logo
Литература Луков

Документальная жанровая генерализация

Принцип документитизации свойствен литературе XX в. (прежде всего реалистической) в большей степени, чем литературе других эпох. Книги журналистских очерков, репортажей, документов занимают в ней не меньшее место, чем различные разновидности fiction — литературы, созданной воображением писателя.

Это связано с известным разочарованием читателя в любых формах вымысла, в которых видится скрытая угроза обмана, иллюзий, не­оправданного утешения или, наоборот, намеренного запугивания и, таким образом, манипулирования массами.

Всемирную известность приобрела книга американского журналиста Джона Рида (1887—1920) «Десять дней, которые потрясли мир» (1919), где даны правдивые зарисовки, репортажи с места основных событий Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде. Огромный резонанс имели «Репортаж с петлей на шее» (опубл. 1945) чешского патриота Юлиуса Фучика и «Дневник Анны Франк» (опубл. 1947) — записки еврейской девушки из Голландии в период фашистской оккупации этой страны, а также другие документальные свидетельства бесчинства фашистов.

Культовой книгой стал вышедший в Гаване в 1968 г. с предисловием Фиделя Кастро «Дневник Че в Боливии» кубинского революционера Эрнесто Че Гевары (1928—1967) (Че Гевара отправился в Боливию для организации партизанской борьбы и погиб там 10 октября 1967 г.).

В художественной прозе XX в. нередко присутствует принцип документализации. Так, роман А. Барбюса «Огонь» (1916), роман Э.М.Ремарка «На западном фронте без перемен» (1929) имитируют форму солдатского дневника. В поэзии, метафорической по своей сущности, использование документализации затруднено, однако в 1917 г. Аполлинер сделал шаг в этом направлении, написав программное стихотворение, которое полемически назвал «Стихотворение» (вошло в посмертный сборник стихов «Есть», 1925):

Он вошел.

Уселся на стул.

Он не смотрит на красноволосое пламя. Загорается спичка. Он встал и ушел.

(Перевод М. Кудимова)

Поэт стремится достигнуть полной документальности: он предельно упрощает поэтический синтаксис, сводит к минимуму литературную образность (сохраняя лишь один метафорический эпитет «красноволосое пламя»), ищет опору поэзии в простейших событиях повседневной жизни.

Зато в драматургии принцип документализации нашел необычайно плодотворное развитие. С 1963 г. возникло целое движение драматургов за создание жанра документальной драмы. Незадолго до этой даты появилась замечательная пьеса Джерома Килти «Милый лжец», диалоги которой составлены из писем Б.Шоу и английской актрисы Патрик Кемпбел.

Была осуществлена и инсценировка «Дневника Анны Франк». Но настоящее рождение жанра произошло в 1963 г., когда с триумфом прошла премьера пьесы немецкого (ФРГ) драматурга Рольфа Хоххута (р. 1931) «До­знание», в которой был использован документальный материал, разоблачающий попустительство Ватикана и папы римского Пия XII зверствам фашистов. В драме была поднята тема моральной ответственности личности, наделенной властью.

Уже в следующем году драматург Р.Кипхардт представил пьесу «Дело Рихарда Оппенгеймера», включающую реальные протоколы заседаний по делу знаменитого физика, который обвинялся властями США в передаче военных секретов, относящихся к производству атомной бомбы. В 1965 г. выдающийся немецкий драматург Петер Вайс (Вейс, 1916—1982, с 1945 г. гражданин Швеции) написал документальную политическую драму «Дознание», построенную на документальном материале франкфуртского процесса 1964— 1965 гг. над фашистскими палачами концлагеря Освенцим.

С документальными жанрами тесно связана группа биографических жанров. Интересные процессы происходят в этом отношении в последнее время. Так, в биографическом романе английского писателя П.Акройда

«Последнее завещание Оскара Уайльда» (1983) документализм прекрасно соединился с интертекстуальностью постмодернистского романа.