logo search
Otvety_po_OTSP

1.Взаимоотношение культуры и дизайна.

Роль дизайна в предметно-пространственной среде меняется во времени. Когда он внедрялся в культуру как принципиально новая сфера творчества,то противопоставлял себя традиционно-художественной культуре возможностью машинного производства изделий, рациональностью,научностью, унифицированностью. Дизайн тогда еще не претендовал на ведущую роль в предметном мире; известную жесткость концепции формообразования и некоторую обобщенную унифицированность модели можно было рассматривать как способ внедрения дизайна в предметно-пространственную среду.

В настоящее время дизайн отвечает за всю предметно-пространственную среду, а значит, имеет непосредственное отношение к стилеобразующим процессам, учету национальных традиций, самым различным аспектам худоественного формообразования.

КАждое новое произведение всегда воплощает определенную концептуальную целостность, поскольку концепция-это смысловой вариант художественной системы, охватывающий множество персональных вариантов. Всякую вещь дизайнер рассматривает как модель жизнедеятельности и образа человека. Особенностью этого типа целостности является то, что он создается не индивидом, а культурным движением, иногда достигающим эпохальных масштабов. Вэтом случае мы имеем дело с так называемыми "большими стилями".

Сегодня индустриальные методы изготовления изделий невозможно отделить от процесса формирования художественного стиля.

Дизайн, как явление общественной жизни, буквально пронизал все сферы человеческого творчества, перерастая сегодня в еще более общую категорию — «проектная культура». В пределах этого явления традиционные художественно - промышленные профессии — гончары, мебельщики, сапожники, ювелиры — превратились в относительно обособленный отряд «прикладников», поддерживающих главную ударную силу — художников - модельеров промышленного и графического цехов. Более того, дизайнерами стали и всегда считавшиеся самостоятельными зодчие. Ибо появилась и утверждается новая профессия — дизайн среды, лишившая архитекторов львиной доли их продукции.