logo search
Otvety_po_OTSP

2.Мода и ритуальная одежда.

В традиционной культуре одежда выполняла целый ряд функций: утилитарную, эстетическую, социальную, половозрастную и др., которые в единстве своем создавали уникальный социокод, позволяющий дифференцироваться не только внутри определенного сообщества, но и за его пределами. При этом каждая из этих функций имела свою собственную знаковую подсистему, исследование которой ставит традиционный костюм в один ряд с языком, мифом и обрядом.

Одежда, выполняющая ритуальное назначение относится к магическим функциям одежды.

На протяжении веков, одежда была составляющей разных культур и несла своё ритуальное предназначение. В русской культуре, например, по мере взросления человека, ему предназначалось носить тот вид одежды, который соответствовал его возрасту и положению в обществе. Также существовали разные виды одеяний для различных жизненных ситуаций и обрядов.

К одежде ритуального назначения относится и облачение священнослужителей. Одеяние священнослужителей должно выделять их из мирской среды, быть хорошо узнаваемым не только для верующих, но и для людей невоцерковленных. Одновременно оно должно четко указывать на сан священнослужителя. В то же время, одеяние православных священнослужителей имеет и определенное символическое значение. Оно должно олицетворять духовный покой и отрешенность от суеты мирской.

Примером ритуального объекта в одежде является и мусульманское женское одеяние хиджаб. В своей основе хиджаб сходен с той одеждой, которая в соответствии с христианскими традициями является неотъемлемым атрибутом женщины, посвятившей себя служению Богу.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что одежда, призванная нести ритуальное назначение, занимает важную и обширную область в современном мире.

Являясь частью культурного пространства человека, одежда отражала изменения в его существовании на уровне представлений о ней, либо на функциональном уровне. Поэтому при рассмотрении народного костюма как возможной структуры традиционного комплекса одежды, последняя, с одной стороны, оказывалась пространством, в котором разворачивалось бытие человека, а с другой — в нем происходила трансформация форм одежды, являющаяся следствием действия многообразия культурных кодов, прочтение которых требовало определенных знаний. Прежде всего, это ритуалы жизненного цикла, которым соответствует «родины – свадьба – похороны».

Маркировочная функция на уровне конструирования и декорирования костюма достигала своего максимума в свадебной одежде, в то время как в начальном (родины) и конечном (похороны) моментах жизненного цикла количество этномаркированных компонентов было минимально.

Особую стабильность, вплоть до конца века, сохраняла ритуальная одежда, для которой были характерны такие важные черты, как комплексность, склонность к традиционным материалам, определенная цветовая гамма и специфический декор. В создании имиджа пожилых людей существенную роль играла приверженность народному костюму (или его частям).

У истории костюма есть и такой аспект изучения, как ритуально-атрибутовый. Костюм - обязательный атрибут власти, политических и религиозных церемоний и ритуалов. В древности костюм как атрибут светской политической власти обязательно предполагал определенный набор ритуальных одежд. Так, костюм фараона в Древнем Египте не имел ни одного предмета, не выражающего определенный символ, который его отделял от всего остального населения страны.

Билет № 3