logo
Литература Луков

43 Шайтанов и.О. Послесловие/Леккерей у.М. Ярмарка тщеславия: в 2 т. - м„ 1986. - т. 2. -с. 580.

Там же.

Произведения Теккерея 1850 — 1860-х годов. В 1850 г. была закончена публикация романа Теккерея «История Пенденниса», написанного в соревновании с диккенсовским «Дэвидом Копперфилдом», который печатался в те же годы. За ним последовали романы «История Генри Эсмонда» (1852), «Ньюкомы» (1853—1855), «Виргинцы» (1858—1859) и незаконченный из-за смерти автора роман «Дени Дюваль» (1863), названный Диккенсом «лучшим произведением» Теккерея. Романы — лишь часть обширного наследия писателя, который писал также комические повести, сказки, бурлескные поэмы, скетчи, эссе, лекции, рецензии и т.д., везде демонстрируя глубину мысли и своеобразие стиля.

ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ЛИТЕРАТУРЫ СЕРЕДИНЫ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Революции 1848 — 1849 гг., прокатившиеся по многим странам (Февральская революция во Франции, революции в Германии, Венгрии, пик чартистского движения в Англии и т.д.), завершились поражением, которое оказало огромное влияние на новое мироощущение. Социально-утопические иллюзии, характерные для 1840-х годов, оказались разбитыми. Романтическое мироощущение не оправдало себя. Ему на смену приходит трезвый взгляд на вещи, консерватизм, торжество «здравого смысла».

В философии на первый план выходит позитивизм, основные положения которого за несколько десятилетий до этого сформулировал французский философ Огюст Конт и впоследствии развили англичане Спенсер, Милль и другие философы новой волны. Конт утверждал, что основной вопрос философии, вызывавший в течение двух с половиной тысячелетий споры мыслителей и разбивший их на два лагеря — идеалистов и материалистов, вопрос о том, что первично, сознание или материя, на самом деле ложен, его формулировка в принципе неправомерна, так как любой ответ не может быть научно доказан. Поэтому философия должна отказаться от абстрактных рассуждений, а рассматривать только те вопросы, ответы на которые могут быть подтверждены научными исследованиями. В основе позитивизма лежат две основные идеи: верификация и конвенциональность. Верификация предполагает строгую доказательность выдвигаемых положений с помощью наблюдения и эксперимента с последующей проверкой полученных данных, ибо именно повторяемость результатов есть свидетельство их научности. Конвенциональность означает условность всех терминов, о которых нужно договариваться (как бы «заключать конвенцию»).

Утверждение позитивистской философии в середине XIX в. совпадает по времени с невиданным расцветом науки, прежде всего естествознания, где после выхода труда Ч.Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) победил эволюционизм.

В литературе переход к новой фазе сопровождался сменой писательских поколений. В 1820— 1840-е годы ушли из жизни многие крупные романтики (Байрон, Шелли, Скотт, Колридж, Вордсворт, Ките,

Гофман, Шатобриан, Петефи, По и др.), некоторые из них перешли на позиции реализма (Гейне) или отошли от романтизма в ином направлении (Готье).

В середине века заканчивается творческая деятельность Ламартина, Мюссе, Мицкевича, Фенимора Купера и только Гюго, Жорж Санд и еще несколько «последних из могикан» остаются на романтических позициях. Своего рода исключение — приходящийся на 1850-е годы расцвет позднего американского романтизма, представленного творчеством Мелвилла, Лонгфелло, Готорна. В 1854 г. был опубликован один из самых известных утопических романов — «Уолден, или Жизнь в лесу» американского философа и писателя Генри Дейвида Торо (1817—1862), но сам опыт «личной утопии», «путешествия внутрь», осуществленный Торо, относится к 1845—1847 гг.

Нечто подобное происходит и в лагере реалистов. Уходят из жизни Стендаль, Бальзак, сестры Бронте (чье творчество может быть отнесено и к романтизму), отходит от художественной литературы Мериме, только величайшие английские реалисты первой половины века Диккенс и Теккерей продолжают сохранять свои ведущие позиции и во второй половине столетия.

Зато в литературу приходит новое поколение писателей, творчество которых сыграло огромную роль в истории литературы: Флобер, Бодлер, Гонкуры, Мередит, Джордж Элиот, Уитмен и др.

К основным изменениям в литературе второй половины века (до 1870 г.) относятся: открытое противопоставление романтизма и реализма (в отличие от их тесного взаимодействия в первой половине века); утверждение реализма в романе, в то время как в поэзии сохраняется приоритет романтических тенденций; упадок драматургии (на первый план выходит ориентированная на коммерческий успех «хорошо сделанная пьеса»); возникновение ранних форм натурализма, символизма, импрессионизма, «новой драмы» и других явлений, которые окончательно оформятся в следующий период (в этом смысле можно говорить о том, что в литературе этого двадцатилетия в зародышевой форме возникают основные направления и течения, культурные тенденции рубежа XIX-XX вв.).

«Искренний реализм». В 1840-х годах в кругах парижской богемы начинает складываться новая разновидность реализма — «искренний реализм», или «демократический реализм». В 1851 г. вышло в свет одно из самых характерных произведений этого течения — «Сцены из жизни богемы» А. Мюрже, широкая известность которого связана с оперой итальянского композитора Джакомо Пуч-чини «Богема», использовавшего сюжет этой повести. Теоретиками течения стали французские писатели

Шанфлери и Дюранти, а также великий французский художник Гюстав Курбе.

Шанфлери и Дюранти известны не столько своими романами, сколько тем, что ввели в употребление термин «реализм». В 1857 г. Шанфлери выпустил сборник своих статей под названием «Реализм». Здесь была изложена программа «искреннего реализма».

Авторы призывали отвергать все другие методы и подходы, кроме реалистического, все жанры, кроме романа, высказывая уверенность в том, что в будущем победит форма «романа современных нравов». Основным эстетическим принципом современного искусства должна стать «искренность»: писателю надо отказаться от абстрактных разговоров об идеалах, его задача — воплощать свои впечатления от жирни, создавая ее точную копию. При этом утверждается полная свобода художника: он никому не должен угождать, иначе перестанет быть правдивым и искренним. Предложенный Шанфлери и Дюранти путь вел реализм к измельчанию тем и образов, предвещал эстетику натурализма. Вместе с тем «искренние реалисты» подготовили читателя к восприятию творчества Гюстава Флобера, крупнейшего реалиста второй половины XIX в.

Джордж Элиот. Сходные идеи высказывала английская писательница Мэри Анн Эванс, взявшая себе мужской псевдоним Джордж Элиот (1819— 1880). Уже ее первая книга— «Сцены из клерикальной жизни» (1859), роман, включавший несколько самостоятельных зарисовок очеркового характера, по эстетике и поэтике сближается с «искренним реализмом». Герои книг Джордж Элиот — простые люди, живущие обыденной жизнью, но в острые моменты способные проявить широту души.

В романе «Адам Бид» (1859) деревенский плотник Адам Бид, защищая честь работницы с фермы Хетти Сорел, вступает в драку с ее соблазнителем — помещиком Артуром Донниторном. В лучшем произведении Джордж Элиот «Мельница на Флоссе» (1860) показаны судьбы брата и сестры из семьи владельцев мельницы на реке Флосс. Предваряя тезис натуралистов о решающем влиянии наследственности, писательница подчеркивает, что непрактичность и страстность Мэгги Талливер унаследованы ею по линии отца, в то время как жесткость, расчетливость ее брата Тома определяются линией матери. Том изгоняет Мэгги из дома за то, что она скомпрометировала себя, прогулявшись с молодым человеком. Но Мэгги проявляет подлинно благородные качества, забыв об обиде и спасая брата во время наводнения, при этом она сама погибает.

Еще более усиливаются натуралистические акценты на зависимости характера от наследственности в позднем романе Джордж Элиот

«Миддлмарч» (1871 — 1872), где дается обширная и тщательно выписанная панорама обыденной жизни английского провинциального городка Миддлмарч.

Творчество Джордж Элиот демонстрирует близость реализма второй половины XIX в. (реализма «новой волны», подобного «искреннему реализму») нарождающемуся натурализму.

Теория «искусства для искусства». В середине века складывается особая литературно-эстетическая форма неприятия действительности с ее несправедливостью, пошлостью, торжеством обывательских вкусов и властью денег. Она воплотилась в лозунге «искусство для искусства». Искусство, с этой точки зрения, самоценно и самоцельно. Оно создает особый мир, не имеющий ничего общего с грубой реальностью. В нем важны лишь законы красоты. Оно говорит не о сиюминутном, а о вечном, об идеале. Эта эстетика, соединяя традиции романтизма и классицизма, но без их стремления преобразовать действительность, противостоит эстетике «искреннего реализма».

Готье. Одним из создателей теории «искусства для искусства» стал французский писатель Теофиль Готье (1811 — 1872). Он вошел в литературу как романтик, был одним из самых страстных и. экстравагантных защитников романтического новаторства на премьере «Эрнани» Гюго (поразив консервативную публику театра Комеди Франсез своим красным жилетом). Его первые поэтические сборники («Стихи», 1830; «Альбертус», 1833) пронизаны романтическим духом, но уже содержат нехарактерную для романтизма детализацию изображения и гармонизацию пространства: образы весенней природы, чистого воздуха, ясного неба, радость при виде капли воды, травинки, пчелы и т.д.

В предисловии к роману «Мадемуазель де Мопен» (1836), принесшему известность Готье, он впервые подробно изложил теорию «искусства для искусства». Но в динамичной обстановке первой половины века она не привлекла большого внимания, и сам автор в своем творчестве еще не нашел достаточно средств для ее реализации.

Это произошло позже, когда в 1852 г. Готье завершил и выпустил свой самый знаменитый поэтический сборник «Эмали и камеи». В предисловии к нему он провозгласил: «Поменьше медитаций, празднословия, синтетических суждений; нужна только вещь, вещь и еще раз вещь». Здесь заметен отход Готье от романтизма с его идеей изменчивости форм и близость к позитивизму с его отказом от абстрактных суждений и тягой к предметности, поддающейся анализу. Поэту свойственно представление о статичности прекрасного, его поэтика основана на пластичности образов. В стихотворении «Искусство» (1867) он утверждает приоритет искусства над жизнью:

Проходит все. Одно искусство

Творить способно навсегда.

Так мрамор бюста

Переживает города.

(Перевод В. Брюсов а)

«Парнас». В 1860-е годы во Франции вокруг журналов «Ревю фантэзист» и «Ревю де Прогрэ» (в 1865— 1866 гг. объединившихся и еженедельник «Искусство») формируется поэтическая группа, первоначально называвшаяся «языческая школа», «школа чистого искусства». После выхода в 1866 г. альманаха «Современный Парнас» — коллективного сборника этих поэтов, группа получила название «Парнас», а ее представители стали именоваться парнасцами.

В альманахе были напечатаны произведения Т. Готье — «духовного отца» парнасцев, а также Шарля Леконта де Лиля, Теодора де Банвиля, Шарля Бодлера, Жозе Марии Эредиа, Франсуа Коппе, Катюля Мендеса, Леона Дьеркса, Сюлли-Прюдома, Поля Вердена, Стефана Малларме. Новые выпуски «Современного Парнаса» в 1869 и 1876 гг. продемонстрировали рост группы и вместе с тем постепенное разложение эстетики и поэтики парнасцев.

Леконт де Лиль. Вождем группы «Парнас» был признан Шарль Леконт де Лиль (1818 — 1894). Сын фельдшера наполеоновской армии и креолки, он родился на о. Бурбон в Индийском океане. Во Франции получил юридическое образование. В 1840-е годы Леконт де Лиль увлекся социально-утопическим учением Фурье, участвовал в Февральской революции 1848 г., отстаивал отмену рабства во французских колониях, за что был осужден семьей. Разочарование в социальном утопизме приводит его в ряды сторонников «чистого искусства».

Парнасцы считали манифестом своей группы предисловие Леконта де Лиля к его поэтическому сборнику «Античные стихотворения» (1852), где он романтической субъективности и динамизму противопоставил безличность творчества и культ статичной красоты. «Реализовать Красоту» — вот предназначение искусства. Искусство только Красоту имеет в качестве своего предмета и не зависит от Истины, Пользы и Морали. Красота заключается в со-нершенной, изысканной, гармоничной форме, подобной мраморным античным статуям.

Такая форма делает художественное произведение содержательным. При этом в духе позитивизма Леконт де Лиль призывает описывать, а не обобщать, опираться не на фантазию и произвольные абстрактные схемы, а на интеллект и точность, которую демонстрирует современная наука. Поэтическое мастерство становится главной целью поэта.

В сборнике «Античные стихотворения», реализовавшем эту программу, используются античные мифы, описываются античные статуи. Общая идея такова: в античности, а не в пошлой современности, можно увидеть прообраз будущего.

Столь очевидный возврат к классицизму смягчается в сборнике «Варварские стихотворения» (1862), где Леконт де Лиль возрождает романтические традиции поэзии Гюго, Виньи, Сент-Бёва. К скульптурности, пластичности, материальной осязаемости форм здесь добавляется живописность и некоторая динамичность.

В стихотворении «Слоны» поэт описывает огромных животных, медленно бредущих «среди песков к своей стране родной». Красный песок, синий водоем, золотая чешуя змеи своей живописностью окаймляют мерное движение слонов. Но слоны проходят «и вновь недвижно все кругом», воцаряется столь дорогая парнасцам статичность.

Леконт де Лиль был провозглашен «королем поэтов». После его смерти этот титул унаследовал Поль Верлен, начинавший как парнасец.

Отголоски парнасской теории «искусства для искусства», культа статической красоты, примата вещей над идеями обнаруживаются в ряде произведений крупнейшего поэта второй половины XIX в. Шарля Бодлера.

Литература США середины и второй половины XIX в. В отличие от европейской литературы, в которой вторая половина века характеризуется резким противостоянием романтизма и реализма, американской литературе этого периода в большей степени свойственно взаимодействие, взаимопроникновение романтизма и реализма.