logo search
Литература Луков

Психологическая жанровая генерализация

Группа жанров, основанная на примате принципа психологизма, начала складываться еще в XIX в. Она наиболее разработана, охватывает большие пласты прозы, поэзии, драматургии, эссеистики. Писатели-реалисты придают психологизму социальный характер и создают социально-психологические произведения. Модернисты склонны к внесоциальной трактовке психологизма. Обрисовка внутреннего мира человека необычайно разнообразна — от тонкого, изысканного рисунка в романах английской писательницы Вирджинии Вулф до резкого выплеска самых темных страстей в драмах американского писателя Юджина О'Нила. В рамках социально-психологической прозы формируется жанр семейной эпопеи (нередко это цикл романов, к которому могут, как у Голсуорси, добавляться новеллы). Поэзии этой генерализации свойственны предельная искренность, обнаженность чувств.

Вулф. Вирджиния Вулф (1882— 1941) — английская писательница, одна из крупнейших представительниц модернизма, техники «потока сознания». Среди ее произведений — романы «Выезд» (1904), «Ночь и день» (1919), «Комната Джейкоба» (1922), «К маяку» (1927), «Волны» (1931), «Орландо» (1931) и др. Особенно известен роман «Миссис Дэллоуэй» (1925). Главная героиня, «прелестная женщина, похожая на птичку, на сойку, сине-зеленую, легонькую, живую, хоть ей уже за пятьдесят», обладает замечательным свойством чувствовать внутреннюю жизнь людей. Рядом с ней все очевидное и зримое кажется ей более зыбким. Писательница показывает множественность точек зрения, их смену для создания этого эффекта зыбкости видимого, на которое накладывает отпечаток психология любого человека.

Лоуренс. Дэвид Герберт Лоуренс (1885—1930) — английский писатель, автор романов «Белый павлин» (1911), «Сыновья и любовники» (1913), «Радуга» (1915) и др. Наиболее знаменит роман «Любовник леди Чаттерли» (1928), запрещенный в Англии до 1960 г. из-за предельно откровенно описанных сексуальных сцен. Между тем этот роман интересен прежде всего глубоким постижением психологии молодой женщины Констанции, ставшей леди Чаттерли.

Блестящий, обаятельный и аристократичный муж Констанции Клиффорд вернулся с Первой мировой войны инвалидом. Констанция полна к нему нежности и сострадания, но постепенно замечает, что ни в нем, ни в его окружении, несмотря на внешний лоск, нет подлинной жизни. Она находит настоящее счастье, сойдясь с егерем Оливером Меллорсом. Узнавший об этой связи муж оскорблен не изменой жены, а тем, что она избрала предметом любви человека не его круга. Констанция насильно разлучена с Меллорсом, но она носит под сердцем его ребенка.

Голсуорси. Джон Голсуорси (1867— 1933) — английский писатель-реалист, автор 20 романов, 27 пьес, 3 сборников стихов, 173 новелл, 5 сборников эссе. Широкое признание к нему пришло после выпуска в одном томе «Саги о Форсайтах» (1922) — грандиозной эпопеи-хроники о судьбах многочисленных представителей семьи крупных буржуа Форсайтов.

В этот цикл вошли три романа и две новеллы-интерлюдии. Первый роман — «Собственник» (1906), написанный в традициях Диккенса и Теккерея, содержит критику буржуазного жизненного уклада. На примере Сомса, одного из Форсайтов, особенно ярко показано разрушающее личность чувство собственности. Новелла «Последнее лето Форсайта» (1917, опубл. 1918), где автор снова вернулся к героям «Собственника», в общей композиции цикла о Форсайтах заняла место интерлюдии, за которой следуют роман «В петле» (1920), новелла-интерлюдия «Пробуждение» (1920), роман «Сдается в наем» (1921). В 1929 г. вышло однотомное издание второй трилогии о Форсайтах — «Современная комедия», включавшей роман «Белая обезьяна» (1924), интерлюдию «Идиллии» (1927), роман «Се­ребряная ложка» (1926), интерлюдию «Встречи» (1927), роман «Лебединая песня» (1928). В двух трилогиях дана картина жизни Англии с 1886 по 1926 г. Наряду с сатирической широко представлена лирическая линия, в которой Голсуорси развивает традиции романов И.С.Тургенева. Голсуорси — необычайно глубокий и тонкий психолог. Его эпическое, психологическое мастерство было отмечено Нобелевской премией (1932).

Мартен дю Гар. Роже Мартен дю Гар (1881 — 1958) — французский писатель-реалист. В наиболее значительных произведениях до Первой мировой войны (романы «Становление», 1909; «Жан Баруа», 1913) Мартен дю Гар рассматривает проблемы становления человеческой личности. В центре романа «Жан Баруа» — политическая борьба вокруг дела Дрейфуса, имеющего, с точки зрения писателя, решающее значение для понимания своего времени.

В августе 1914 г. Р.Мартен дю Гар был призван в армию, в которой находился в течение всей Первой мировой войны.

Крупнейшее произведение Р. Мартен дю Гара — роман «Семья Тибо» (1920—1940). Первоначально повествование не выходило за рамки жанра семейной хроники («Серая тетрадь», 1922; «Исправительная колония», 1922). Однако в последних частях («Лето 1914 года», 1936; «Эпилог», 1940) пласт семейного времени вытесняется пластом исторического времени, семейная хроника перерастает в эпопею, подобно тому, как это произошло в «Очарованной душе» Р. Роллана.

Роман вошел в золотой фонд мировой литературы XX в. (Нобелевская премия, 1937). Историю создания романа «Семья Тибо» писатель рассказал в «Автобиографических и литературных воспоминаниях» (опубл. 1955). Здесь же Р.Мартен дю Гар изложил свои реалистические воззрения, отметил огромное влияние творчества Л.Н.Толстого на его литературную дея­тельность, охарактеризовав Толстого как лучшего учителя для будущего романиста.

О'Нил. Юджин О'Нил (1888—1953) — американский драматург. Уже в семи одноактных пьесах (сб. «Жажда и другие одноактные пьесы», 1914) он бросил вызов коммерческому театральному искусству Бродвея: их действие происходило не в буржуазных салонах, а в портах, матросских кубриках, действующими лицами были простые рабочие, моряки, их диалоги сохраняли черты реальной разговорной речи. Образцом для себя драматург считал пьесы А. Стриндберга. В пьесах О'Нила, в частности в первой полнометражной драме «За горизонтом» (Пулитцеровская премия, 1920), реализм сочетается с натурализмом и экспрессионизмом. Это придает психологизму обостренный, обнаженный характер. Крупнейшим достижением О'Нила стала драма «Любовь под вязами» (1924), разрабатывающая такие темы, как супружеская неверность, кровосмешение, детоубийство. Запретность тем, которые раскрыты драматургом в подчеркнуто жестких тонах, сделала премьеру драмы скандальной. Вместе с тем было отмечено, что О'Нилу удалось возродить и обновить исчезающий в XX в. жанр трагедии (что было признано при вручении ему Нобелевской премии в 1936 г.).