logo search
Литература Луков

Литература эпохи возрождения

В понятии «Возрождение (Ренессанс)» отразилось возникшее в трудах гуманистов представление об историческом развитии человечества. Возрождение — культурологический термин, он координируется с употребляемым в исторической науке понятием «эпоха первоначального накопления» (промежуточная стадия между феодальной и капиталистической формациями). К этому времени относятся такие грандиозные трансформации, как переход от гегемонии сельской к гегемонии городской культуры; формирование больших государств и наций; становление национальных языков и национальных культур. Возникает новый культурный идеал — «универсальный человек», реализующий себя в различных сферах деятельности.

Великие географические открытия, путешествия Васко да Гамы, Колумба, Магеллана, Дрейка за короткий исторический срок полностью меняют представления европейцев о масштабах Земли. Открытие прямой перспективы в живописи связано с этим процессом: на смену вертикальной концепции мира приходит горизонтальная концепция, связанная с приоритетным интересом к земным просторам, а не к небесным высям.

Гуманизм. В XIV в. в Италии складывается идеология Ренессанса — гуманизм. Гуманисты в поисках опоры для нового взгляда на мир обращаются к античности, изучают произведения античных мыслителей. Но происходит не просто возвращение к прежним ценностям. Для гуманизма характерно соединение античного антропоцентризма («Человек есть мера всех вещей»), относившегося только к свободным людям, со средневековой идеей равенства, вытекающего из теоцентризма («Все люди равны перед Богом»).

Такое прославление человека имело и свою оборотную сторону, о которой подробно, с большим количеством примеров писал А. Ф. Лосев в «Эстетике Возрождения». Появление плеяды гениев, титанов мысли соседствует с безудержным эгоизмом, свободой от каких-либо моральных ограничений, жестокостью, коварством, немыслимыми злодеяниями. Об оборотной стороне ренессансного титанизма можно судить по знаменитой книге итальянского гуманиста Никколо Макиавелли (1469— 1527) «Государь» (1513, опубл. 1532), рисующей идеального правителя как человека, который для укрепления своей власти должен цинично презреть все нравственные обязательства, не останавливаться ни перед чем, даже если речь идет об убийствах, измене, беззаконии. Ренессансный макиавеллизм с поразительной силой воплотил У. Шекспир и образе короля-злодея Ричарда III.

Периодизация эпохи Возрождения. Типологический подход по­зволил академику Н.И.Конраду выделить эпоху Возрождения в Китае, отнеся его к IX—XI вв.; А.Ф.Лосев говорит о Возрождении в Грузии X в. и т.д.

Но традиционно Возрождение связывают с европейской культурой, и хотя в разных странах оно относится к разному времени, удобно воспользоваться схематичной периодизацией итальянского Возрождения, самого раннего и одновременно базового для европейского Ренессанса в целом: XIV в. — Раннее Возрождение, XV в. — Высокое Возрождение, XVI в. — Позднее Возрождение.

ВОЗРОЖДЕНИЕ В ИТАЛИИ Раннее Возрождение в Италии

На XIV в. в Италии приходится Раннее Возрождение (Тречен-го). Следующее после Данте поколение деятелей итальянской культуры формулирует новые ценности — идеи гуманизма. Уникальной чертой итальянского Ренессанса является выдвижение наиболее значительных писателей именно на ранней стадии, в XIV в., называемом по-итальянски Треченто. Это были Петрарка и Боккаччо.

Петрарка

Франческо Петрарка (1304—1374) — первый европейский гуманист, родоначальник новой европейской поэзии. Персональная модель Петрарки породила такое влиятельное явление, как петраркизм.

Биография. Отец поэта Пьетро ди Паренцо, по прозвищу Пет-ракко дель Инчиза, был представителем партии белых гвельфов и имеете с Данте в 1302 г. был изгнан из Флоренции. 20 апреля 1304 г. в Ареццо у него родился сын, названный Франческо (впоследствии взявший в качестве поэтического имени латинизиро-панное прозвище отца — Петрарка). Когда в Пизе собрались белые гвельфы, чтобы поддержать борьбу императора Генриха VII против Флоренции, семилетний Петрарка, оказавшийся там вместе с родителями, единственный раз в жизни видел Данте. По настоянию отца Петрарка получает юридическое образование сначала и университете

Монпелье, потом в Болонском университете, но юриспруденцией не интересуется, а читает античных классиков. Как рассказывал сам поэт, его отец, разгневанный этим, бросил it огонь книги античных авторов, но, смягчившись слезами сына, вытащил из огня сочинения Вергилия и «Риторику» Цицерона ее словами: «Хорошо, пусть одна из этих книг поможет твоим трудам, а другая — досугу». Позже Петрарка называл Цицерона своим отцом, а Вергилия — братом. В 15 лет Петрарка пишет стихотворение на латинском языке, посвященное смерти матери, — его первое дошедшее до нас произведение.

В Авиньоне 6 апреля 1327 г. во время утренней мессы в церкви Св. Клары Петрарка впервые увидел прекрасную юную даму по имени Лаура, которую безответно полюбил на всю жизнь и воспел в своих стихах, вошедших в «Книгу песен» — самое знаменитое его произведение. Очевидно, это была Лаура де Новее, жена рыцаря Гуго де Сада, хотя спор о том, кто была Лаура и была ли она вообще, шел несколько столетий и не имеет окончательного решения. Вскоре Петрарка вступает в духовное сословие и становится «застольным капелланом» кардинала Джованни Колонна, выполняет различные поручения в Париже, Льеже, Кельне, Лионе (позже посещает Рим и печалится по поводу его упадка).

Петрарка начинает осознавать величие человека прежде всего через себя. Так, 24 апреля 1336 г. он вместе с братом Герардо поднимается на одну из альпийских вершин — Ветреную гору (Мон-те Вентозо, высота — 1912 м) только для того, чтобы увидеть мир с вышины и насладиться красотами природы (став своего рода первым европейским туристом). При этом для него важны культурные ассоциации: он руководствуется описанием восхождения ; царя Филиппа на гору Гем, откуда открывался вид сразу на Черное и Адриатическое моря. Восхождение было описано античным историком Титом Ливием, чьи сочинения незадолго до этого Петрарка критически отредактировал. На вершине горы поэт читает «Исповедь» Августина Блаженного.

В 1337—1341 гг. Петрарка поселяется в местечке Воклюз под Авиньоном, где занимается литературным трудом, пишет стихи о Лауре на итальянском языке, поэму «Африка» на латинском языке, которую он особенно ценил и предназначал для вечности, прозаическое сочинение «О преславных мужах», поэму «Триумф Любви» и другие произведения. Считается, что это первый в европейской культуре пример «литературного уединения».

Достигнув 35 лет (возраста «середины жизни» по Данте), Петрарка начинает хлопотать о том, чтобы его, по обычаям древних римлян, увенчали лавровым венком как лучшего поэта. Характерно, что Данте отказался от такого увенчания, предложенного ему в 1319 г. Болонским университетом. Петрарка, напротив, использует все свои знакомства для реализации этого намерения, и 1 сентября 1340 г. получает сразу два сообщения о готовности увенчать его лаврами — из парижской Сорбонны и из Рима. Он выбирает Рим, самонадеянно считая, что этот торжественный акт будет способствовать объединению Италии, заранее пишет «Капитолийскую речь», ради большего эффекта сдает в Неаполе экзамен и получает докторскую степень.