Литература рубежа XIX-XX веков
Рубеж XIX—XX вв. — начало Новейшего времени, которое стало эпохой перехода от региональных культур к общемировой культуре, эпохой расцвета цивилизации, но также временем мировых войн и революций.
Периодизация. Новейшее время включает в себя три периода: рубеж XIX—XX вв. — переходный период в истории культуры; собственно XX в. — период стабилизации социокультурного и литературного процесса; рубеж XX—XXI вв. — переходный период в развитии культурного и литературного процесса сегодняшнего дня.
Социокультурные факторы эпохи. Можно выделить следующие наиболее значимые социокультурные факторы Новейшего времени: начало перехода от индустриальной к информационной цивилизации; выход на историческую арену прежде бесправных и необразованных слоев общества, наций, стоявших у обочины истории; успехи образования, приведшие к качественному скачку в формировании читательской аудитории; глобализация и тотальная переоценка ценностей; качественное усиление значения коммерции и моды в культуре; исключительно важная роль средств массовой информации, компьютеризации в развитии цивилиза-ционных процессов.
К этому периоду относится формирование мирового литературного процесса как единого целого; контраст интеллектуализации и иррационализации, психологизации и дегуманизации, эстетизации и дисгармонизации, экспериментаторства и обращения к традициям многовекового культурного наследия в парадигме художественной литературы «культурного запроса» («концептуально-авторской», если ее рассматривать с точки зрения автора, литературы как творчества); противостояние этой парадигме ее антипода— литературы «массового спроса» (литературы как ремесла, литературной индустрии) с ее ориентацией на коммерческий принцип, развлекательность, использование готовых схем и клише, однозначность, сенсационность, потребительскую психологию читателя (эти парадигмы развиваются параллельно и, несмотря на свое противостояние, постоянно взаимодействуют).
Отличительные черты литературы рубежа XIX — XX вв. Рубеж XIX— XX вв. — переходный период в мировом литературном развитии.
В 1827 г. Гёте в разговоре со своим секретарем Эккерманом впервые отметил, что начинает складываться всемирная литература.
На рубеже веков эта отмеченная Гёте тенденция становится ведущей. Второй промышленный переворот и интернационализация духовной жизни — факторы глобального характера. Формирование мировой литературы выражается в усилении взаимодействий крупнейших литературных регионов — Европы, США, Востока, России, вхождении в их число Латинской Америки. Все это приводит к необходимости по-новому описывать историю литературы: не по региональному, национальному признаку, а в соответствии с получившими международное развитие и признание направлениями (течениями, школами).
Среди отличительных черт периода в первую очередь нужно выделить мозаичность картины литературной жизни, которая проявляется во множественности направлений, течений, школ, отсутствии магистрального направления, открытости границ различных художественных систем, множественности влияний и традиций; а также расширение литературной «географии» (включение в европейский литературный процесс литератур Скандинавии, славянских народов, «возвращение» итальянской и испанской литератур и др.).
- Введение теоретические основы истории литературы
- Античная мифология и фольклор
- Литература древней греции Гомеровский эпос
- 7 Метонимия (греч. Переименование) — обозначение предмета или явления по одному из его признаков, замена предмета его частью.
- Ранняя классика
- Древнегреческая лирика VII—V вв. До н.Э.
- Древнегреческая трагедия
- Древнегреческая комедия
- Прозаические жанры древнегреческой литературы
- «Золотой век» древнеримской литературы
- Римская литература I — II вв. И. Э.
- Литература средних веков
- Литература Поздней Античности как переходного периода
- Средневековая литература на латинском языке
- 9 О Единой цепи бытия см. Главу «Шекспир».
- Средневековый героический эпос
- 10 Бахтин м.М. Эпос и роман //Бахтин м.М. Вопросы литературы и эстетики. — м., 1975. — с. 456 (термином «эпопея» автор обозначает героически» эпос).
- 11 Пропп в.Я. Фольклор и действительность. — м, 1976. — с. 20.
- Средневековая рыцарская литература
- Средневековая городская литература
- Средневековая литература стран Востока
- Литература предвозрождения
- Предвозрождение в италии
- Литература эпохи возрождения
- 8 Апреля 1341 г. Петрарка был торжественно увенчан лавровым венком на Капитолии в Риме, прочел свою речь перед сенатом, был объявлен почетным гражданином Рима.
- Боккаччо
- 15 'Томашевский н. Предисловие //Петрарка ф. Лирика; Автобиог фическая проза. — м, 1989. — с. 10.
- Высокое и Позднее Возрождение в Италии
- Северное возрождение
- Возрождение во франции
- 19 Эпистолярный жанр — переписка, задуманная или позже воспринятая ка художественное произведение, предполагающее широкий круг читателей.
- 20 Бахтин м.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Среднев ковья и Ренессанса. — м., 1990. — с. 7.
- Возрождение в испании
- Возрождение в англии Ранний этап английского Возрождения
- Высокое Возрождение в Англии
- Аникин г.В., Михальская н.П. История английской литературы. — м., 1985.-с.
- Переход от эпохи возрождения к XVII веку
- Шекспир
- 27 См.: Шайтанов и.О. История зарубежной литературы: Эпоха Возрождения: в 2 т. - м., 2001. - т. 2. - с. 184- 189.
- 28 Фолио — книга, изданная форматом 1/2 листа, получаемым фальцовкой один сгиб.
- 29 См.: Барт м.А. Шекспир и история. — м., 1976.
- 30 См.: Пинский л. Е. Шекспир. Основные начала драматургии. — м., 1971
- 31 Гёте и.В. Об искусстве. — м., 1975. — с. 337 — 338. 138/
- Сервантес
- 32 Бергсон а. Смех. — м., 1992. — с. 17.
- Литература XVII века
- Барокко
- Классицизм
- Литература испании
- Лопе де Вега и его школа
- Литература франции
- Мильтон. Начало творческой деятельности.
- Из истории литературы востока XVII века япония
- 36 Пуришев б. И. Рококо // Краткая литературная энциклопедия. — м 1971.т. 6.-Стб. 339.
- Дефо, Свифт, Ричардсон, Филдинг, Смоллетт
- Сентиментализм в Англии
- 38 Пуришев б. И. Рококо // Краткая литературная энциклопедия. — м.| 1971. — т. 6. — Стб. 340.
- Вольтер
- Литература рубежа XVIII-XIX веков
- Предромантизм
- Немецкая литература
- 40Жирмунский в.М. Очерки по истории классической немецкой литературы.-л., 1972. -с. 309-310.
- 1808 Г. С февраля 1825 г. По июль 1831 г. Гёте, пишет вторую часть «Фауста» (эпизод с Еленой из этой части был написан в 1800 г.). Произведение полностью опубликовано в гол смерти писателя, в 1832 г.
- Литература XIX века
- Романтизм
- 41 См.: Неупокоева и. Г. О типах романтической литературы // Неизученные страницы европейского романтизма. — м., 1975. — с. 3 — 22
- Немецкий романтизм
- Английский романтизм
- Французский романтизм
- Реализм
- Бальзак
- Реализм в англии Диккенс
- 43 Шайтанов и.О. Послесловие/Леккерей у.М. Ярмарка тщеславия: в 2 т. - м„ 1986. - т. 2. -с. 580.
- 45 Аболиционизм — борьба за освобождение негров от рабства
- Литература рубежа XIX-XX веков
- Новые «континенты» в «географии» всемирной литературы.
- Реализм рубежа XIX—XX веков
- Сатирико-юмористическая линия реализма: г. Манн, Марк Твен, о. Генри
- Натурализм
- Символизм
- 1896, И др.) бросают вызов своей судьбе. В трактате «Сокровенный храм» (1902) утверждается необходимость активного вмешательства в жизнь.
- Неоромантизм
- Эстетизм
- Литература XX века
- Модернизм
- Дадаизм
- Экспрессионизм
- Экзистенциализм
- Литература «потерянного поколения»
- Социалистический реализм
- Неореализм
- Жанровые генерализации в литературе XX века
- Философская жанровая генерализация
- Психологическая жанровая генерализация
- Историческая жанровая генерализация
- Биографическая жанровая генерализация
- Документальная жанровая генерализация
- Фолк-литературная жанровая генерализация
- Хемингуэй
- Литература рубежа XX-XXI веков