logo search
Литература Луков

Неореализм

Одно из самых показательных для характеристики реализма XX в. явлений — итальянский неореализм, отразившийся не только в литературе, но и в кино. Он сложился под влиянием движения Сопротивления, охватившего Италию в 1943— 1945 гг.

Истоки этого течения — в веризме, заметное воздействие на него оказало советское и французское киноискусство. Его теоретик — Д. Дзаватини, программные произведения — фильм Р. Росселини «Рим — открытый город», роман В.Пратолини «Повесть о бедных влюбленных». Неореалисты выдвинули в центр произведения образы людей из народа, героев Сопротивления, тему человеческого достоинства перед лицом жестокого мира, отбросили усложненные формы во имя ясности и правдивости. Они использовали в литературе принципы и приемы реалистического кино. Достижения неореализма связаны с деятельностью Э. Де Филиппе, П.П.Пазолини, Д.Родари, А.Моравиа. В 1960-е годы начинается отход ведущих итальянских писателей от неореализма (В. Пратолини, С.Квазимодо, А.Моравиа, И.Кальвино), что объясняется стремлением преодолеть эмпиризм неореалистического искусства, расширить аналитические возможности литературы.

Из явлений этого и последующих десятилетий особый интерес вызывает творчество Т.Гуэрры, автора ряда сценариев для фильмов Ф.Феллини, а также новелл, миниатюр, для которых характерно поэтически-метафорическое переосмысливание обыденных событий.

Пратолини. Васко Пратолини (1913—1991) — крупнейший представитель итальянского неореализма. Писатель начал печататься в 1938 г. Он принимал участие в движении Сопротивления. Наиболее значительное произведение писателя — «Повесть о бедных влюбленных» (1947). В книге сочувственно обрисована героическая деятельность подпольщиков, выведены образы простых итальянцев с их обыденными заботами, описано их отношение к жизни. В романе повествуется о судьбах жителей маленькой улочки во Флоренции — ,Виа дель Корно, об их заботах, любви, поисках счастья.

События разворачиваются в 1920-е годы, когда к власти в Италии пришли фашисты. Одна из самых ярких сцен романа — гибель кузнеца Коррадо, по прозвищу Мачисте, который, узнав о готовящемся фашистском путче — «Ночи Апокалипсиса», предупреждает прогрессивных политических деятелей об опасности.

Другие произведения писателя — «Улица Магадзини» (1941), «Квартал» (1945), «Метелло» (1955). В 1960-е годы он отходит от неореализма (книги «Расточительство», 1960; «Аллегория и насмешка», 1966). Пратолини присуще сочетание лиризма и разоблачения социального зла, что в целом становится характерным для неореализма.