logo search
Литература Луков

Прозаические жанры древнегреческой литературы

В древнегреческой прозе расцвета достигли следующие жанры: философская проза (Платон, Аристотель и др.), ораторская проза (Демосфен), историческая проза (Геродот, Фукидид, Ксенофонт), биографическая проза (Плутарх). Художественная проза представлена появившимся в первых веках нашей эры жанром авантюрно-любовного романа, или, как его называли греки, «любовной повести». Первый известный греческий роман — «Повесть о любви Херея и Каллирои» Харитона (I в. н.э.). Наиболее значительны «Эфиопика» Гелиодора, «Дафнис и Хлоя» Лонга.

Платон. В литературе V—IV вв. до н. э. выдающееся место занимает философская проза. Особенно значимы в литературном отношении философские диалоги Платона (428 или 427 — 348 или 347 до н.э.). До нас дошло 41 произведение Платона, включая 13 диалогов, признанных неподлинными (некоторые из них написаны его учениками в рамках деятельности созданной им Академии). Споры о подлинности и хронологии произведений Платона породили т. н. платоновский вопрос.

Платон был учеником Сократа (ок. 470 — 398 до н.э.), не запи­сывавшего свои философские мысли и излагавшего их в искусно построенных беседах с учениками, которые как бы самостоятельно приходили к правильным выводам (метод т. н. сократической беседы). Платон вывел в своих произведениях образ Сократа, переходящий из одного диалога в другой, поражающий мощью интеллекта в разговоре с любым собеседником.

В небольших «сократических диалогах» Платон рассматривает вопросы дружбы («Лисий»), правдивости и лживости («Гиппий Малый»), справедливости («Алкивиад I») и др. В них отражается обстановка, в которой разворачивается беседа, диалоги имитируют разговорную речь с ее перебивами, повторами и т.д.

В диалогах второго типа («Федон», «Федр», «Пир» и ряд других) содержание становится более обобщенным. Здесь разработано учение об идеях, материальном мире как отражении идей; о бессмертии души, о трех ее частях — разумной, волевой (или страстной) и чувственной (или вожделеющей), о переселении душ — метемпсихозе, о знании как припоминании — анамнесисе и др. Платон широко использует художественные средства для изложения философских идей. Так, чтобы объяснить отличие идей и вещей, в VII книге «Государства» он рисует образ пещеры, на стене которой можно видеть тени от предметов за ее пределами. Возникновение любви Платон представляет как результат разделения двуполого андрогина на две половинки, которые должны искать друг друга, чтобы воссоединиться («Федр»). В этих произведениях, в отличие от диалогов первого типа, мысль развивается строго логически, меньше внимания уделяется опровержению противников и больше — самой сути философского учения.

В диалогах третьего типа («Теэтет», «Парменид», «Софист», «По­литик») художественная образность уступает место толкованию основных философских категорий. Исчезают бытовые детали, художественная обрисовка характеров персонажей.

В диалогах четвертого типа, отразивших изменение философских взглядов Платона, он вновь прибегает к художественным средствам, к мифологической образности и т. д. В диалоге «Критий» он первым излагает легенду об Атлантиде в форме исторического повествования, напоминающего фантастический утопический роман.

Жанр философского диалога, разработанный Платоном, оказал огромное влияние на литературу и философию последующих веков. Можно говорить о персональной модели Платона.

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

Древнеримская литература — это литература на латинском языке, первые дошедшие до нас памятники которой относятся к III в. до н. э. (более ранние известны лишь по косвенным свидетельствам). На начальном этапе определяющим для становления культуры Древнего Рима было влияние греческой культуры, хотя и в этот период некоторые римляне (например, Катон Старший) в противовес свойственному грекам гедонизму выдвигали требование верности «нравам предков», суровым и героическим.

Развитие жанра комедии

После переводов на латинский язык поэм Гомера на римской почве возникло свое эпическое творчество (поэмы Невия и Энния). Первое крупное достижение литературы Древнего Рима связано с деятельностью комедиографов Плавта и Теренция.

Плавт. Тит Макций Плавт (ок. 250 до н.э. — 184) был, возможно, плясуном-мимом в ателлане — народной италийской комедии (Плавт — в переводе «плосконогий», т.е. танцующий в плоской обуви). Из 21 комедии, которые еще в древности были признаны бесспорно принадлежащими Плавту, сохранилось 20 и одна в отрывках. Жанр, который разрабатывал Плавт, — паллиата (комедия из греческой жизни), выросшая из подражания средне- и новоаттической комедии, прежде всего Менандру, в соединении с италийской народной комедией — ателланой. Плавт писал для плебса, его задачей было увлечь и рассмешить простой народ, отсюда грубоватый юмор — источник комического.

В комедиях Плавта множество смешных эпизодов, связанных с переодеваниями, подсматриванием, потасовками и т.д. Он представляет раба более находчивым и удачливым, чем его господин (в духе народной смеховой культуры), и выводит целую галерею персонажей, наделенных пороками: хвастовством («Хвастливый воин»), скупостью («Горшок») и т. д. В своих произведениях Плавт для усиления напряженности интриги прибегает к контаминации (соединяет сюжеты нескольких греческих комедий). Он сочиняет неологизмы из латинских и греческих морфем, широко употребляет пословицы и поговорки, вместо 6-стопного ямба и 8-стопного хорея, которыми пользовался Менандр, вводит разнообразие метров, поставив стих в зависимость от содержания конкретной сцены.

Теренций. Публий Теренций Афр (ок. 195 до н.э. —159) был рабом, затем вольноотпущенником. Ему принадлежит 6 комедий в жанре паллиаты. В четырех из них первоисточниками были пьесы Менандра. Чтобы найти новые тексты своего кумира, Теренций отправился в Грецию, но по дороге назад погиб в результате кораблекрушения.

Теренций отошел от площадного смеха Плавта, его комедии мягче по тону, психологичнее. Его излюбленный мотив — случайное узнавание («Свекровь»). Комедии Теренция написаны простым и правильным языком, поэтому по ним в Средние века изучали латынь.