logo search
Литература Луков

Переход от эпохи возрождения к XVII веку

На рубеже XVI — XVII вв. в европейской культуре происходит один из самых значительных переворотов, связанный с заменой одной парадигмы мировосприятия на другую. Суть этого переворота замечательно описал французский философ и культуролог Мишель Поль Фуко (1926— 1984) в фундаментальном труде «Слова и вещи» (1966)24. Он отмечал: «Вплоть до конца XVI столетия категория сходства играла конструктивную роль в знании в рамках европейской культуры»25 и в качестве основных фигур сходства выделял пригнанность, соперничество, аналогию и симпатию (с парной к ней антипатией)26. Напротив, в европейском мышлении начиная с XVII в. знание, основанное на сходстве вещей (или принципе Великой аналогии), уступает место собстаенно научному знанию (системно-логическому, пытающемуся выявить объективные законы мира на основе опыта, осмысленного в свете принципа причинно-следственных связей).

Переход от Возрождения к культуре Нового времени отразился в литературе прежде всего концептуально (смена указан парадигм). Но произошел не менее значимый собственно литер турный переворот: если старая литература развивалась прежде все: через смену жанров, литературный процесс Нового времени первую очередь связан с развитием и сменой художественных методов (стоящих над жанрами систем принципов отбора, оценки воспроизведения феноменов действительности и сознания средствами литературы).

Этот переход обнаруживается в творчестве величайших гениев эпохи — Шекспира и Сервантеса, в большей мере «старых» писателей, но проложивших дорогу «новым» писателям и поэтому ставших (подобно Данте для предыдущего переворота) центральными фигурами мирового литературного процесса. В их творчестве рождается «праметод», который в нашей науке на протяжении нескольких десятилетий принято было называть «ренессансным реализмом». В настоящее время этот термин, в связи с кризисом самого понятия «реализм», практически перестал употребляться.

См.: Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. — СГК 1994.

' Там же. — С. 54.

' См. там же. — С. 55 — 62.

В этом умолчании, во многом конъюнктурном, есть и свое рациональное зерно, ведь реализм в его зре-пых формах основывается на выявлении причинно-следственных шкономерностей бытия, в то время как у Шекспира и Сервантеса ведущую роль еще играет логическая инверсия, связанная со старым, телеологическим (идущим от цели, конечной точки) взглядом на мироустройство. Однако их прорыв к осмыслению причинно-следственных закономерностей бытия человека и мира столь очевиден, что мы можем определить их «праметод» как гуманистический протореализм.