Документальная жанровая генерализация
Принцип документитизации свойствен литературе XX в. (прежде всего реалистической) в большей степени, чем литературе других эпох. Книги журналистских очерков, репортажей, документов занимают в ней не меньшее место, чем различные разновидности fiction — литературы, созданной воображением писателя.
Это связано с известным разочарованием читателя в любых формах вымысла, в которых видится скрытая угроза обмана, иллюзий, неоправданного утешения или, наоборот, намеренного запугивания и, таким образом, манипулирования массами.
Всемирную известность приобрела книга американского журналиста Джона Рида (1887—1920) «Десять дней, которые потрясли мир» (1919), где даны правдивые зарисовки, репортажи с места основных событий Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде. Огромный резонанс имели «Репортаж с петлей на шее» (опубл. 1945) чешского патриота Юлиуса Фучика и «Дневник Анны Франк» (опубл. 1947) — записки еврейской девушки из Голландии в период фашистской оккупации этой страны, а также другие документальные свидетельства бесчинства фашистов.
Культовой книгой стал вышедший в Гаване в 1968 г. с предисловием Фиделя Кастро «Дневник Че в Боливии» кубинского революционера Эрнесто Че Гевары (1928—1967) (Че Гевара отправился в Боливию для организации партизанской борьбы и погиб там 10 октября 1967 г.).
В художественной прозе XX в. нередко присутствует принцип документализации. Так, роман А. Барбюса «Огонь» (1916), роман Э.М.Ремарка «На западном фронте без перемен» (1929) имитируют форму солдатского дневника. В поэзии, метафорической по своей сущности, использование документализации затруднено, однако в 1917 г. Аполлинер сделал шаг в этом направлении, написав программное стихотворение, которое полемически назвал «Стихотворение» (вошло в посмертный сборник стихов «Есть», 1925):
Он вошел.
Уселся на стул.
Он не смотрит на красноволосое пламя. Загорается спичка. Он встал и ушел.
(Перевод М. Кудимова)
Поэт стремится достигнуть полной документальности: он предельно упрощает поэтический синтаксис, сводит к минимуму литературную образность (сохраняя лишь один метафорический эпитет «красноволосое пламя»), ищет опору поэзии в простейших событиях повседневной жизни.
Зато в драматургии принцип документализации нашел необычайно плодотворное развитие. С 1963 г. возникло целое движение драматургов за создание жанра документальной драмы. Незадолго до этой даты появилась замечательная пьеса Джерома Килти «Милый лжец», диалоги которой составлены из писем Б.Шоу и английской актрисы Патрик Кемпбел.
Была осуществлена и инсценировка «Дневника Анны Франк». Но настоящее рождение жанра произошло в 1963 г., когда с триумфом прошла премьера пьесы немецкого (ФРГ) драматурга Рольфа Хоххута (р. 1931) «Дознание», в которой был использован документальный материал, разоблачающий попустительство Ватикана и папы римского Пия XII зверствам фашистов. В драме была поднята тема моральной ответственности личности, наделенной властью.
Уже в следующем году драматург Р.Кипхардт представил пьесу «Дело Рихарда Оппенгеймера», включающую реальные протоколы заседаний по делу знаменитого физика, который обвинялся властями США в передаче военных секретов, относящихся к производству атомной бомбы. В 1965 г. выдающийся немецкий драматург Петер Вайс (Вейс, 1916—1982, с 1945 г. гражданин Швеции) написал документальную политическую драму «Дознание», построенную на документальном материале франкфуртского процесса 1964— 1965 гг. над фашистскими палачами концлагеря Освенцим.
С документальными жанрами тесно связана группа биографических жанров. Интересные процессы происходят в этом отношении в последнее время. Так, в биографическом романе английского писателя П.Акройда
«Последнее завещание Оскара Уайльда» (1983) документализм прекрасно соединился с интертекстуальностью постмодернистского романа.
- Введение теоретические основы истории литературы
- Античная мифология и фольклор
- Литература древней греции Гомеровский эпос
- 7 Метонимия (греч. Переименование) — обозначение предмета или явления по одному из его признаков, замена предмета его частью.
- Ранняя классика
- Древнегреческая лирика VII—V вв. До н.Э.
- Древнегреческая трагедия
- Древнегреческая комедия
- Прозаические жанры древнегреческой литературы
- «Золотой век» древнеримской литературы
- Римская литература I — II вв. И. Э.
- Литература средних веков
- Литература Поздней Античности как переходного периода
- Средневековая литература на латинском языке
- 9 О Единой цепи бытия см. Главу «Шекспир».
- Средневековый героический эпос
- 10 Бахтин м.М. Эпос и роман //Бахтин м.М. Вопросы литературы и эстетики. — м., 1975. — с. 456 (термином «эпопея» автор обозначает героически» эпос).
- 11 Пропп в.Я. Фольклор и действительность. — м, 1976. — с. 20.
- Средневековая рыцарская литература
- Средневековая городская литература
- Средневековая литература стран Востока
- Литература предвозрождения
- Предвозрождение в италии
- Литература эпохи возрождения
- 8 Апреля 1341 г. Петрарка был торжественно увенчан лавровым венком на Капитолии в Риме, прочел свою речь перед сенатом, был объявлен почетным гражданином Рима.
- Боккаччо
- 15 'Томашевский н. Предисловие //Петрарка ф. Лирика; Автобиог фическая проза. — м, 1989. — с. 10.
- Высокое и Позднее Возрождение в Италии
- Северное возрождение
- Возрождение во франции
- 19 Эпистолярный жанр — переписка, задуманная или позже воспринятая ка художественное произведение, предполагающее широкий круг читателей.
- 20 Бахтин м.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Среднев ковья и Ренессанса. — м., 1990. — с. 7.
- Возрождение в испании
- Возрождение в англии Ранний этап английского Возрождения
- Высокое Возрождение в Англии
- Аникин г.В., Михальская н.П. История английской литературы. — м., 1985.-с.
- Переход от эпохи возрождения к XVII веку
- Шекспир
- 27 См.: Шайтанов и.О. История зарубежной литературы: Эпоха Возрождения: в 2 т. - м., 2001. - т. 2. - с. 184- 189.
- 28 Фолио — книга, изданная форматом 1/2 листа, получаемым фальцовкой один сгиб.
- 29 См.: Барт м.А. Шекспир и история. — м., 1976.
- 30 См.: Пинский л. Е. Шекспир. Основные начала драматургии. — м., 1971
- 31 Гёте и.В. Об искусстве. — м., 1975. — с. 337 — 338. 138/
- Сервантес
- 32 Бергсон а. Смех. — м., 1992. — с. 17.
- Литература XVII века
- Барокко
- Классицизм
- Литература испании
- Лопе де Вега и его школа
- Литература франции
- Мильтон. Начало творческой деятельности.
- Из истории литературы востока XVII века япония
- 36 Пуришев б. И. Рококо // Краткая литературная энциклопедия. — м 1971.т. 6.-Стб. 339.
- Дефо, Свифт, Ричардсон, Филдинг, Смоллетт
- Сентиментализм в Англии
- 38 Пуришев б. И. Рококо // Краткая литературная энциклопедия. — м.| 1971. — т. 6. — Стб. 340.
- Вольтер
- Литература рубежа XVIII-XIX веков
- Предромантизм
- Немецкая литература
- 40Жирмунский в.М. Очерки по истории классической немецкой литературы.-л., 1972. -с. 309-310.
- 1808 Г. С февраля 1825 г. По июль 1831 г. Гёте, пишет вторую часть «Фауста» (эпизод с Еленой из этой части был написан в 1800 г.). Произведение полностью опубликовано в гол смерти писателя, в 1832 г.
- Литература XIX века
- Романтизм
- 41 См.: Неупокоева и. Г. О типах романтической литературы // Неизученные страницы европейского романтизма. — м., 1975. — с. 3 — 22
- Немецкий романтизм
- Английский романтизм
- Французский романтизм
- Реализм
- Бальзак
- Реализм в англии Диккенс
- 43 Шайтанов и.О. Послесловие/Леккерей у.М. Ярмарка тщеславия: в 2 т. - м„ 1986. - т. 2. -с. 580.
- 45 Аболиционизм — борьба за освобождение негров от рабства
- Литература рубежа XIX-XX веков
- Новые «континенты» в «географии» всемирной литературы.
- Реализм рубежа XIX—XX веков
- Сатирико-юмористическая линия реализма: г. Манн, Марк Твен, о. Генри
- Натурализм
- Символизм
- 1896, И др.) бросают вызов своей судьбе. В трактате «Сокровенный храм» (1902) утверждается необходимость активного вмешательства в жизнь.
- Неоромантизм
- Эстетизм
- Литература XX века
- Модернизм
- Дадаизм
- Экспрессионизм
- Экзистенциализм
- Литература «потерянного поколения»
- Социалистический реализм
- Неореализм
- Жанровые генерализации в литературе XX века
- Философская жанровая генерализация
- Психологическая жанровая генерализация
- Историческая жанровая генерализация
- Биографическая жанровая генерализация
- Документальная жанровая генерализация
- Фолк-литературная жанровая генерализация
- Хемингуэй
- Литература рубежа XX-XXI веков