logo search
Литература Луков

36 Пуришев б. И. Рококо // Краткая литературная энциклопедия. — м 1971.­т. 6.-Стб. 339.

Англия, раньше других стран ставшая на путь буржуазного раз вития, стала родоначальницей литературы Просвещения. Такие явления, как философия Шефтсбери, журналистика Аддисона и Стиля, романы Дефо, Свифта, Ричардсона, Филдинга, драматургия Лилло, Гея, Филдинга, поэзия Поупа, Томсона, Юнга во многом определили судьбы просветительской литературы. Наряду с классицизмом, приобретающим просветительский характер (творчество А. Поупа), в Англии раньше, чем в других странах формируется направление, получившее название «просветительский реализм» (романы Д.Дефо, Д.Свифта, Г.Филдинга).

В на стоящее время этот термин подвергается сомнению, так как многие черты литературы XVIII столетия (особенно ее дидактизм, слабая индивидуализация характеров, заданность и условность сюжетов, широкое применение гротеска) заметно отличают ее от литературы критического реализма XIX в. Но вместе с тем есть и достаточные основания для использования этого термина, хотя в более скромных масштабах и с оговорками.

Творчество поэтов Д.Томсона, Э. Юнга свидетельствовало о возникновении сентиментализма и вместе с семейно-бытовыми романами С.Ричардсона подготовило приход в литературу О.Голдсмита и Л. Стерна. Вторая половина и конец столетия связаны с развитием предромантизма в творчестве Д. Макферсона, X. Уолпола, Т.Чаттертона, Э.Рэдклиф и ряда других писателей. После введения закона о театральной цензуре (1737) из драматургии ушел Г. Филдинг, в ней наступил полный упадок, ненадолго прерванный драматургическим творчеством Р.Б.Шеридана, автора блистательной комедии «Школа злословия».

Среди наиболее значительных достижений английских писате лей — поэтическое открытие природы («Времена года» Д.Томсона и др.), введение темы науки, прославление физического труда, создание первых просветительских утопий.

Поуп. Английский поэт и мыслитель Александр Поуп (1688 — 1744) в эссе «Опыт о критике» (1711), ставшем манифестом английского просветительского классицизма, сформулировал требование подражать в поэзии «упорядоченной природе», следуя «хорошему вкусу». С этих позиций он «очистил» от «грубостей» и «вульгарности» Гомера, переведя «Илиаду» (1715—1720) и «Одиссею» (1725—1726) пятистопным рифмованным ямбом, а также сочинения Шекспира (1725).

Те же принципы положены в основу его собственных произведений — поэмы «Виндзорский лес» (1713), явившейся одним из первых примеров обращения английских поэтов XVIII в. к описанию природы (начало «открытия природы»), герой-комической поэмы «Похищение локона» (1712, 2-й вар. 1714), морально-философской поэмы «Опыты о морали» (1731­1735).

В своем лучшем произведении — философской поэме «Опыт о человеке» (1734) Поуп возрождает ренессансное представление о Единой цепи бытия, связывающей весь мир воедино:

Бог начал цепь, навек связавши ей Существ эфирных, ангелов, людей, Зверей и рыб; нельзя постичь итога Его пути, идущего от Бога До нас и дальше; как нельзя, чтоб связь В цепи существ великой прервалась...

(Перевод И. Кутика)

Человек у Поупа предстает сотканным из противоречий. Найти путь к счастью он может на путях просвещения: Исследуй мир гордыне вопреки, Смирение возьми в проводники; Навек отвергни суетный наряд, В котором знанья праздные царят... (Перевод В. Микушевича)

Поуп заканчивает произведение утверждением гармонии в человеке: Страсть с Разумом соединить не грех; Себя мы любим, если любим всех; Со счастьем добродетель заодно; Познать нам лишь себя дано. (Перевод В. Микушевича)