logo search
Литература Луков

41 См.: Неупокоева и. Г. О типах романтической литературы // Неизученные страницы европейского романтизма. — м., 1975. — с. 3 — 22

Такое движение возникает тогда, когда необходимо сменить господствующее направление, в движении объединяются иногда очень разнородные элементы, основой объединения становится единое стремление побороть общего врага. Очень ярко специфика романтического движения выразилась во Франции, где позиции классицизма были особенно прочными. Здесь в 1820-е годы в едином романтическом движении оказались писатели разных эстетических ориентации: романтической (Гюго, Виньи, Ламартин), реалистической (Стендаль, Мериме), предромантической (Пик-серекур, Жанен, молодой Бальзак) и т.д.

Романтизм как стиль искусства. Романтики выработали особый стиль, основанный на контрасте и отличающийся повышенной эмоциональностью.

Чтобы разбудить, захватить чувства читателей, они широко использовали как средства литературы, так и средства других видов искусства. К области литературы относятся:

соединение различных жанров в одном произведении;

необычные, исключительные герои, наделенные богатой духовной, эмоциональной жизнью;

динамичные сюжеты вплоть до детективных и авантюрных;

композиция фрагментарная (отсутствие предыстории, выделение из последовательного потока событий только наиболее ярких, кульминационных) или ретроспективная (как в детективе: сначала событие, потом постепенное раскрытие его причин), или игровая (соединение двух сюжетов, как в «Житейских воззрениях кота Мурра» Гофмана, и т.д.);

особенности художественного языка (насыщенность яркими, эмоциональными эпитетами, метафорами, сравнениями, восклицательная интонация и т.д.);

романтическая символика (образы, намекающие на существование иного, идеального мира, как символ голубого цветка в «Генрихе фон Офтердингене» Новалиса).

Писатели-романтики заимствуют средства других видов искусства: у музыки — музыкальность образов, композиции, ритма, средства для передачи настроения; у живописи — живописность (внимание к цвету, игре света и тени, симультанный, т.е. одновременный, контраст, яркость и символичность деталей); у театра — обнаженность конфликта, театральность, мелодраматичность; у оперы — монументальность и фееричность; у балета — искусственность, значимость позы и жеста.

В романтическом стиле велика роль фольклора, давшего образцы национального, не ориентированного на античность мифологизма. Романтики выработали представление о местном и историческом колорите, который тяготеет к экзотизму — подчеркиванию всего необычного, не свойственного современному жизненному укладу. В рамках общего романтического стиля развились национальные, региональные, индивидуальные стили.