logo search
Литература Луков

Литература XX века

Первая мировая война 1914 — 1918 гг. и революции начала XX в., прежде всего революция 1917 г. в России, с которой связано формирование социальной системы, альтернативной капитализму, привели к грандиозным изменениям в жизни человечества, к формированию нового менталитета, отразившего возникшее противостояние социальных систем. Невиданные успехи цивилизации оказывают мощное влияние на литературный процесс и условия его развития.

В XX в. окончательно складываются две параллельные парадигмы художественного творчества, которые условно можно определить как литература «культурного запроса» («концептуально-авторская») и литература «массового спроса» (литературное производство).

Литература «массового спроса». Эта литература, составляющая в XX в. основной объем литературной продукции, развивается вне моделей, подобных модернизму и реализму, в функции модели в ней выступает избранный автором жанр: детектив, шпионский роман, фэнтези, приключения, триллер, хоррор (литература ужасов), женский роман, сериал, ситком (комедия положений) и др.

При этом жанровые границы становятся жесткими, жанровые модификации дробными: не роман, а «женский роман», «полицейский роман» и т.д. Литература «массового спроса» имеет особые формы функционирования, описываемые такими понятиями, как бестселлер (наиболее продаваемая литература), дайджест («выжимка», краткое изложение произведения, в том числе и классики), комикс (перевод текста в серию картинок), покет-бук (карманное издание, которое удобно читать в транспорте) и др. Здесь эстетический принцип вытесняется коммерческим. Характерная черта литературы «массового спроса» — связь со средствами массовой информации и компьютеризацией общества.

Детективный жанр. Истоки детективного жанра, в первую очередь детективные новеллы американского романтика Эдгара Аллана По (1809— 1849) начиная с «Убийства на улице Морг» (1841), и его классические образцы — произведения английских писателей Артура Конан Дойла, Герберта Кита Честертона, Агаты Кристи (1891 — 1976), бельгийца Жоржа Сименона (1903— 1989), крупнейшего представителя разновидности детектива — «полицейского романа», и др. — дали модели для бесчисленного количества детективов, наводнивших прилавки книжных магазинов. В лучших образцах детектива можно обнаружить сочетание черт литературы «массового спроса» и «культурного запроса». Но в целом жанр невозможен без жестких схем, своего рода правил игры.

В детективе существуют и ожидаются читателем схема ситуаций (обычно загадочное убийство или другая тайна), схема сюжетов (например, расследование убийства, совершенного в закрытой комнате), схема системы образов (в центре — детектив, частный сыщик или полицейский, или просто наблюдательный и проницательный человек, ведущий расследование, и, как правило, его помощник, описывающий оригинальный метод детектива), схематичность в применении художественных средств, ретроспективная композиция, достаточно простой язык.

В детективном жанре глубоко разработаны способы «поддержания читательского интереса, психологизм направлен не столько на раскрытие внутреннего мира персонажей, обычно весьма схематичных, сколько на овладение внутренним миром читателя.

Шпионский роман. Вершиной этого популярного жанра стали 12 романов английского писателя Яна Флеминга (1908—1964) о Джеймсе Бонде, агенте 007 английской секретной службы, где два нуля в номере означают право на убийство в ходе проведения операции («Живи и дай умереть», 1954; «Из России с любовью», 1957; «Доктор Но», 1958; «Голдфингер», 1959; и др.). В романах Флеминга осознанно насаждаются черты «индустриализации» литературного производства. Писатель заменяет полнокровный художественный образ стереотипом.

Его герой должен быть сразу узнаваем, поэтому в его описании оставлены две детали — прядь черных волос, спадающих на правую бровь, и шрам на правой щеке, которые подчеркивают элегантность и мужество. Так же стереотипизированы образы врагов Джеймса Бонда — руководители международного терроризма и др., а также обязательная в каждом романе девушка, сопутствующая герою.

Триллер. Большое место в литературе «массового спроса» занимает триллер (от англ. thrill — вызывать трепет) — сенсационный захватывающий боевик с напряженным сюжетом и стремительным развитием действия.

Восходя к новеллам Э.А. По, романам английского писателя Уилки Коллинза, жанр в XX в. развивается по нескольким линиям (триллер детективный, фантастический, мистический и т.д.). Классик жанра, читаемый во всем мире, — американский писатель Стивен Кинг (р. 1946), который уже в первом романе «Керри» (1974) потряс воображение читателей трагической историей гибели девушки, наделенной паранормальными способностями. Подобные свойства присущи и персонажам других романов Кинга («М ертвая зона», «Воспламеняющая взглядом», «Сияние»).

Тема детей с необычными способностями, которые приводят их в столкновение с прагматичным обществом, разработана писателем необычайно трогательно. Позже Кинг перешел к созданию хорроров, где на первый план выходят образы разложения, гниения, смерти. Оказалось, что эта тематика особо притягательна для миллионов потребителей литературной продукции.

Фантастика. Развитие фантастического жанра (группы жанров) — характерная черта культуры XX в. Фантастика стоит на стыке классической традиции, идущей от Жюля Верна (1828 — 1905, свыше 65 научно-фантастических романов, в т.ч. «Таинственный остров», 1875) и Герберта Уэллса (1866— 1946, романы «Человек-невидимка», 1897; «Война миров» 1898 и др.), и литературы «массового спроса».

К выдающимся достижениям столетия можно отнести роман китайца Лао Шэ (1899—1966) «Записки о Кошачьем городе» (1933), фантастические произведения американских писателей Рея Бредбери (р. 1920), Айзека Азимова (1920— 1992), Курта Воннегута (р. 1922). Роман Станислава Лема (р. 1921) «Солярис» (1959—1960) — яркий образец фантастики. Направив своих героев к планете Солярис, представляющей собой один огромный мозг, автор ставит их перед необходимостью разрешать нравственные проблемы, актуальные в реальной жизни.

Популярность фантастики породила эксплуатацию ее классических моделей в массовой культуре. Фантастика, в отличие от фэнтези, ориентируется на научное мышление, достижения техники, постижение неизвестных законов Вселенной.

Фэнтези. Всемирное признание получила трехчастная фантастическая эпопея английского филолога, писателя Джона Роналда Руэла Толкиена (1892— 1973) «Властелин колец» (1954— 1955). В ней создан прообраз жанра фэнтези, в котором на основе моделей фольклорной волшебной сказки возникает особый виртуальный (мнимый, воображаемый) мир со своими законами, отличающимися от реальных законов Вселенной и человеческого общества. Герои таких произведений вынуждены учитывать эти законы, проявляя при этом свои или добрые, или злые качества. Открытия Толкиена были использованы в «массовой литературе», и на книжные прилавки хлынули потоки фэнтези.

Женский роман. Истоки этого жанра можно обнаружить в классической литературе (романы Джейн Остин, Жермены де Сталь, Жорж Санд; «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте, 1847, опубл. 1849).

В прославленном романе «Унесенные ветром» (1936) американской писательницы Маргарет Митчелл (1900— 1949), многие годы возглавлявшем списки бестселлеров, любовная история, являющаяся основной темой «женских романов» (здесь это любовь Скарлетт О'Хара к добродетельному Эшли и циничному, но смелому и обаятельному Ретту

Батлеру), соединяется с монументальными описаниями сцен гражданской войны в США.

Соединение женского романа и эпического описания Австралии блестяще осуществлено в романе австралийской писательницы Колин Маккалоу «Поющие в терновнике» (1977). Эти своего рода шедевры способствовали необычайной популярности женских романов, выполняющих не столько эстетическую, сколько социальную роль.

Литература «культурного запроса». В XX в. литература «культурного запроса» представлена в двух основных моделях — модернизме и реализме. В обеих моделях усиливается авторское начало (как в концепциях, так и в художественной форме). В то же время значение жанра ослабляется, границы жанров размываются. В развивающемся в конце века постмодернизме нередко место произведения занимает достаточно неопределенный «текст».

Промежуточным рубежом периода стала середина века — время окончания Второй мировой войны, формирования социалистического лагеря в противовес лагерю стран капитализма, изобретения атомного оружия, начала «холодной войны» и угрозы третьей мировой войны, борьбы стран «третьего мира» за независимость. Меняется лицо и модернизма, и реализма: возникают неоавангардизм («новый роман», «театр абсурда»), рождается «новый латиноамериканский роман» и т.д.

«Контркультура». Разочарование в буржуазном «обществе потребления», поставившем вещь выше духовности, подчинившем современную культуру власти рекламы, приводит к бунту против навязываемых стандартов благополучной жизни, анархическому протесту против культуры вообще. Возникает движение, определяемое термином «контркультура».

Роман американского писателя Дэвида Джерома Сэлинджера (р. 1919) «Над пропастью во ржи» (дословно «Ловец во ржи», 1951), в котором омертвевшему жизненному укладу американского общества противопоставлена позиция неглубоко затронутого культурой, а поэтому пока еще «естественного человека — подростка Холдена Колфилда, стал поистине культовым. Он непосредственно предваряет появление литературы битников — «разбитого поколения» во главе с писателем Джеком Керуаком (1922—1969) и поэтом Алленом Гинзбергом (р. 1926) — и произведений писателей-хиппи.

Этот настрой отразился и в литературе, не связанной непосредственно с «контркультурой». Настроения протеста свойственны и группе английских писателей, получивших название «разгневанные молодые люди» по своего рода манифесту этого движения — пьесе Джона Осборна (1929— 1994)

«Оглянись во гневе» (1956). Протест против общества потребления ярко обозначен в романе французского писателя-реалиста Робера Мерля (р. 1908) «За стеклом» (1970) о студенческом бунте на филологическом факультете Сорбонны в Нантере в мае 1968 г.

Синтез культур Запада и Востока. Характерная черта литературы битников и хиппи — увлечение восточными религиями и философскими системами, прежде всего дзен-буддизмом. Неожиданно «контркультура», ассоциирующаяся с анархизмом, отказом от культурных достижений в пользу естественного, почти животного существования, оказывается одним из проявлений синтеза культур Запада и Востока.

Другим выражением этого синтеза стало мировое признание японской литературы. Творчество Акутагавы Рюноске (1892— 1927), соединившего национальную японскую специфику с традициями Достоевского и европейской литературы, особенно после экранизации его новелл «Ворота Расемон» и «В чаще» в фильме Куросавы «Расемон», стало явлением мирового порядка.

Творчество Кавабаты Ясунари (1899—1972), испытавшего в молодости влияние Джойса, автора повестей «Снежная страна» (1934— 1937), «Тысяча крылатых журавлей» (1951), романа «Стон горы» (1954), было отмечено Нобелевской премией по литературе (1968) за «писательское мастерство, которое с большим чувством выражает суть японского образа мышления». Романы Кобо Абэ (наст, имя Кимифуса, 1924—1993) «Женщина в песках» (I960), «Чужое лицо» (1966), «Человек-ящик» (1973) в еще большей степени доступны западному читателю, не случайно его называли то японским Достоевским, то японским Сартром.

«Новый латиноамериканский роман». Высшее выражение синтеза различных национальных культур, знаменующего начало функционирования мировой литературы как единого целого, — возникновение в Латинской Америке «нового латиноамериканского романа». У его истоков стоял гватемальский писатель Мигель Анхель Астуриас (1899— 1974), автор антидиктаторского романа «Сеньор Президент» (1933, опубл. 1946).

Среди крупнейших представителей «нового латиноамериканского романа» — аргентинцы Хорхе Луис Борхес (1899— 1986), Хулио Кортасар (1914 — 1984), бразилец Жоржи Амаду (1912 — 2001), кубинец Алехо Карпентьер (1904—1980), венесуэлец Мигель Отеро Сильва (1908 — 1985), перуанец Марио Варгас Льоса (р. 1936).

Самым значительным из этих писателей может быть признан колумбийский писатель Габриель Гарсия Маркес (р. 1928), лауреат Нобелевской премии (1982). Ему принадлежат повести «Палая листва»

(1955, опубл. 1972), «Полковнику никто не пишет» (1958, опубл. 1972), сборник новелл «Похороны Великой Мамы» (1962), романы «Недобрый час» (1962), «Осень патриарха» (1975, опубл. 1977), «Хроника объявленной смерти» (1981), «Любовь во время чумы» (1985).

Вершиной творчества Гарсии Маркеса и всего «нового латиноамериканского романа», одним из высших достижений литературы XX в. по праву считается его роман «Сто лет одиночества» (1967, опубл. 1970). Автор оригинально решает проблему героя. Функции главного героя в его произведении отданы не отдельному человеку, а целому роду Буэндиа, живущему в селении Макондо, — в этом образе воплотилась судьба всей Латинской Америки.

Традиция гомеровских поэм, где слиты воедино миф и эпопея, в литературе Нового времени расщепилась на экстенсивную традицию эпопеи и интенсивную традицию мифа. В романе «Сто лет одиночества» возникает их новый синтез — мифологическая эпопея2. Соединение реалистически описанной латиноамериканской действительности с мифологическим сознанием порождает «магический реализм», синтез реализма и модернизма XX в.