Сатирико-юмористическая линия реализма: г. Манн, Марк Твен, о. Генри
Г.Манн. Генрих Манн (1871 — 1950) — немецкий писатель, крупнейший сатирик эпохи. Родился в г. Любеке в семье сенатора, владельца крупной хлеботорговой фирмы и был старшим из пятерых детей. Его младшим братом был великий писатель Томас Манн. Первое признание пришло к писателю после выхода в свет сатирической повести «Учитель Унрат, или Конец одного тирана» (1905). Мрачная фигура провинциального гимназического учителя Унрата (русский эквивалент имени — Гнус), напоминающего чеховских «человека в футляре» Беликова и унтера Пришибеева, нарисована самыми резкими сатирическими красками, вызывает отвращение и злой смех. Имя Унрата стало нарицательным.
Мировую известность Генриху Манну принес роман «Верноподданный» (1914), вошедший в трилогию «Империя» (два других романа — «Бедные», 1917; «Голова», 1925). Верноподданный Дидерих Гесслинг показан как производное от государственной системы верноподданничества во главе с кайзером Вильгельмом II. Г.Манн использует приемы окарикатуривания, сатирической аллегоричности, символические эпизоды. Например, финальная сцена: во время верноподданнической речи Гесслинга по случаю открытия памятника Вильгельму II разражается буря.
Позже Г. Манн отошел от сатирической манеры (дилогия «Юность короля Генриха IV», 1935; «Зрелость короля Генриха IV», 1938).
Марк Твен. Юмористический стиль М арка Твена (настоящее имя — Сэмюэль Ленгхорн Клеменс, 1835—1910) отразил особенности американского менталитета, активного, оптимистичного, несмотря ни на какие трудности. Его лучшие произведения — трилогия романов «Приключения Тома Сойера» (1875), «Жизнь на Миссисипи» (1883), «Приключения Гекльберри Финна» (1884), романы «Принц и нищий» (1881), «Янки при дворе короля Артура» (1889). Образы Тома Сойера и Гекльберри Финна, неунывающих, находчивых, удачливых подростков, обрели всемирную славу.
О.Генри. Уильям Сидней Портер (1862— 1910), писавший под псевдонимом О. Генри, прославился своими многочисленными юмористическими новеллами и единственным романом «Короли и капуста» (1904). Он разрабатывал тип новеллы, отличающийся предельным лаконизмом, парадоксальностью сюжетов, юмористичностью, доходящей до анекдотичности (новеллы «Вождь краснокожих» из сб. «Коловращение», 1910; «Родственные души» из сб. «Всего понемножку», 1911, и др.).
Героическая линия реализма: Роллан, Джек Лондон
Роллан. Ромен Роллан (1866—1944) — французский писатель, в чьем творчестве дано осмысление человека и мира в героических тонах. Он родился в г. Кламси в Бургундии, образ которой запечатлен в повести «Кола Брюньон» и других его произведениях, в семье нотариуса. Будущий писатель учился в Высшей нормальной школе в Париже. Он занимался историей музыки и живописи, для чего Школа направила Роллана в Италию. Большое значение для творчества Р. Роллана имело знакомство с произведениями Гоголя, Гончарова, Тургенева и особенно Л.Толстого.
Литературный путь Роллан начал как драматург-неоромантик. Драмы «Людовик Святой» (1897), «Аэрт» (1898), «Настанет время» (1903) составили цикл «Трагедии веры». Однако уже в 1898 г.
Роллан начинает работать над новым циклом «Театр Революции», в котором он переходит на позиции реализма. В цикл вошло 8 драм, написанных в 1898—1939 гг. Первая из них— «Волки» (1898) — на материале французской революции конца XVIII в. описывает ситуацию, близкую обстоятельствам дела Дрейфуса. Пьеса была запрещена сразу же после премьеры.
К 1900 г. Роллан окончательно порывает с неоромантиками и разрабатывает программу создания подлинно народного театра (сб. «Народный театр», 1903). Призыв к демократизации театра — важный вклад писателя в театральное движение эпохи. Наиболее значительное достижение Роллана в реализации программы народного театра — драма «14 июля» (1902), где персонажи растворяются в образе коллективного героя — восставшего народа.
Черты романтизма в значительной мере сохраняются в реалистических произведениях Роллана, ибо он одержим поисками утраченного в империалистическую эпоху героического начала. Эти поиски приводят его к анализу жизни великих людей («Жизнь Бетховена», 1903; «Жизнь Микеланджело», 1907; «Жизнь Толстого», 1911).
Результаты этого анализа отразились в создании образа главного героя в романе-эпопее «Жан Кристоф» (1904— 1912), замысел которого возник у Роллана еще в конце XIX в. Гениальный немецкий музыкант, бунтарь в юности и мудрец в конце жизненного пути, Жан Кристоф напоминает героев романтических произведений.
Но в романе-эпопее на первый план выдвигается реалистический образ Европы рубежа веков, равного которому по масштабу литература того времени не знала. Действие произведения начинается в Германии, затем переносится во Францию, Швейцарию, Италию. Почти накануне империалистической войны прозвучал голос Роллана, посвятившего свою эпопею «свободным душам всех наций, которые страдают, борются и победят».
В 1914 г. Роллан закончил повесть «Кола Брюньон» (опубликована в 1918 г.) — шедевр французской литературы, связанный с народной традицией и исполненный оптимизма. Действие повести происходит в 1616 г. в г. Кламси. Герой произведения, от имени которого ведется повествование-дневник, резчик по дереву Кола Брюньон, — подлинно народный персонаж, «галльский тип», по словам автора повести. На него обрушиваются всевозможные беды: война, чума, смерть жены, потеря всего имущества, но ничто не в силах сломить Кола, его веры в свое призвание, его оптимизма. Особое значение Роллан придавал 13-й главе повести, в которой Кола Брюньон размышляет о роли книг в жизни человека.
В годы Первой мировой войны писатель с позиций пацифизма и гуманизма осудил политику враждующих государств (сб. «Над схваткой», 1915). Победа революции в России, которую Роллан приветствовал, и окончание войны знаменуют начало нового этапа в творчестве писателя — сближение с социалистическими реалистами (роман «Очарованная душа», 1922—1933; и др.).
Роллан оказал мощное влияние на развитие литературы. В романе «Жан Кристоф» он подвел итог развития двух крупнейших направлений XIX в. — критического реализма и романтизма, синтезировав их лучшие, наиболее сильные черты, раскрыв новые возможности реализма, продемонстрировав ряд его новых качеств, характерных для XX в. (форма романа-потока и др.).
Джек Лондон. Джон Гриффит Лондон (1876—1916), взявший псевдоним Джек Лондон, один из всемирно признанных писателей США.
Он внес в литературу тему повседневного героизма, воспел мужество простых людей как высокую духовную ценность.
Джек Лондон родился в Сан-Франциско в семье обедневшего фермера. Начало его жизни было необычайно бурным: он сменил множество профессий, в какой-то период сидел в тюрьме за бродяжничество, жажда знаний привела его в университет, но после двух курсов он уехал на Аляску искать золото. Так и не скопив состояния, но обогащенный жизненными впечатлениями, Лондон в 1900 г. выпустил сборник новелл «Северные рассказы», который принес ему широкую известность. В нем сочетается описание сильных телом и духом людей с картинами суровой природы, требующей от человека большого мужества. К «Северным рассказам» примыкают сборники «Бог его отцов» (1901), «Любовь к жизни» (1907) и др.
В рассказе «Бог его отцов», давшем заглавие одному из сборников, повествуется о человеке, смело разорвавшем с цивилизованным обществом, в котором он испытывал унижения, и примкнувшем к индейскому племени. Мужество в экстремальной ситуации воспевается и в знаменитом рассказе «Любовь к жизни».
Среди романов Джека Лондона наиболее значителен «Мартин Иден» (1909). Герой романа, матрос, порвавший со своим окружением и поставивший перед собой задачу прорваться в высшее общество, бесспорно, сильная и духовно богатая личность. Этому решению способствует его любовь к Руфи Морз, девушке из буржуазной семьи. Огромное впечатление на читателя производит то упорство, с которым Мартин Иден овладевает культурными достижениями.
Иден становится писателем. Но, пройдя путь от простого парня до человека выдающейся образованности, герой понимает, что культурность того общества, в которое он стремился войти, — лишь иллюзия. Миром правят не идеи и красота, а деньги. Пока он был беден, ему помогали только бедные люди — разбогатев, Мартин удостоился всеобщего внимания и преклонения, к нему приходит Руфь, прежде от него отвернувшаяся. Открыв истинное лицо буржуазного мира, герой не может справиться с охватившим его разочарованием и кончает жизнь самоубийством.
Джек Лондон стал не просто признанным писателем, а своего рода учителем жизни, утверждавшим стоическое сопротивление превратностям судьбы.
- Введение теоретические основы истории литературы
- Античная мифология и фольклор
- Литература древней греции Гомеровский эпос
- 7 Метонимия (греч. Переименование) — обозначение предмета или явления по одному из его признаков, замена предмета его частью.
- Ранняя классика
- Древнегреческая лирика VII—V вв. До н.Э.
- Древнегреческая трагедия
- Древнегреческая комедия
- Прозаические жанры древнегреческой литературы
- «Золотой век» древнеримской литературы
- Римская литература I — II вв. И. Э.
- Литература средних веков
- Литература Поздней Античности как переходного периода
- Средневековая литература на латинском языке
- 9 О Единой цепи бытия см. Главу «Шекспир».
- Средневековый героический эпос
- 10 Бахтин м.М. Эпос и роман //Бахтин м.М. Вопросы литературы и эстетики. — м., 1975. — с. 456 (термином «эпопея» автор обозначает героически» эпос).
- 11 Пропп в.Я. Фольклор и действительность. — м, 1976. — с. 20.
- Средневековая рыцарская литература
- Средневековая городская литература
- Средневековая литература стран Востока
- Литература предвозрождения
- Предвозрождение в италии
- Литература эпохи возрождения
- 8 Апреля 1341 г. Петрарка был торжественно увенчан лавровым венком на Капитолии в Риме, прочел свою речь перед сенатом, был объявлен почетным гражданином Рима.
- Боккаччо
- 15 'Томашевский н. Предисловие //Петрарка ф. Лирика; Автобиог фическая проза. — м, 1989. — с. 10.
- Высокое и Позднее Возрождение в Италии
- Северное возрождение
- Возрождение во франции
- 19 Эпистолярный жанр — переписка, задуманная или позже воспринятая ка художественное произведение, предполагающее широкий круг читателей.
- 20 Бахтин м.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Среднев ковья и Ренессанса. — м., 1990. — с. 7.
- Возрождение в испании
- Возрождение в англии Ранний этап английского Возрождения
- Высокое Возрождение в Англии
- Аникин г.В., Михальская н.П. История английской литературы. — м., 1985.-с.
- Переход от эпохи возрождения к XVII веку
- Шекспир
- 27 См.: Шайтанов и.О. История зарубежной литературы: Эпоха Возрождения: в 2 т. - м., 2001. - т. 2. - с. 184- 189.
- 28 Фолио — книга, изданная форматом 1/2 листа, получаемым фальцовкой один сгиб.
- 29 См.: Барт м.А. Шекспир и история. — м., 1976.
- 30 См.: Пинский л. Е. Шекспир. Основные начала драматургии. — м., 1971
- 31 Гёте и.В. Об искусстве. — м., 1975. — с. 337 — 338. 138/
- Сервантес
- 32 Бергсон а. Смех. — м., 1992. — с. 17.
- Литература XVII века
- Барокко
- Классицизм
- Литература испании
- Лопе де Вега и его школа
- Литература франции
- Мильтон. Начало творческой деятельности.
- Из истории литературы востока XVII века япония
- 36 Пуришев б. И. Рококо // Краткая литературная энциклопедия. — м 1971.т. 6.-Стб. 339.
- Дефо, Свифт, Ричардсон, Филдинг, Смоллетт
- Сентиментализм в Англии
- 38 Пуришев б. И. Рококо // Краткая литературная энциклопедия. — м.| 1971. — т. 6. — Стб. 340.
- Вольтер
- Литература рубежа XVIII-XIX веков
- Предромантизм
- Немецкая литература
- 40Жирмунский в.М. Очерки по истории классической немецкой литературы.-л., 1972. -с. 309-310.
- 1808 Г. С февраля 1825 г. По июль 1831 г. Гёте, пишет вторую часть «Фауста» (эпизод с Еленой из этой части был написан в 1800 г.). Произведение полностью опубликовано в гол смерти писателя, в 1832 г.
- Литература XIX века
- Романтизм
- 41 См.: Неупокоева и. Г. О типах романтической литературы // Неизученные страницы европейского романтизма. — м., 1975. — с. 3 — 22
- Немецкий романтизм
- Английский романтизм
- Французский романтизм
- Реализм
- Бальзак
- Реализм в англии Диккенс
- 43 Шайтанов и.О. Послесловие/Леккерей у.М. Ярмарка тщеславия: в 2 т. - м„ 1986. - т. 2. -с. 580.
- 45 Аболиционизм — борьба за освобождение негров от рабства
- Литература рубежа XIX-XX веков
- Новые «континенты» в «географии» всемирной литературы.
- Реализм рубежа XIX—XX веков
- Сатирико-юмористическая линия реализма: г. Манн, Марк Твен, о. Генри
- Натурализм
- Символизм
- 1896, И др.) бросают вызов своей судьбе. В трактате «Сокровенный храм» (1902) утверждается необходимость активного вмешательства в жизнь.
- Неоромантизм
- Эстетизм
- Литература XX века
- Модернизм
- Дадаизм
- Экспрессионизм
- Экзистенциализм
- Литература «потерянного поколения»
- Социалистический реализм
- Неореализм
- Жанровые генерализации в литературе XX века
- Философская жанровая генерализация
- Психологическая жанровая генерализация
- Историческая жанровая генерализация
- Биографическая жанровая генерализация
- Документальная жанровая генерализация
- Фолк-литературная жанровая генерализация
- Хемингуэй
- Литература рубежа XX-XXI веков