половина XVIII в.). Существовало и позднепросветительское течение, развивавшееся несмотря на завершение революции. Но это было уже не то большое общественное явление, каким выступало Просвещение в предреволюционные годы, — оно утратило цельность и последовательность программы, исторический оптимизм.

Раннее Просвещение. На этом этапе развитие просветительских идей еще только начиналось. Вождем просветителей был Вольтер.

Просветительский классицизм. Господствующим направлением просветительской литературы становится просветительский классицизм. Как и в XVII в., основным жанром классицизма остается трагедия. Но трагедия Вольтера качественно отличается от трагедий Корнеля и Расина. Если в трагедиях XVII в. обычно утверждалась идея абсолютной монархии, то в просветительской трагедии основными выступают мотивы борьбы против тирании неограниченной монархической власти за парламентские и даже республиканские формы правления, а также борьбы против религиозного фанатизма, за веротерпимость и торжество Разума. В трагедии усиливается философское начало, начинается постепенный процесс «шекспиризации» трагедии.

Жанр «слезной комедии». Наряду с реформой трагедии происходит глубокая перестройка комедии. Появился новый жанр — «слезная комедия». Первый образец этого жанра— пьеса Нивеляде Лашоссе «Меланида» (1741). За ней последовали его же «Памела» (1743) по одноименному роману английского писателя Ричардсона, а потом множество других «слезных комедий». Комическое начало в них сменяется чувствительными, трогательными сценами. Нивель де Лашоссе ориентировался на «Мизантропа» Мольера — образец «высокой комедии», где активно проявлялось драматическое, даже трагическое начало. Но в отличие от «Мизантропа» в «слезной комедии» всегда есть несколько слащавая счастливая развязка. Значение этого жанра в том, что в нем образы представителей «третьего сословия» показаны не только в комическом свете, как этого требовали правила классицизма. Персонажи «слезных комедий» вызывали сострадание, симпатии зрителей.

Проза. Наряду с развитием драматургических жанров в первой половине XVIII в. бурно развивается проза, прежде всего роман, что шло вразрез с требованиями классицизма XVII в. Крупнейшими мастерами просветительской прозы первой половины XVIII в. были Лесаж, Монтескье, Прево.

Лесаж. Ален Рене Лесаж (1668— 1747) родился в провинции в семье нотариуса. Он учился в Парижском университете, где получил философское и юридическое образование. Большое воздействие оказало на Лесажа искусство Испании, особенно театр Лопе де Вега. Сначала он переводит испанских драматургов, а затем и сам обращается к театру. Его лучшая комедия — «Тюркаре» (1709). Выведенный в ней образ Тюркаре — выходца из лакеев, нажившего обманом огромные деньги, ничтожества и глупца, вес которому придают его богатства, — стал нарицательным. Вокруг этой пьесы, поставленной в театре Французской комедии, разразился настоящий скандал: откупщики и банкиры увидели в Тюркаре свой сатирический портрет. Драматургу пришлось уйти в ярмарочный театр. За 20 лет работы в нем Лесаж написал свыше сотни комических опер, пародий, пантомим.

«Жиль Блаз». Вершина творчества Лесажа — роман «Похождения Жиль Блаза из Сантильяны» (1715—1735). Действие его разворачивается в Испании. Эта страна обрисована так верно, что да конца XIX в. существовал «жильблазовский вопрос»: написал ли этот роман сам писатель, никогда не бывавший в Испании, или же он перевел какой-то испанский роман, скрыв факт его существования.

Анализ произведения показал не только то, что автором романа был Лесаж, но и то, что образ Испании — лишь иносказание, прикрывающее изображение современной Лесажу Франции. Роман состоит из 4 частей, появившихся в разное время. В первых двух частях (1715) выходец из низов общества Жиль Блаз проходит через низшие и средние общественные слои. В отличие от героев испанских плутовских романов Жиль Блаз не может быть назван плутом, но жизненные обстоятельства толкают его на такие жизненные поступки, которые он сам осуждает. Столкновение чистого, неиспорченного «естественного человека» с порочным обществом, в котором царит погоня за золотом, — конфликт, характерный для просветительской литературы.

Таким образом, 1-я и 2-я части «Ж иль Блаза» перерастают рамки плутовского романа. Перед нами — один из первых образцов просветительского «романа развращения», развивавшегося параллельно просветительскому же «роману воспитания». Если «роман воспитания» говорит о формировании лучших свойств человеческой натуры («Эмиль» Руссо), то «роман развращения» подвергает уничтожающей критике цивилизацию, современное общество, губящее юные души. Самый известный роман этого рода написал руссоист Никола Ретиф де ла Бретонн: «Совращенный поселянин, или Опасности города», 1775.1

В 3-й части «Жиль Блаза» (1724) Лесаж проводит своего героя через высшие круги общества. Роман приобретает черты политической сатиры, направленной против режима Регентства. В образе герцога Лерма, других высших испанских сановников представлены новые французские правители, безнравственные, эгоистичные, жаждущие обогащения. Жиль Блаз во многом начинает подражать своим хозяевам. Лесаж показывает, что характер человека не статичен, он изменяется под влиянием действительности. В конце 3-й части герой обретает покой: Жиль Блаз женится и начинает нести скромную и честную жизнь.

В 4-й части (1735), написанной Лесажем под влиянием публики, которой полюбился этот герой, овдовевший Жиль Блаз становится помощником всесильного министра Оливареса, под именем которого изображен правитель Франции кардинал Флёри. Этот образ не лишен привлекательности, однако Лесаж показывает свержение Оливареса в результате народного восстания. Политическая сатира превращается в политическое пророчество.

«Жиль Блаз» оказал глубокое воздействие на просветителей, причем не только во Франции, но и за ее пределами (например, на Филдинга).

Монтескье. Шарль Луи де Секонда, барон де Монтескье (1689— 1755) принадлежал к одному из древних и самых знатных аристократических родов. Он получил прекрасное образование, особенно в области древних языков и юридических наук. Монтескье хотел отдать свои силы политической деятельности, но вскоре убедился в невозможности проявить себя на политическом поприще в условиях абсолютизма.

«Персидские письма». Критика абсолютизма была осуществлена Монтескье в «Персидских письмах», которые он опубликовал анонимно в 1721 г. Это произведение положило начало жанру философского романа. Монтескье использует традиционную для романа XVIII в. форму переписки. Действие происходит во времена правления Людовика XIV. Франция показана через восприятие двух персов — мудрого Узбека и его спутника юноши Рики. Рика замечает в своих письмах вещи незначительные, его критика поверхностна. Узбек затрагивает главные стороны французской жизни: он критикует абсолютизм Людовика XIV, фанатизм католиков, безнравственность аристократов, жадность банкиров, схоластическую философию и науку.

В образе Узбека Монтескье выразил свое негативное отношение не только к французскому абсолютизму, но и к восточному деспотизму. Мудрый перс сам оказывается тираном по отношению к своим женам, мысль о равноправии мужчин и женщин ему чужда. Монтескье заканчивает роман известием о бунте в гареме, который едет усмирять Узбек, спешно покидая Францию.

Наряду с критикой всей феодальной системы в романе «Персидские письма» утверждаются просветительские идеалы. Монтескье придерживается здесь республиканских взглядов. Он утверждает силу Разума, его приоритет над религиозной верой. Писатель признает права естественных чувств человека и оправдывает бунт во имя утверждения этих прав.

Монтескье разработал художественные приемы, которые позволили ему раскрыть свои философские взгляды в жанре романа. Главный из этих приемов — остранение. Привычная, примелькавшаяся французская жизнь дана в романе через наивно-удивленное восприятие персов, знакомящихся с ней впервые и потому замечающих все нелепости, все несовершенство существующего уклада жизни. Прием остранения позже будет использован Вольтером в философской повести «Простодушный», а также другими авторами, которые обращались к жанру философского романа и повести.

Прево. Антуан Франсуа Прево д'Экзиль (1697— 1763) был священником, занимался богословием и историей церкви. Одновременно он писал светские романы. Мировую известность принес ему психологический роман «История кавалера де Гриё и Манон Леско» (1731). В «Манон Леско» с тонким психологизмом рассказана история трагической любви молодого аристократа и ветреной Манон.

Манон непоследовательна в своем поведении, она часто изменяет де Гриё. Показ противоречивости поступков и помыслов человека — большое достижение Прево. Любовь де Гриё и Манон — настоящая страсть, глубокая и пламенная. Это естественное чувство не согласуется с требованиями феодального общества. События романа развиваются в эпоху Регентства, для которой, как уже говорилось, было характерно падение нравов и вседозволенность в любовной сфере. Между тем любовь де Гриё к Манон вызывает осуждение света. Манон арестовывают и ссылают в Виргинию (французскую колонию в Америке), где она умирает.

Прево показывает, что дело здесь не в безнравственности (не аристократам, погрязшим в разврате, осуждать героев), а в социальном неравенстве любящих. Аристократ де Гриё не может соединить свою жизнь с находящейся на низшей ступени социальной лестницы Манон Леско. Любовь к де Гриё возвышает героиню и делает ее трагической фигурой, вызывающей глубокое сострадание.

Просветители очень сдержанно отзывались о «Манон Леско». Но это произведение примыкает к просветительской литературе, так как оправдывает естественное чувство и бичует упадок нравов разлагающегося феодального общества.

Зрелое Просвещение. Рубежом между двумя периодами развития французского Просвещения стала середина века. Главное событие этого времени — выход первого тома Энциклопедии (1751). Полное название этого труда — «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Издание основного состава Энциклопедии (17 томов текста и 11 томов гравюр-иллюстраций) было завершено в 1772 г. Затем появилось несколько томов дополнений и указателей, и к 1780 г. Энциклопедия состояла уже из 35 томов. Создание такого труда потребовало объединения усилий всех французских просветителей.

Во главе этого грандиозного дела становится Дени Дидро. Вместе с ним редактированием Энциклопедии занимается выдающийся математик Д'Аламбер. Редакторы привлекают к изданию Вольтера, Руссо, Гельвеция,

Гольбаха и многих других просветителей, получивших во второй половине века название «энциклопедисты». Авторитет Вольтера растет, с ним переписываются европейские монархи, желавшие прослыть «просвещенными государями». Среди них — русская императрица Екатерина. Но уже не Вольтер воспринимался вождем просветителей Франции, а Дидро, стоящий во главе Энциклопедии.

Происходят заметные перемены и в литературе. Если в первой половине XVIII в, господствовал просветительский классицизм, то теперь он отступает на второй план. На передовые позиции выдвигаются так называемый просветительский реализм и сентиментализм. Огромное влияние на литературу стали оказывать персональные модели Вольтера, Дидро, Руссо.

Вопрос о «просветительском реализме». В настоящее время среди литературоведов нет единого мнения о том, правомерно ли говорить о реализме по отношению к литературе XVIII в. или же следует «просветительский реализм» рассматривать как одну из разновидностей классицизма. «Просветительский реализм», высшим проявлением которого стало творчество Дени Дидро, действительно еще близок классицизму: в нем чувствуется и нормативность, и дидактизм. Однако между ними есть и глубокие различия, свидетельствующие о формировании ранних разновидностей реализма: приближение изображаемого материала к современной жизни, выбор героев из среды третьего сословия и показ их обыденного существования, взаимодействия характера с социальными обстоятельствами, утверждение ряда промежуточных жанров, приоритет прозаической драмы и романа и др. Таким образом, термин «просветительский реализм», при всей своей условности и ряде ограничений, имеет право на существование.

Сентиментализм. Новым направлением в литературе Просвещения стал сентиментализм, заменивший культ просвещенного Разума культом просвещенного Чувства. Это свидетельствует о том, что некоторые просветители начинают сомневаться в Разуме как средстве постижения и переустройства мира. Их привлекает анализ внутреннего мира человека, жизни души и сердца. Сентименталисты внесли значительный вклад в развитие психологизма. Хотя в литературе первой половины XVIII в. уже были явления, родственные сентиментализму (например, жанр «слезной комедии»), подлинным основоположником этого направления во Франции стал Жан Жак Руссо, автор романов «Юлия, или Новая Элоиза» и «Эмиль, или О воспитании». Среди просветителей Руссо выделялся своими демократическими убеждениями. В идеологической подготовке Великой французской революции он сыграл самую значительную роль.

Бернарден де Сен-Пьер. У Руссо было множество последователей, которых называют руссоистами. Среди них наиболее значительной фигурой был Жак Анри Бернарден де Сен-Пьер (1737— 1814), прославившийся романом «Поль и Виржиния» (1787). Бернарден де Сен-Пьер строит роман как идиллию, подчиняя этой задаче все художественные средства.

В этом романе рассказывается о трогательной любви юных Поля и Виржинии. Автор помещает их в настоящий «земной рай»: их любовь рисуется на фоне прекрасной тропической природы. Изолированные от общества, Поль и Виржиния живут жизнью «естественных людей», воспеваемых просветителями. Они не замечают сословного неравенства, того, что Виржиния принадлежит к дворянскому кругу, тогда как Поль — выходец из крестьянской семьи. Роман кончается эпизодом трагической гибели Виржинии, отправившейся в Париж, где ее ждало большое наследство. Корабль, на котором едет Виржиния, попадает в бурю и тонет, море поглощает юную героиню романа.

Сцена гибели Виржинии носит аллегорический характер: если бы Виржиния благополучно доплыла до Франции, она погибла бы в водовороте корысти и развращенности цивилизации.

Бернардену де Сен-Пьеру были чужды революционные взгляды Руссо. Совсем иначе звучат руссоистские идеи у Ретифа де ла Бретонна, автора книги «Совращенный поселянин, или Опасности города». Этот писатель стоял на демократических позициях, Он стал непосредственным предшественником великого социалиста-утописта Фурье.