logo search
Литература Луков

Биографическая жанровая генерализация

«Биографический жанр» стал складываться в первые десятилетия XIX в. под влиянием биографического метода Сент-Бёва. Одним из первых оформился литературный портрет8. В «Героических жизнях» Р. Роллана («Жизнь Бетховена», 1903; «Жизнь Микеланд-жело», 1906; «Жизнь Толстого», 1911) на смену жанровым формам XIX в. приходит синтетическая жанровая модификация, биография-иллюстрация, в которой центр составляет не биография человека сама по себе и не желание объяснить особенности творчества того или иного художника (как это было в биографиях, созданных его предшественниками), а пример должной жизни.

Жанрообразующим стержнем у Роллана становится нравственно-эстетический идеал.

После «Героических жизней» Роллана получило распространение множество частных модификаций биографического жанра — от биографических эссе до биографического романа. Через биографии великих людей в литературу XX в. возвращается почти утраченная героическая тема, образ человека-героя, противопоставленный «человеку-мотоциклу» Ф. Маринетти, «человеку без свойств» Р.Музиля, «полым людям» Т.С.Элиота.

С. Цвейг. Среди блестящих мастеров биографического жанра — австрийский писатель Стефан Цвейг (1881 — 1942). Ему принадлежат биографические эссе о Верхарне (1917), Роллане (1921), биографический цикл «Строители мира» (опубл. 1920— 1928), в который входят очеркио Достоевском, Диккенсе, Клейсте и др. Около 30 лет Цвейг работал над биографией Бальзака («Бальзак», неоконч., опубл. посмертно, в 1946 г.). Большой интерес представляют биографические романы Цвейга «Жозеф Фуше» (1929), «Мария-Антуанетта» (1932), «Триумф и трагедия Эразма Роттердамского» (1934), «Мария Стюарт» (1935), «Магеллан» (1938), «Америго» (опубл. посмертно, в 1942 г.).

Цвейг вырабатывает иной, чем у Роллана, стиль повествования: в нем меньше риторичности и ссылок на документы и другие источники, писатель старается сделать рассказ увлекательным. Но, подобно Роллану, его прежде всего волнует образ должной жизни, нравственно-эстетический идеал. Цвейг восхищен творческим гением и жизненной энергией, способностью героев стоически переносить невзгоды жизни.

Моруа. Андре Моруа (наст, имя Эмиль Герцог, 1885— 1967) — французский писатель, член Французской Академии (1938), считающийся создателем жанра биографического романа. Среди его произведений — «Ариель, или Жизнь Шелли» (1923), «Карьера Дизраэли» (1927), «Байрон» (1930), «Тургенев» (1931), «Лелия, или Жизнь Жорж Санд» (1952), «Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго» (1954), «Три Дюма» (1957), «Жизнь Александра Флеминга» (1959), «Прометей, или Жизнь Бальзака» (1965). Как правило, это романы о писателях. Моруа отходит от традиции биографии-иллюстрации, писатели интересны ему не как примеры правильной жизни, а как жившие на земле реальные великие люди. Особое внимание писатель уделяет их психологии, пытается по многочисленным источникам, документам воссоздать внутренний мир своих героев. При этом их литературное творчество подчас уходит на задний план, как в романе о Жорж Санд, где откровенно, но деликатно описывается ее личная жизнь, однако остается неясным, когда же она создала свои многочисленные произведения. Моруа ценит ее не как великую писательницу, а как незаурядную женщину, как индивидуальность.