logo
Литература Луков

Предромантизм

Отдельные романтические тенденции существовали на протяжении веков. Не случайно романтики часто ссылались на средневековое искусство, на искусство барокко как на своего рода прообраз романтизма. Непосредственным предшественником романтического искусства, уже во многом с ним сходным, был предромантизм. Он возникает почти одновременно с Просвещением как оппозиция просветительскому рационалистическому духу. Пред-романтики не создали законченной художественной системы, поэтому предромантизм не стал направлением в художественной культуре Европы и Америки.

Это переходное явление, в котором все черты раскрываются в динамике и становлении. Отсутствие законченности, завершенности в предромантизме объясняет, почему исследователи так настороженно относятся к термину «предромантизм» или вовсе его отвергают. Существует и противоположная тенденция, представленная, например, в трудах известного французского исследователя Поля Ван Тигема, в которых предромантизм рассматривается не как определенное художественное течение, а как целая эпоха между классицизмом и романтизмом.

Предромантизм получил особенно яркое выражение в Англии XVIII в., где раньше, чем в других странах, обозначились противоречия постреволюционного уклада жизни. В 1756 г. здесь выходит в свет первая «трагедия рока» — «Дуглас» Д.Хоума, в 1765 г. первый «готический роман»

— «Замок Отранто» Хорейса Уолполп (1717—1797), за которым последовали романы У.Бекфорда, М. Г.Льюиса. Во Франции предромантизм проявился в произведениях Жака Казота (1719— 1792), также написавшего «готический роман» — «Влюбленный дьявол» (1772), в деятельности Г. Пик-серекура и других авторов многочисленных мелодрам.

В поэзии предромантизма большую роль играет жанр баллады (Д. Макферсон, Т.Чаттертон). Один из первых образцов литературной баллады

— знаменитая «Ленора» (1773) немецкого штюр-мера Готфрида Августа Бюргера.

Он прославился также романом «Удивительные приключения барона Мюнхгаузена» (1786) — переработкой-переводом с английского книги о Мюнхгаузене (1785), написанной находившимся в Англии немецким литератором Рудольфом Эрихом Распе (1737—1794) по рассказам, издававшимся в немецкой периодике в 1781 — 1783 гг. анонимно (возможный автор этих рассказов — сам барон Мюнхгаузен (1720— 1797)). Бюргер в своем переводе увеличил текст на одну треть, вставив самые известные эпизоды. В резутьтате Бюргер создал немецкую народную книгу Нового времени (подобную старым народным книгам о Фаусте и Уленшпигеле), ввел вместе с Распе образ барона Мюнхгаузена — безудержного фантазера — в число «вечных образов» мировой литературы.

Мистификация как принцип. Для предромантиков очень характерно обращение к мистификациям, самая известная из них — «Сочинения Оссиана» (1759—1765, опубл. в 2 т. 1765) Джеймса Макферсона (1736— 1796) и «Поэмы Роули» (1764—1770, опубл. 1777), Томаса Чаттертона (1752 —1770), создавших образы древних поэтов-мифов Оссиана и Роули. В мистификациях предромантиков не было какого-то озорства, напротив, новые идеи они хотели представить уже давно существовавшими. Вместе с тем ими руководило пробуждающееся историческое самосознание, в мис­тификациях воплотился интерес к народному творчеству, здесь предромантики особенно близко подходят к романтизму.

«Руссоизация». Выдающуюся роль в становлении нового литературного течения — предромантизма — сыграл Жан Жак Руссо. Особенно ярко предромантические мотивы звучат в его автобиографической книге «Исповедь». Предромантизм в целом носит антипросветительский характер. Но ни Руссо, ни его последователь Луи Себастьен Мерсье (1740— 1814) не порывают с Просвещением, хотя отдаляются от энциклопедистов и спорят с ними по ряду принципиальных вопросов. Сентиментализм особенно близок предромантизму, но их не следует смешивать. Сентименталисты остаются просветителями. Заменяя культ Разума культом Чувства, они говорят о просвещенном чувстве. Это чувство гармонично, облагорожено высшими мотивами.

Руссоизация» проявилась как во французской литературе (например, в творчестве Мерсье), так и в литературах других стран (особенно показательно в этом отношении творчество немецких штюрмеров — представителей «Бури и натиска»).

«Шекспиризация». Еще одна предромантическая тенденция, получившая очень широкое распространение, — «шекспиризация», которая понимается не только как формирование культа Шекспира, но и как стремление к свободе художника от нормативной эстетики классицизма. Культ Шекспира наиболее полно воплощал предромантическую теорию «гения» как творца литературных шедевров. Первые ростки новой тенденции заметны еще в 1730-е годы в творчестве Вольтера, который, по существу, открыл французам Шекспира.

В 1770-е годы Вольтер, наблюдавший за быстрым ростом популярности Шекспира, с негодованием встретил публикацию первого тома 20-томного собрания его сочинений в переводе предро-мантика Летурнера, объявил английского драматурга «варваром». Но мнение Летурнера, видевшего в Шекспире «гениального писателя», «щедрого, как природа», находит все больше приверженцев.

В те же 1770-е годы происходит переоценка творчества Шекспира в Германии под влиянием статьи И.В.Гёте «Ко дню Шекспира» (1771) и трактата И. Г. Гердера «Шекспир» (1771, опубл. 1773), которые знаменовали утверждение культа Шекспира.

«Шекспиризация» приобретает все более широкий масштаб воздействия на литературный процесс, она отражается в выборе сюжетов (из средневековой истории, легендарный, фантастический — «готический»), их героической трактовке, в раскрытии истории через образ всесильного времени, роковой судьбы (дидактическое понимание истории отходит на второй план), в стремлении от единства к многообразию (прежде всего в изображении характера), от гармоничности и статики — к дисгармонии, контрастам, движению, развитию, от приоритета логического высказывания — к эмоциональной непоследовательности, живописности, возрождению композиционных и жанровых принципов шекспировской драматургии. В более широком смысле «шекспиризация» выражалась в новой концепции поэта как «гения», а также в стремлении к художественному синтезу в противоположность аналитизму декартовского рационализма.

Мелодраматизация. Это еще одна из характернейших тенденций предромантизма, своего рода новый принцип искусства. Ме-лодраматизация предполагает двойное развитие действия: внешне оно развивается как интрига — невозможно предугадать его резкие повороты, неожиданную смену счастья несчастьем и наоборот; но за этим непредугадываемым действием стоит рок. Если в трагедии герой сам выбирает свою судьбу, то мелодраматический герои лишь испытывает ее удары или возносится ею, он ничего не знает об этой судьбе, потому что она всегда загадочна.

Мотив тайны. В предромантической литературе тайна становится главным сюжетообразующим элементом. На тайне построены «готические романы» Х.Уолпола, Ж. Казота, Э.Рэдклиф и других писателей, а также драмы, поэмы и т.д. Важная отличительная черта: в предромантических произведениях читатель не знает разгадки тайны заранее, что создает особую эмоциональную напряженность при чтении, приковывает интерес к каждому повороту событий. Но предромантики используют тайну не только для привлечения читательского внимания, но и для утверждения важной для них философской идеи: мир непознаваем, судьба человека непредсказуема, в нее всегда могут вмешаться некие внешние силы, добрые или злые, рациональные или — чаще — иррациональные.

Берне. В творчестве великого шотландского поэта Роберта Бёрнса (1759—1796), имевшего крестьянские корни, возникшее в пред-романтизме увлечение народным творчеством вылилось в цельную программу создания произведений, столь близких по тематике и формам к фольклору, чтобы они стали народными песнями. Поэзия Бёрнса свободолюбива и демократична. Ему принадлежит сборник «Стихотворения, написанные по преимуществу на шотландском диалекте» (1786). Стали знаменитыми песни с припевами «Макферсон перед казнью» (1788), «Честная бедность» (1794), аллегорическое стихотворение «Джон Ячменное зерно» (1782), баллада «Возвращение солдата» (1793).

ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Главное историческое событие периода — Великая французская революция (1789— 1794). Идеологически она подготовлена просветителями — Вольтером, Дидро и в наибольшей степени Руссо. Литература этого времени, как и любого другого переходного периода, очень пестра. Продолжает развиваться просветительский классицизм, но все отчетливее заявляет о себе предромантизм (а в конце периода и ранний романтизм), в годы революции появляются яркие образцы литературы «революционного классицизма», при правлении Наполеона в архитектуре и живописи формируется стиль ампир.

После ухода из жизни Вольтера, Руссо и Дидро новых фигур такого масштаба уже нет. Блистает Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732— 1799), автор всемирно известных комедий «Севильский цирюльник» (пост. 1775) и «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (пост. 1784), к которым он добавил третью пьесу о Фигаро — «Преступная мать, или Новый Тартюф» (пост. 1792). В поэзию приходит малоизвестный при жизни, но окруженный посмертной легендой Андре Шенье. С этим периодом связана странная фигура маркиза де Сада (1740—1814), автора романов «Жюстина» (1791 — 1797), «Жюльетта» (1797), диалога «Философия в будуаре» (1795), писателя, признанного лишь в XX в.

Литература Великой французской революции. Годы Великой французской революции (1789—1794) ознаменованы расцветом жанра песни. В это время создана знаменитая «Карманьола» с припевом «Всех аристократов — на фонарь». Особенно значима для истории Франции песня «Марсельеза» военного инженера Клода Руже де Лиля (1760—1836), ставшая впоследствии гимном Французской республики.

Андре Шенье. Продолжается и развитие собственно поэтических жанров. Заметным явлением стало творчество Андре Мари Шенье (1762— 1794, казнен якобинцами), сочинявшего идиллии, элегии, в годы революции обратившегося к жанру политической оды («Клятва в Зале для игры в мяч», 1791; «Ода Мари-Анн Шарлотте Корде», 1793, опубл. 1819; «Юная пленница», 1794, опубл. 1795). Незадолго до смерти поэт написал цикл «Ямбы» в духе античной сатирической традиции, насыщенный современным содержанием (1794, опубл. 1819— 1839).

«Революционный классицизм». Вольтер и Руссо в равной степени заложили основы «революционного классицизма», ставшего ведущим художественным течением в революционном искусстве Франции. «Революционный классицизм» вобрал в себя черты предромантизма.

Мари Жозеф Шенье. Предромантическое устремление к национальному началу порождает в «революционном классицизме» новую разновидность трагедии — «национальную трагедию», которую утвердил в искусстве Мари Жозеф Шенье (1764—1811), младший брат Андре Шенье. Призывая читать греков «денно и нощно», Шенье дает уничтожающую оценку предромантическим тенденциям: «Пусть себе сочиняют трагедии в прозе, пусть уговаривают нас отвергнуть Софокла и Расина ради подражания вызывающим отвращение нелепостям английского театра и смехотворному вздору немецкого театра. Эти бессвязные глупости скорее забавны, чем опасны...», — пишет он в предисловии к трагедии «Карл IX, или Урок королям» (пост. 1789, опубл. 1790).

По существу, и мир, и человек в этой трагедии Шенье изображаются в традиции предромантического искусства. Но драматург выходит на новые эстетические рубежи, вводя образ народа — подлинного носителя нравственного начала, единственной силы, способной противостоять миру Зла. На основе народной идеи возрождается концепция героя. Герой — «защитник прав народных», он «велик, когда велик народ», несет народу мир, связывая свою судьбу с судьбой страны, ошибки героя — «от века», доблесть же — выражение его собственной сути, «долг народа и вождя един».

Таким образом, на смену героическому «антропоцентризму» классического искусства XVII в. и Просвещения приходит «демоцентризм» — фундаментальное свойство «революционного классицизма».