Древнегреческая комедия
Термин «комедия» происходит от гр. «комос» — веселое шествие, шумное гулянье, толпа, рой и т.д. и «оде» — песнь. Аристотель в «Поэтике» дает следующее определение: «Комедия... есть воспроизведение [мимесис] сравнительно дурных (характеров), впрочем, не в смысле абсолютной порочности, но поскольку смешное есть часть безобразного: смешное — это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубное; так, чтобы недалеко ходить за примером, комическая маска есть нечто безобразное и искаженное, но без (выражения) страдания».
В этом определении (предварительном, так как вторая часть «Поэтики», посвященная комедии, не сохранилась) Аристотель не говорит о цели комедии. Можно предположить, что с помощью смеха (восходящего к священному смеху ритуальных шествий в честь бога Диониса) достигается комический катарсис — очищение без посредства страха и сострадания. Коллективный смех так же объединяет людей, как совместное переживание ужаса и горя.
Рождение и эволюция комедии. Жанр комедии зародился из форм прославления бога Диониса. Аристотель связывал его истоки с запевами фаллических песен, прославлявших плодородие и позвонивших делать острые выпады (инвективы) в адрес каких-либо известных лиц. Первым комедиографом, чье имя и небольшие фрагменты дошли до нас, был Эпихарм (2-я пол. VI — 1-я пол. V в. до н.э.), родоначальник дорийской (или сицилийской) комедии. Он придал ей законченность, афористичность, бытовой или пародийно-мифологический характер, ввел образ парасита (гр.
— нахлебник).
Попав в Аттику, жанр преобразовался, в нем появился хор, которого не было в сицилийской комедии. Постепенно сложилась форма древнеаттической комедии, которая состояла из большого пролога, парода
— входа хора из 24 человек, эписодиее, разделяемых Песнями хора, агона — спора действующих лиц на важную, актуальную тему, эписодиев после агона, где показывались результаты победы одного из споривших, эксода — заключительной части, ухода хора и актеров за сцену. В комедию включалась также парабаса — прямое обращение хора к зрителям с изложением (иногда без связи с сюжетом) взглядов автора на проблемы жизни полиса. Во время исполнения парабасы хор снимал маски. Комедии писались в основном триметром (6-стопным ямбом). Эти черты комедии представлены в наиболее развитом виде у Аристофана.
Первая аттическая комедия была представлена на празднике Великих Дионисий в 486 г. до н. э. Известны имена, а также фрагменты произведений примерно 60 комедиографов — представителей древнеаттической комедии (V в. до н. э.), свыше 50 комедиографов — представителей среднеаттической комедии (404—323 до н.э., период кризиса жанра), около 60 комедиографов — представителей новоаттической комедии (эллинистический период).
Но только некоторые комедии Аристофана и представителя новоаттической комедии Менандра дошли до нас полностью. Менандр (342 — 291 до н.э.) вводит пятиактное членение комедии с утрачивающими важную роль'партиями хора между действиями. Он широко применяет сложившийся в предыдущий период принцип использования комической маски как ограниченного амплуа (хвастливый воин, брюзга, влюбленные и т.д.), связывает сюжеты с перипетиями семейной, личной, а не гражданской жизни. В творчестве Менандра утвердилось написание комедий 6-стопным ямбом и 8-стопным хореем.
Аристофан. Аристофан (ок. 446 — ок. 385 до н.э.) — античный комедиограф, признанный «отцом» комедии. Из примерно 40 его комедий сохранилось 11. В них Аристофан поднимает актуальные общественные проблемы. Так, в комедии «Лисистрата» находит неожиданное решение проблема войны и мира: женщины, договорившись между собой, отказывают своим мужьям в ласках до тех пор, пока они не прекратят воевать и не заключат мира. В комедии «Облака» критикуются софисты, обучающие граждан тому, как с помощью ораторского искусства и ложного философствования обманывать людей; в смешном виде выведен Сократ (хотя на самом деле Сократ был противником софистов). В комедии «Лягушки» осмеянию подвергается Еврипид, который, по мнению Аристофана, оказывал своими трагедиями дурное влияние на страсти и поступки современников.
Действие комедии разворачивается в подземном царстве, где Еврипид спорит с Эсхилом о том, кто из них выше в искусстве трагедии. Аргументы каждой из спорящих сторон взвешиваются на весах. Победителем признается Эсхил, которого Дионис возвращает в мир живых, чтобы он возродил пришедшую в упадок трагедию, а Еврипид со своей легковесностью оказывается посрамленным.
Аристофан сыграл решающую роль в развитии жанра комедии в античную эпоху. Его влияние на этот жанр продолжает ощущаться вплоть до наших дней.
- Введение теоретические основы истории литературы
- Античная мифология и фольклор
- Литература древней греции Гомеровский эпос
- 7 Метонимия (греч. Переименование) — обозначение предмета или явления по одному из его признаков, замена предмета его частью.
- Ранняя классика
- Древнегреческая лирика VII—V вв. До н.Э.
- Древнегреческая трагедия
- Древнегреческая комедия
- Прозаические жанры древнегреческой литературы
- «Золотой век» древнеримской литературы
- Римская литература I — II вв. И. Э.
- Литература средних веков
- Литература Поздней Античности как переходного периода
- Средневековая литература на латинском языке
- 9 О Единой цепи бытия см. Главу «Шекспир».
- Средневековый героический эпос
- 10 Бахтин м.М. Эпос и роман //Бахтин м.М. Вопросы литературы и эстетики. — м., 1975. — с. 456 (термином «эпопея» автор обозначает героически» эпос).
- 11 Пропп в.Я. Фольклор и действительность. — м, 1976. — с. 20.
- Средневековая рыцарская литература
- Средневековая городская литература
- Средневековая литература стран Востока
- Литература предвозрождения
- Предвозрождение в италии
- Литература эпохи возрождения
- 8 Апреля 1341 г. Петрарка был торжественно увенчан лавровым венком на Капитолии в Риме, прочел свою речь перед сенатом, был объявлен почетным гражданином Рима.
- Боккаччо
- 15 'Томашевский н. Предисловие //Петрарка ф. Лирика; Автобиог фическая проза. — м, 1989. — с. 10.
- Высокое и Позднее Возрождение в Италии
- Северное возрождение
- Возрождение во франции
- 19 Эпистолярный жанр — переписка, задуманная или позже воспринятая ка художественное произведение, предполагающее широкий круг читателей.
- 20 Бахтин м.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Среднев ковья и Ренессанса. — м., 1990. — с. 7.
- Возрождение в испании
- Возрождение в англии Ранний этап английского Возрождения
- Высокое Возрождение в Англии
- Аникин г.В., Михальская н.П. История английской литературы. — м., 1985.-с.
- Переход от эпохи возрождения к XVII веку
- Шекспир
- 27 См.: Шайтанов и.О. История зарубежной литературы: Эпоха Возрождения: в 2 т. - м., 2001. - т. 2. - с. 184- 189.
- 28 Фолио — книга, изданная форматом 1/2 листа, получаемым фальцовкой один сгиб.
- 29 См.: Барт м.А. Шекспир и история. — м., 1976.
- 30 См.: Пинский л. Е. Шекспир. Основные начала драматургии. — м., 1971
- 31 Гёте и.В. Об искусстве. — м., 1975. — с. 337 — 338. 138/
- Сервантес
- 32 Бергсон а. Смех. — м., 1992. — с. 17.
- Литература XVII века
- Барокко
- Классицизм
- Литература испании
- Лопе де Вега и его школа
- Литература франции
- Мильтон. Начало творческой деятельности.
- Из истории литературы востока XVII века япония
- 36 Пуришев б. И. Рококо // Краткая литературная энциклопедия. — м 1971.т. 6.-Стб. 339.
- Дефо, Свифт, Ричардсон, Филдинг, Смоллетт
- Сентиментализм в Англии
- 38 Пуришев б. И. Рококо // Краткая литературная энциклопедия. — м.| 1971. — т. 6. — Стб. 340.
- Вольтер
- Литература рубежа XVIII-XIX веков
- Предромантизм
- Немецкая литература
- 40Жирмунский в.М. Очерки по истории классической немецкой литературы.-л., 1972. -с. 309-310.
- 1808 Г. С февраля 1825 г. По июль 1831 г. Гёте, пишет вторую часть «Фауста» (эпизод с Еленой из этой части был написан в 1800 г.). Произведение полностью опубликовано в гол смерти писателя, в 1832 г.
- Литература XIX века
- Романтизм
- 41 См.: Неупокоева и. Г. О типах романтической литературы // Неизученные страницы европейского романтизма. — м., 1975. — с. 3 — 22
- Немецкий романтизм
- Английский романтизм
- Французский романтизм
- Реализм
- Бальзак
- Реализм в англии Диккенс
- 43 Шайтанов и.О. Послесловие/Леккерей у.М. Ярмарка тщеславия: в 2 т. - м„ 1986. - т. 2. -с. 580.
- 45 Аболиционизм — борьба за освобождение негров от рабства
- Литература рубежа XIX-XX веков
- Новые «континенты» в «географии» всемирной литературы.
- Реализм рубежа XIX—XX веков
- Сатирико-юмористическая линия реализма: г. Манн, Марк Твен, о. Генри
- Натурализм
- Символизм
- 1896, И др.) бросают вызов своей судьбе. В трактате «Сокровенный храм» (1902) утверждается необходимость активного вмешательства в жизнь.
- Неоромантизм
- Эстетизм
- Литература XX века
- Модернизм
- Дадаизм
- Экспрессионизм
- Экзистенциализм
- Литература «потерянного поколения»
- Социалистический реализм
- Неореализм
- Жанровые генерализации в литературе XX века
- Философская жанровая генерализация
- Психологическая жанровая генерализация
- Историческая жанровая генерализация
- Биографическая жанровая генерализация
- Документальная жанровая генерализация
- Фолк-литературная жанровая генерализация
- Хемингуэй
- Литература рубежа XX-XXI веков