logo
Литература Луков

20 Бахтин м.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Среднев ковья и Ренессанса. — м., 1990. — с. 7.

3) различные формы и жанры фамильярно-площадной речи (ругательства, божба, клятва и др.) — все они отражают единый смеховой

аспект мира и тесно взаимосвязаны21. Бахтин характеризует карнавальный смех как праздничный, всенародный, универсальный (направленный на все и на всех), амбивалентный (веселый, ликующий — и насмешливый, высмеивающий, и отрицает — и утверждает, и хоронит — и возрождает)3. Отсюда вытекает новое представление о характере смеха у Рабле: это и не сатирический, как считали многие исследователи, и не чисто развлекательный, бездумно веселый смех, а карнавальный, амбивалентный: «Величайшим носителем и завершителем этого народно-карнавального смеха в мировой литературе был Рабле. Его творчество позволит нам проникнуть в сложную и глубокую природу этого смеха»4, — отмечал Бахтин, открывший в ходе пристального изучения романа Рабле целую исчезнувшую, почти оставившую письменных памятников культуру — народную смеховую культуру Средневековья и Ренессанса.

Персональная модель Рабле снова стала действенной в новейшей литературе.