logo search
Литература Луков

Ранняя классика

Гесиод. Гесиод (конец VIII в. до н. э.) — первый известный нам достоверно существовавший древнегреческий поэт, автор эпических поэм «Труды и дни» и «Теогония». Поводом для создания «Трудов и дней» стал судебный процесс автора с братом Персом из-за раздела земли, доставшейся им в наследство после смерти отца. Гесиод описывает труд земледельца, его верования и суеверия, его отношение к жизни. Важен большой раздел поэмы (стихи 109 — 200), в котором излагается праисторический взгляд на существование человечества. Выделяются «золотое поколение» (при Кроне, когда люди жили безмятежно и спокойно умирали, «как будто объятые сном», «недостаток был им ни в чем неизвестен»), затем поколения «серебряного», «медного веков», поколение героев времен Троянской войны. Самое несчастное — пятое поколение «железного века», к которому относит себя поэт. «Если бы мог я не жить с поколением пятого века! //

Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться», — восклицает он, вводя лирический элемент в эпический пласт повествования.

Во второй поэме, «Теогония», повествуется о происхождении космоса из хаоса, генеалогии богов, это первое в античности систематическое изложение теогонических мифов. Обе поэмы написаны эпическим стихом — гекзаметром.

Поэма «Труды и дни» рассматривается как первый образец дидактического эпоса, поэма «Теогония» — как религиозно-философское эпическое произведение, источник философского эпоса.

Героико-комический эпос. «Батрахомиомахия». Предположительно в конце VI в. до н. э. возникла необоснованно приписываемая некоему Пигрету поэма «Батрахомиомахия» («Война лягушек и мышей»).

В ней рассказывается, как из-за гибели мышонка Крохобора, сына мышиного царя Хлебоеда, по вине властителя лягушек Вздуломорда между мышами и лягушками начинается однодневная битва, столь ожесточенная, что даже богам приходится удалиться в безопасное место, чтобы за ней наблюдать; только молния, брошенная Зевсом по совету Арея, прекращает страшное побоище.

В поэме пародируются черты гомеровского эпоса: начальное обращение к музам за поэтическим вдохновением, сопоставление двух сюжетных линий — земной и олимпийской, зажигательные речи предводителей войск перед боем, схема описания поединков, стих — торжественный гекзаметр. «Батрахомиомахия» — самый яркий из дошедших до нас образцов жанра героико-коми-ческой поэмы.

Философский эпос. Ксенофан. Ксенофан из Колофона (ок. 570 — 480 до н.э.) — древнегреческий поэт и философ. Бежал от персов в Элею (Южная Италия), стал первым представителем элейской философии, создателем философского эпоса, отделив философское содержание от религиозного. Согласно Ксенофану, бог не человекоподобное существо, а мировой дух, пронизывающий Вселенную. С этой позиции он критикует антропоморфные представления о богах: «Черными мыслят богов и кур­носыми все эфиопы, // Голубоглазыми их же и русыми мыслят фракийцы»; «Что среди смертных позорным слывет и клеймится хулою, // То на богов возвести ваш Гомер с Гесиодом дерзнули».

Басня. Эсоп. Эсоп (традиц. Эзоп, ок. VI в. до н.э.) — по легенде, раб из Фригии (Малая Азия), затем вольноотпущенник при дворе царя Лидии Креза, сброшенный со скалы в Дельфах за святотатство. Эсоп — родоначальник жанра басни, связанного с фольклорными рассказами и сказками о животных. В баснях Эсопа есть иносказание (история из жизни людей, а чаще очеловеченных животных или предметов, имеющая особый смысл) и моральный вывод, что сближает басню с притчей. Так, в басне «Ворона и лисица» после истории с куском сыра, хитростью выманенным лисой у вороны, делается вывод: «Не верь врагам — проку не будет». В басне «Лисица и виноград» вывод звучит так: «Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай».

Иносказательность, характерная для басен Эсопа, отразилась в выражении «эзопов язык». В античности сложилась традиция пересказывать басни Эсопа (стихотворные басни римского поэта Федра и др.), продолжившаяся в Новое время (басни Лафонтена, Крылова).