Историческая жанровая генерализация
В начале XIX в., когда В. Скотт разработал в литературе принцип историзма, возник жанр исторического романа (произведения В.Скотта, А.деВиньи, В.Гюго и др.). В XX в. складывается разветвленная историческая жанровая генерализация, охватывающая прозу (роман, повесть, новелла, прозаические циклы), драматургию (историческая драма), поэзию (поэма, баллада и др.) Исторический роман представлен в творчестве выдающихся немецких писателей Генриха Манна («Юные годы короля Генрих; IV», «Зрелые годы короля Генриха IV»), Томаса Манна (тетралогия «Иосиф и его братья»), Лиона Фейхтвангера («Иудейская война», «Гойя»).
Наряду с огромными циклами исторических романов, подобными «Проклятым королям» французского писателя Мориса Дрюона (о французских королях начиная с Филиппа Красивого, XIV в.), появляются принципиально новые решения исторической темы, как, например, в творчестве Фолкнера, одного из крупнейших американских писателей XX в., лауреата Нобелевской премии (1949).
Фолкнер. Уильям Фолкнер (1897— 1962) — американский писатель. Ранние стихи и романы Фолкнера не привлекли внимания читателей. Но роман «Шум и ярость» (1929), в котором использована техника «потока сознания», сразу был назван модернистами «великой книгой». В нем Фолкнер впервые применил свой основной принцип повествования — «двойное видение», когда одни и те же ситуации и персонажи предстают с нескольких точек зрения, принадлежащих людям, различающимся по мировосприятию и психологическому складу. Например, в романе «Когда я умирала» (1930) количество таких точек зрения, выраженных в коротких монологах, доведено до 59. Позже писатель отойдет от излишне авангардистских решений и выработает свой особый реалистический стиль.
В названных романах и предшествовавшем им «Сарторисе» (1929) Фолкнер начал решать проблему создания своего художественного мира самым буквальным образом, тщательно описывая придуманный им округ Иокнапатофа на крайнем юге США, «клочок земли величиной с почтовую марку». Многие биографы считают, что эту идею подсказал в 1925 г. молодому писателю замечательный американский новеллист Шервуд
Андерсон, и приводят его слова: «Вы, Фолкнер, деревенский парень, и все, что вы знаете, — это маленький кусочек земли у себя в Миссисипи. И этого вполне достаточно. Это тоже Америка... Только и нужно, чтобы вы посмотрели на свою землю, послушали и поняли, если сумеете».
Округ Иокнапатофа и его столица Джефферсон напоминают реальный округ Лафайет и его главный город Оксфорд с 4-тысячным населением, в котором писатель прожил почти всю жизнь. Исторический охват в фолкнеровской саге — от рождения в Глазго в 1699 г. Квентина Маклюэна Компсона, основателя рода Ком-пеонов, чей внук Джейсон Ликург Компсон в 1811 г. поселился в Иокнапатофе, до первых десятилетий XX в., когда в саге появляется адвокат Гэвин Стивене, персонаж, наиболее близкий автору.
Изображены исторические процессы, общие для всего южного региона огромной страны: крушение рабства и связанного с ним жизненного уклада и психологического климата, установление буржуазного порядка с присущим ему динамизмом и делячеством, расовые проблемы и чувство вины белого человека. Фолкнер населяет свой художественный мир персонажами, переходящими из произведения в произведение.
Произведения фолкнеровской саги в порядке их создания (а не сюжетной хронологии событий) располагаются так: после трех названных романов следуют сборник новелл «Тринадцать» (1931), романы «Святилище» (1931), «Свет в августе» (1932), сборник новелл «Доктор Мартино» (1934), роман «Авессалом, Авессалом!» (1936), цикл повестей «Непобежденные» (1938), романы «Дикие пальмы» (1939), «Деревушка» (1940), цикл повестей «Сойди, Моисей» (1942), роман «Осквернитель праха» (1948), цикл рассказов «Ход конем» (1949), «Собрание рассказов» (1950), роман «Реквием по монахине» (1951), сборник новелл «Большие леса» (1955), романы «Город» (1957), «Особняк» (1959), «Похитители» (1962). Романы «Деревушка», «Город», «Особняк» составляют внутренний романный цикл — трилогию о Сноупсах.
Склонность к цикличности и историзм могут быть отмечены на любом уровне вплоть до построения фраз: Фолкнер пользуется длинными и сложными синтаксическими конструкциями, охватывающими сразу несколько времен.
Андрич. Иво Андрич (1892— 1975) — сербский писатель, один из наиболее значительных представителей югославской литературы XX в. Он обратился к историческому жанру на материале родной национальной истории, неизвестной читателям Европы и других континентов, экзотичной для них, что стало характерной чертой историзма XX в.
В юности Андрич сблизился с организацией «Молодая Босния», осуществившей убийство австрийского престолонаследника Франца
Фердинанда, которое послужило поводом к началу Первой мировой войны. В 1914 г. он был интернирован австро-венгерскими властями. Андрич начал печататься в 1911 г. Писатель обратил на себя внимание читателей новеллами 20—30-х годов, в которых мастерски передал ощущение трагизма человеческого существования в буржуазной Югославии.
После 1918 г., когда в результате распада Австро-Венгрии образовалось югославское государство, начинается интенсивный процесс сближения развивавшихся ранее относительно самостоятельно литератур Македонии, Сербии, Словении, Хорватии, Черногории. В 1920-е годы господствующим направлением там становится экспрессионизм. Наряду с правым крылом (А. Б.Шимич и его последователи) возникает левое течение в экспрессионизме, имеющее отчетливую социалистическую ориентацию (М. Крлежа, А. Цесарец и др.).
С конца 1920-х гг. ведущее место начинает занимать реалистическое направление (Б. Нушич, Д. Максимович, отошедшие от экспрессионизма М.Крлежа, И.Андрич и др.). Этническое и языковое родство, переплетение исторических судеб славянских народов Югославии обусловили общие закономерности их культурного развития. Исторические особенности о предел ши специфику искусства каждой нации, неравномерность их литературного развития.
Одним из важных объединяющих факторов для югославов стали исторические произведения Андрича. Мировую известность принесли писателю романы «Травницкая хроника» (1942, опубл 1945) и «Мост на Дрине» (1942—1943, опубл. 1945), посвященные прошлому Боснии. Через все творчество Андрича проходит образ моста как символ связи людей, гуманных отношений в жестоком мире зла и несправедливости.
Роман Андрича «Мост на Дрине» имеет подзаголовок «Вышеградская хроника». В романе-хронике писатель рассказывает о четырех столетиях жизни своего народа. Босния долгое время находилась под турецким игом, затем входила в состав Австро-Венгрии. Автор заканчивает рассказ об истории своего народа описанием первых дней войны 1914—1918 гг. Андрич успешно решает сложную задачу — описать в одной книге такой громадный период.
В финале романа рисуется символическая картина: мост, связующий в течение четырех веков Восток и Запад, многообразные человеческие судьбы, разрушен. Закончена повесть о трагических судьбах народа Боснии, вступающего вместе со всем человечеством на порог новой эры.
Роман, опубликованный после разгрома фашистской Германии, приобрел широкую известность на родине писателя. Вскоре к нему пришла международная известность (Нобелевская премия, 1961).
- Введение теоретические основы истории литературы
- Античная мифология и фольклор
- Литература древней греции Гомеровский эпос
- 7 Метонимия (греч. Переименование) — обозначение предмета или явления по одному из его признаков, замена предмета его частью.
- Ранняя классика
- Древнегреческая лирика VII—V вв. До н.Э.
- Древнегреческая трагедия
- Древнегреческая комедия
- Прозаические жанры древнегреческой литературы
- «Золотой век» древнеримской литературы
- Римская литература I — II вв. И. Э.
- Литература средних веков
- Литература Поздней Античности как переходного периода
- Средневековая литература на латинском языке
- 9 О Единой цепи бытия см. Главу «Шекспир».
- Средневековый героический эпос
- 10 Бахтин м.М. Эпос и роман //Бахтин м.М. Вопросы литературы и эстетики. — м., 1975. — с. 456 (термином «эпопея» автор обозначает героически» эпос).
- 11 Пропп в.Я. Фольклор и действительность. — м, 1976. — с. 20.
- Средневековая рыцарская литература
- Средневековая городская литература
- Средневековая литература стран Востока
- Литература предвозрождения
- Предвозрождение в италии
- Литература эпохи возрождения
- 8 Апреля 1341 г. Петрарка был торжественно увенчан лавровым венком на Капитолии в Риме, прочел свою речь перед сенатом, был объявлен почетным гражданином Рима.
- Боккаччо
- 15 'Томашевский н. Предисловие //Петрарка ф. Лирика; Автобиог фическая проза. — м, 1989. — с. 10.
- Высокое и Позднее Возрождение в Италии
- Северное возрождение
- Возрождение во франции
- 19 Эпистолярный жанр — переписка, задуманная или позже воспринятая ка художественное произведение, предполагающее широкий круг читателей.
- 20 Бахтин м.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Среднев ковья и Ренессанса. — м., 1990. — с. 7.
- Возрождение в испании
- Возрождение в англии Ранний этап английского Возрождения
- Высокое Возрождение в Англии
- Аникин г.В., Михальская н.П. История английской литературы. — м., 1985.-с.
- Переход от эпохи возрождения к XVII веку
- Шекспир
- 27 См.: Шайтанов и.О. История зарубежной литературы: Эпоха Возрождения: в 2 т. - м., 2001. - т. 2. - с. 184- 189.
- 28 Фолио — книга, изданная форматом 1/2 листа, получаемым фальцовкой один сгиб.
- 29 См.: Барт м.А. Шекспир и история. — м., 1976.
- 30 См.: Пинский л. Е. Шекспир. Основные начала драматургии. — м., 1971
- 31 Гёте и.В. Об искусстве. — м., 1975. — с. 337 — 338. 138/
- Сервантес
- 32 Бергсон а. Смех. — м., 1992. — с. 17.
- Литература XVII века
- Барокко
- Классицизм
- Литература испании
- Лопе де Вега и его школа
- Литература франции
- Мильтон. Начало творческой деятельности.
- Из истории литературы востока XVII века япония
- 36 Пуришев б. И. Рококо // Краткая литературная энциклопедия. — м 1971.т. 6.-Стб. 339.
- Дефо, Свифт, Ричардсон, Филдинг, Смоллетт
- Сентиментализм в Англии
- 38 Пуришев б. И. Рококо // Краткая литературная энциклопедия. — м.| 1971. — т. 6. — Стб. 340.
- Вольтер
- Литература рубежа XVIII-XIX веков
- Предромантизм
- Немецкая литература
- 40Жирмунский в.М. Очерки по истории классической немецкой литературы.-л., 1972. -с. 309-310.
- 1808 Г. С февраля 1825 г. По июль 1831 г. Гёте, пишет вторую часть «Фауста» (эпизод с Еленой из этой части был написан в 1800 г.). Произведение полностью опубликовано в гол смерти писателя, в 1832 г.
- Литература XIX века
- Романтизм
- 41 См.: Неупокоева и. Г. О типах романтической литературы // Неизученные страницы европейского романтизма. — м., 1975. — с. 3 — 22
- Немецкий романтизм
- Английский романтизм
- Французский романтизм
- Реализм
- Бальзак
- Реализм в англии Диккенс
- 43 Шайтанов и.О. Послесловие/Леккерей у.М. Ярмарка тщеславия: в 2 т. - м„ 1986. - т. 2. -с. 580.
- 45 Аболиционизм — борьба за освобождение негров от рабства
- Литература рубежа XIX-XX веков
- Новые «континенты» в «географии» всемирной литературы.
- Реализм рубежа XIX—XX веков
- Сатирико-юмористическая линия реализма: г. Манн, Марк Твен, о. Генри
- Натурализм
- Символизм
- 1896, И др.) бросают вызов своей судьбе. В трактате «Сокровенный храм» (1902) утверждается необходимость активного вмешательства в жизнь.
- Неоромантизм
- Эстетизм
- Литература XX века
- Модернизм
- Дадаизм
- Экспрессионизм
- Экзистенциализм
- Литература «потерянного поколения»
- Социалистический реализм
- Неореализм
- Жанровые генерализации в литературе XX века
- Философская жанровая генерализация
- Психологическая жанровая генерализация
- Историческая жанровая генерализация
- Биографическая жанровая генерализация
- Документальная жанровая генерализация
- Фолк-литературная жанровая генерализация
- Хемингуэй
- Литература рубежа XX-XXI веков