logo search
Otvety_po_OTSP

2. «Ведический квадрат». Его роль в развитии стилей.

Принципы, по которым строится индийский храм, несут в себе глубокие идеи. Прежде всего, в основе храма лежит Янтра, священная диаграмма. Янтра — это сочетание круга и квадрата. Круг — символ постоянных перемен. Это некий цикл. И поскольку все в этом мире циклично, в данном случае круг — символ материального мира. И наоборот, квадрат олицетворяет стабильность. Он символизирует духовный мир. В янтре круг вписан в квадрат. Квадрат, в конечном счете, должен «победить». С четырех сторон квадрата можно видеть символические изображения ворот, которые ведут в духовный мир. Архитекторы утверждают, что основа ведического храма — это что-то вроде психокриптограммы. Попадая в это организованное пространство, человек может возвысить свое сознание. Ведический храм — это духовный мир, который нисходит на Землю.

Известны иконометрические схемы, применявшиеся в Древней Индии и в Тибете. Каноны фигуры в индо-тибетском каноне приводятся К.М. Герасимовой в том же сборнике, что и построения Н.А.Померанцевой, а также в отдельной книге "Тибетский канон пропорций" (1971). Среди множества канонизированных изображений божеств из различных источников, например из "Атласа тибетской медицины" выделяется сидящая фигура, на туловище которой наложена модульная сетка, а на уровне диафрагмы нарисован квадрат, с основными членениями 6 на 6. Верхняя точка квадрата - это горло (яремная впадина), средняя - сердце, нижняя - пупок. Пересечения вертикалей и горизонталей определяют положения основных жизненно важных органов - сердца, легких, селезёнки, желчного пузыря, желудка. Квадрат является составляющей из уже приведённых канонов Поликлета и пропорций Древнего Египта, однако в отличие от них здесь мы видим модульную сетку, характерную в том числе, и для предшествующего канона человека (Васту-Пуруша) как космического существа. Однако в этом каноне квадрат 4 на 4 распроложен на уровне от пояса и до сосков грудины. Вся сидящая фигура также вписана в ведический квадрат 9 на 9, но он расположен по диагонали и с вертикальной осью - диагональю, проходящей от макушки на голове и до кончиков пальцев ног. Можно предположить, что переход от Васту-Пуруши к индо-тибетскому канону. по времени совпадает с переходом Индии от индуизма к буддизму.

Ведический квадрат 9*9 с вписанной внутрь фигурой.

В индо-тибетской традиции трактаты по иконометрии и композиции разделялись на три раздела, где культовая живопись, скульптура и архитектура входили в высший разряд - "искусства тела". Далее следовали "искусство речи" и "искусство мысли". При этом подразумевалось, что искусство должно служить высшей цели - учить людей добродетели и мудрости, и тем самым способствовать благу народа. Сходные формулировки приводятся и в "Вишнудхармоттаре", где говорится о необходимости правильных пропорций, уравновешенности пространственных построений, грации и выразительности, подобия и правильности масштабов. В Древней Индии можно отметить доминирование матриц (квадратно-гнездового метода) как в приложении к высшей иерархии, так и ко всему предметному пространственному окружению, тому, что мы называем средой человека.

Ведический квадрат – взаимосвязь неба и земли, внимание Богу-отцу, высшим силам, в стиле – внимание гармонии, символизму, знаковости.

Наиболее известной идеализированной схемой, отражающей пропорции человеческой фигуры, является канон Поликлета, описанный одним из первых теоретиков архитектуры П.Витрувием во времена Юлия Цезаря. Ему принадлежат утверждения, что, " … никакой храм без соразмерности и пропорции не может иметь правильной композиции, если в нём не будет такого же точного членения, как у хорошо сложённого человека". До Ренессанса дошло только описание канона Поликлета, его схема была реконструирована знаменитым Леонардо да Винчи. Она включает два положения мужской фигуры, одно в квадрате, а другое в круге. Круг расположен в квадрате так, что обнаруживаются отношения числа π (число пи), характерные для "квадратуры круга" между ними, и отношение золотого сечения φ (число фи).

Витрувианский человек, рисунок Леонардо.

Канон Леонардо –возрождение) обращение к человеку, Богу-сыну, стиль соотносится с пропорциями человека, человек – мера всех вещей (Возрождение).

Как можно заметить при исследовании рисунка, комбинация расположений рук и ног в действительности дает две различных позиции. Поза с разведёнными в стороны руками и ногами вместе оказывается вписанной в квадрат. С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны и руками и ногами вписана в окружность. При более детальных исследованиях, оказывается, что центром круга является пуп фигуры, а центром квадрата половые органы. Впоследствии по этой же методике Корбюзье составил свою шкалу пропорционирования - Модулор, повлиявшую на эстетику архитектуры XX века.

Далее – переход к символу конструктов.(без круга, просто квадрат вписан в квадрат)

Символ конструктов – обращение к Духу Святому, к абстракции. Тут уже начинается вопрос проектирования. Начинается дизайн.

Билет №65.