Литература Луков
10 Бахтин м.М. Эпос и роман //Бахтин м.М. Вопросы литературы и эстетики. — м., 1975. — с. 456 (термином «эпопея» автор обозначает героически» эпос).
Рапсод не дает личной оценки изображаемому и по объективным причинам («абсолютная эпическая дистанция» не позволяет ему обсуждать «первых и высших», «отцов», «родоначальников»), и по субъективным (рапсод — не автор, не сочинитель, а хранитель сказания). Не случайно ряд оценок вложен в уста героев эпо-са. Следовательно, героизация персонажей или их разоблачение, даже любовь или ненависть принадлежат всему народу — творцу героического эпоса. Однако было бы ошибкой на основании приведенных соображений делать вывод о нетворческом характере деятельности рапсода. Сказителю не разрешалась вольность (т.е. авторское начало), но зато от него не требовалась точность.
Фольклор не заучивается наизусть, поэтому отступление от услышанного воспринимается не как ошибка (так было бы при передаче литературного произведения), а как импровизация. Импровизация — обязательное нача-ю в героическом эпосе. Выяснение этой его особенности приводит к выводу о том, что в эпосе иная система художественных средств, чем в литературе, она определяется принципом импровизации и первоначально выступает не как художественная, а как мнемоническая система, позволяющая удерживать в памяти огромные тексты и, следовательно, строящаяся на повторах, постоянных мотивах, параллелизме, схожих образах, схожих действиях и т.д. Позже выявляется и художественное значение этой системы, ибо постепенная универсализация музыкального мотива (речитатива) приводит к перестройке прозаической речи в стихотворную, систематизация ассонансов и аллитераций порождает сначала ассонансное созвучие или аллитеративный стих, а потом рифму, повтор начинает играть большую роль в выделении важнейших моментов повествования и т.д.
К мысли о различии фольклорной и литературной систем художественных средств (правда, не через понятие импровизации) пришел еще в 1946 г. В.Я.Пропп. В статье «Специфика фольклора» он писал: «...Фольклор обладает специфическими для него средствами (параллелизмы, повторения и т.д.)... обычные средства поэтического языка (сравнения, метафоры, эпитеты) наполняются совершенно иным содержанием, чем в литературе»11. Итак, эпические произведения фольклора (героический эпос) и литературы (например, роман) строятся на совершенно разных законах и должны по-разному читаться и изучаться.
Yandex.RTB R-A-252273-3
Содержание
-
Введение теоретические основы истории литературы
-
Античная мифология и фольклор
-
Литература древней греции Гомеровский эпос
-
7 Метонимия (греч. Переименование) — обозначение предмета или явления по одному из его признаков, замена предмета его частью.
-
Ранняя классика
-
Древнегреческая лирика VII—V вв. До н.Э.
-
Древнегреческая трагедия
-
Древнегреческая комедия
-
Прозаические жанры древнегреческой литературы
-
«Золотой век» древнеримской литературы
-
Римская литература I — II вв. И. Э.
-
Литература средних веков
-
Литература Поздней Античности как переходного периода
-
Средневековая литература на латинском языке
-
9 О Единой цепи бытия см. Главу «Шекспир».
-
Средневековый героический эпос
-
10 Бахтин м.М. Эпос и роман //Бахтин м.М. Вопросы литературы и эстетики. — м., 1975. — с. 456 (термином «эпопея» автор обозначает героически» эпос).
-
11 Пропп в.Я. Фольклор и действительность. — м, 1976. — с. 20.
-
Средневековая рыцарская литература
-
Средневековая городская литература
-
Средневековая литература стран Востока
-
Литература предвозрождения
-
Предвозрождение в италии
-
Литература эпохи возрождения
-
8 Апреля 1341 г. Петрарка был торжественно увенчан лавровым венком на Капитолии в Риме, прочел свою речь перед сенатом, был объявлен почетным гражданином Рима.
-
Боккаччо
-
15 'Томашевский н. Предисловие //Петрарка ф. Лирика; Автобиог фическая проза. — м, 1989. — с. 10.
-
Высокое и Позднее Возрождение в Италии
-
Северное возрождение
-
Возрождение во франции
-
19 Эпистолярный жанр — переписка, задуманная или позже воспринятая ка художественное произведение, предполагающее широкий круг читателей.
-
20 Бахтин м.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Среднев ковья и Ренессанса. — м., 1990. — с. 7.
-
Возрождение в испании
-
Возрождение в англии Ранний этап английского Возрождения
-
Высокое Возрождение в Англии
-
Аникин г.В., Михальская н.П. История английской литературы. — м., 1985.-с.
-
Переход от эпохи возрождения к XVII веку
-
Шекспир
-
27 См.: Шайтанов и.О. История зарубежной литературы: Эпоха Возрождения: в 2 т. - м., 2001. - т. 2. - с. 184- 189.
-
28 Фолио — книга, изданная форматом 1/2 листа, получаемым фальцовкой один сгиб.
-
29 См.: Барт м.А. Шекспир и история. — м., 1976.
-
30 См.: Пинский л. Е. Шекспир. Основные начала драматургии. — м., 1971
-
31 Гёте и.В. Об искусстве. — м., 1975. — с. 337 — 338. 138/
-
Сервантес
-
32 Бергсон а. Смех. — м., 1992. — с. 17.
-
Литература XVII века
-
Барокко
-
Классицизм
-
Литература испании
-
Лопе де Вега и его школа
-
Литература франции
-
Мильтон. Начало творческой деятельности.
-
Из истории литературы востока XVII века япония
-
36 Пуришев б. И. Рококо // Краткая литературная энциклопедия. — м 1971.т. 6.-Стб. 339.
-
Дефо, Свифт, Ричардсон, Филдинг, Смоллетт
-
Сентиментализм в Англии
-
38 Пуришев б. И. Рококо // Краткая литературная энциклопедия. — м.| 1971. — т. 6. — Стб. 340.
-
Вольтер
-
Литература рубежа XVIII-XIX веков
-
Предромантизм
-
Немецкая литература
-
40Жирмунский в.М. Очерки по истории классической немецкой литературы.-л., 1972. -с. 309-310.
-
1808 Г. С февраля 1825 г. По июль 1831 г. Гёте, пишет вторую часть «Фауста» (эпизод с Еленой из этой части был написан в 1800 г.). Произведение полностью опубликовано в гол смерти писателя, в 1832 г.
-
Литература XIX века
-
Романтизм
-
41 См.: Неупокоева и. Г. О типах романтической литературы // Неизученные страницы европейского романтизма. — м., 1975. — с. 3 — 22
-
Немецкий романтизм
-
Английский романтизм
-
Французский романтизм
-
Реализм
-
Бальзак
-
Реализм в англии Диккенс
-
43 Шайтанов и.О. Послесловие/Леккерей у.М. Ярмарка тщеславия: в 2 т. - м„ 1986. - т. 2. -с. 580.
-
45 Аболиционизм — борьба за освобождение негров от рабства
-
Литература рубежа XIX-XX веков
-
Новые «континенты» в «географии» всемирной литературы.
-
Реализм рубежа XIX—XX веков
-
Сатирико-юмористическая линия реализма: г. Манн, Марк Твен, о. Генри
-
Натурализм
-
Символизм
-
1896, И др.) бросают вызов своей судьбе. В трактате «Сокровенный храм» (1902) утверждается необходимость активного вмешательства в жизнь.
-
Неоромантизм
-
Эстетизм
-
Литература XX века
-
Модернизм
-
Дадаизм
-
Экспрессионизм
-
Экзистенциализм
-
Литература «потерянного поколения»
-
Социалистический реализм
-
Неореализм
-
Жанровые генерализации в литературе XX века
-
Философская жанровая генерализация
-
Психологическая жанровая генерализация
-
Историческая жанровая генерализация
-
Биографическая жанровая генерализация
-
Документальная жанровая генерализация
-
Фолк-литературная жанровая генерализация
-
Хемингуэй
-
Литература рубежа XX-XXI веков
Yandex.RTB R-A-252273-4