logo search
Литература Луков

Древнегреческая комедия

Термин «комедия» происходит от гр. «комос» — веселое шествие, шумное гулянье, толпа, рой и т.д. и «оде» — песнь. Аристотель в «Поэтике» дает следующее определение: «Комедия... есть воспроизведение [мимесис] сравнительно дурных (характеров), впрочем, не в смысле абсолютной порочности, но поскольку смешное есть часть безобразного: смешное — это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубное; так, чтобы недалеко ходить за примером, комическая маска есть нечто безобразное и искаженное, но без (выражения) страдания».

В этом определении (предварительном, так как вторая часть «Поэтики», посвященная комедии, не сохранилась) Аристотель не говорит о цели комедии. Можно предположить, что с помощью смеха (восходящего к священному смеху ритуальных шествий в честь бога Диониса) достигается комический катарсис — очищение без посредства страха и сострадания. Коллективный смех так же объединяет людей, как совместное переживание ужаса и горя.

Рождение и эволюция комедии. Жанр комедии зародился из форм прославления бога Диониса. Аристотель связывал его истоки с запевами фаллических песен, прославлявших плодородие и позвонивших делать острые выпады (инвективы) в адрес каких-либо известных лиц. Первым комедиографом, чье имя и небольшие фрагменты дошли до нас, был Эпихарм (2-я пол. VI — 1-я пол. V в. до н.э.), родоначальник дорийской (или сицилийской) комедии. Он придал ей законченность, афористичность, бытовой или пародийно-мифологический характер, ввел образ парасита (гр.

— нахлебник).

Попав в Аттику, жанр преобразовался, в нем появился хор, которого не было в сицилийской комедии. Постепенно сложилась форма древнеаттической комедии, которая состояла из большого пролога, парода

— входа хора из 24 человек, эписодиее, разделяемых Песнями хора, агона — спора действующих лиц на важную, актуальную тему, эписодиев после агона, где показывались результаты победы одного из споривших, эксода — заключительной части, ухода хора и актеров за сцену. В комедию включалась также парабаса — прямое обращение хора к зрителям с изложением (иногда без связи с сюжетом) взглядов автора на проблемы жизни полиса. Во время исполнения парабасы хор снимал маски. Комедии писались в основном триметром (6-стопным ямбом). Эти черты комедии представлены в наиболее развитом виде у Аристофана.

Первая аттическая комедия была представлена на празднике Великих Дионисий в 486 г. до н. э. Известны имена, а также фрагменты произведений примерно 60 комедиографов — представителей древнеаттической комедии (V в. до н. э.), свыше 50 комедиографов — представителей среднеаттической комедии (404—323 до н.э., период кризиса жанра), около 60 комедиографов — представителей новоаттической комедии (эллинистический период).

Но только некоторые комедии Аристофана и представителя новоат­тической комедии Менандра дошли до нас полностью. Менандр (342 — 291 до н.э.) вводит пятиактное членение комедии с утрачивающими важную роль'партиями хора между действиями. Он широко применяет сложившийся в предыдущий период принцип использования комической маски как ограниченного амплуа (хвастливый воин, брюзга, влюбленные и т.д.), связывает сюжеты с перипетиями семейной, личной, а не гражданской жизни. В творчестве Менандра утвердилось написание комедий 6-стопным ямбом и 8-стопным хореем.

Аристофан. Аристофан (ок. 446 — ок. 385 до н.э.) — античный комедиограф, признанный «отцом» комедии. Из примерно 40 его комедий сохранилось 11. В них Аристофан поднимает актуальные общественные проблемы. Так, в комедии «Лисистрата» находит неожиданное решение проблема войны и мира: женщины, договорившись между собой, отказывают своим мужьям в ласках до тех пор, пока они не прекратят воевать и не заключат мира. В комедии «Облака» критикуются софисты, обучающие граждан тому, как с помощью ораторского искусства и ложного философствования обманывать людей; в смешном виде выведен Сократ (хотя на самом деле Сократ был противником софистов). В комедии «Ля­гушки» осмеянию подвергается Еврипид, который, по мнению Аристофана, оказывал своими трагедиями дурное влияние на страсти и поступки современников.

Действие комедии разворачивается в подземном царстве, где Еврипид спорит с Эсхилом о том, кто из них выше в искусстве трагедии. Аргументы каждой из спорящих сторон взвешиваются на весах. Победителем признается Эсхил, которого Дионис возвращает в мир живых, чтобы он возродил пришедшую в упадок трагедию, а Еврипид со своей легковесностью оказывается посрамленным.

Аристофан сыграл решающую роль в развитии жанра комедии в античную эпоху. Его влияние на этот жанр продолжает ощущаться вплоть до наших дней.