2.5. Художественные и эстетические особенности древнеиндийской культуры.
Художественные и эстетические особенности древнеиндийской культуры предопределены своеобразием
– религии;
– философии;
– художественной, научной и дидактической литератур.
Центральное место в древнеиндийской культуре принадлежит памятникам религиозной литературы. Древнейшие из них — веды — не только были поздно записаны, но и впоследствии передавались преимущественно от учителя к ученику в устной форме.
Наряду с ведийской оформлялась и эпическая традиция. В своем окончательном виде «Махабхарата» и «Рамаяна» стали подлинной энциклопедией индуизма и неисчерпаемой сокровищницей образов для поэтов и художников последующих времен. Ко второй половине I тысячелетия до н. э. относится формирование и буддийской литературы – Типитаки.
Расцвет древнеиндийской культуры в первые века нашей эры выражается в развитии самых разнообразных светских жанров:
– санскритской драмы, предназначенной как для придворного, так и для городского театра;
– басен (сборник «Панчатантра»: отдельные рассказы его нанизываются один на другой, будучи искусно вставлены в общую рамку. Арабский перевод «Панчатантры» известен под названием «Калила и Димна».);
– поэм-панегириков;
– сборников дидактических афоризмов;
– научных трактатов в стихотворной форме, чтобы таким образом облегчить их запоминание и устную передачу;
– трактатов о политике (например, «Артхашастру»). Этот трактат ярко рисует придворные интриги, коварные провокации и тайные убийства.
Архитектурные, скульптурные и живописные памятники, как и литературные, тоже связаны прежде всего с религией, а именно с буддизмом (например, пещерные монастыри Западной Индии).
Из наземных построек самые значительные находятся в Санчи. Здесь на вершине большого холма был расположен огромный буддийский монастырь. А главной достопримечательностью Санчи является большая ступа, сооруженная во II – I вв. до н. э. С четырех сторон света ее окружают резные каменные ворота с изображением сцен из буддийских легенд. Каменные ступы являются непременной принадлежностью и пещерных храмов, будучи вообще самыми характерными памятниками буддийской архитектуры. Наиболее крупная ступа на Ланке по размерам сопоставима с египетскими пирамидами.
Едва ли не древнейшими памятниками индийской культуры являются колонны, на которых высечены надписи Ашоки. Все колонны были изготовлены из камня, добытого в окрестностях Варанаси. Скульптура, венчающая колонну, например знаменитые львы, обнаруживает известное влияние персидского и, возможно, греческого искусства. Объясняется это, очевидно, тем, что индийские мастера в то время еще не привыкли работать по камню.
Древнеиндийские школы скульптуры:
– школы Гандхары (Северо-Запад Индии),
– школа региона Матхуры (центральная часть Северной Индии),
– школа Амаравати (одна из областей Декана).
Стиль Гандхары, начиная с эпохи Кушан, оказывал воздействие на буддийское искусство Центральной и Восточной Азии. В большей степени связаны с традициями изобразительного искусства Индии школы Матхуры и Амаравати. Распространение буддизма способствовало появлению обширного пантеона святых-бодхисатв. Массовые находки терракотовых статуэток говорят о широком спросе на произведения искусства, связанного с буддизмом.
Всемирно известные памятники индийской живописи находятся в Аджанте (Западная Индия). Пещерные храмы и монастыри Аджанты создавались в течение почти тысячи лет. Стены некоторых залов покрыты яркими изображениями сцен из буддийских преданий.
Литература
1. Гоголев К. Н. Мировая художественная культура: Учебное пособие. – М: Издательский центр АЗ Международный Союз книголюбов, 2000. – С. 3 – 100.
2. Горелов А. А. Культурология: Учебное пособие. – М: Юрайт, 2001.– С. 116 – 136.
3. История и культурология: Учебное пособие для вузов / Под ред. Н.В. Шишовой. – М.: Логос, 2000. – С. 73 – 80.
4. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 1998. – С. 71 – 85, 262 – 278.
5. Культурология. Теория и история культуры: Учебное пособие. – М.:
Общество «Знание» России, ЦИНО, 1998. – С. 77-85.
6. Культурология: Учебное пособие /Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. – М.: Центр, 1997. – С. 115 – 137.
7. Очерки по истории мировой культуры: Учебное пособие /Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. – М.: Просвещение, 1997. – С. 83 – 119.
8. Пархоменко И. Т., Радугин А. А. Культурология в вопросах и ответах для зачетов и экзаменов: Учебное пособие для вузов. – М.: Центр, 2001. – С. 210 – 214, 217 –220.
9. Силичев Д. А. Культурология: Учебное пособие для вузов. — М.: Издательство ПРИОР, 1998. – С. 53 – 59.
10. Культурология: Учебное пособие для вузов / Под ред. С. А. Хмелевской. – М.: Логос, 2002. – С. 65 – 79.
Семинар 3.
Тема: Культура – мифология – религия Древнего Китая.
План:
3.1. Основные черты древнекитайской культуры.
3.2. Совмещение человечности и государственности как проблема конфуцианской культуры.
3.3. Даосизм: свобода как растворение в природе.
3.4. Характер знания в рамках конфуцианско-даосистской культуры.
3.5. Художественная культура Древнего Китая.
Основные понятия и материалы.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Введение
- 1.1. Культурные нормы и их соблюдение.
- 1.2. Функции культурных норм.
- 1.3. Классификация норм.
- 1.4. Основные виды культурных норм.
- 1.5. Нормативная система культуры. Нормативные конфликты.
- 2.1. Социальные и мировоззренческие особенности древнеиндийской культуры.
- 2.2. Духовные традиции Древней Индии.
- 2.3. Система ценностей индо-буддийской культуры.
- 2.4. Буддизм: свобода как внутренний уход от жизни, полное отрицание бытия.
- 2.5. Художественные и эстетические особенности древнеиндийской культуры.
- 3.1. Основные черты древнекитайской культуры.
- 3.2. Совмещение человечности и государственности как проблема конфуцианской культуры.
- 3.3. Даосизм: свобода как растворение в природе.
- 3.4. Характер знания в рамках конфуцианско-даосистской культуры.
- 3.5. Художественная культура Древнего Китая.
- 4.1. Исторические условия зарождения ислама.
- 4.2. Концептуальные положения ислама: вероучение, этика, право.
- 4.3. Расколы и секты в исламе.
- 4.4. Мусульманская литература и философия.
- 4.5. Художественные памятники исламской культуры.
- 5.1. Н. А. Бердяев и в. С. Соловьёв о самобытности русской культуры.
- 5.2. Мифология древних славян.
- 5.3. Принятие христианства как переломный момент в истории русской культуры.
- 5.4. Языческое и христианское начала в русской культуре, выраженное в традициях, обычаях, системе табу.
- 5.5. Художественная культура Киевской Руси.
- 6.1. Особенности культурно-исторического развития: формирование русского национального самосознания.
- 6.2. Роль и место православной церкви в процессе формирования нравственных ценностей человека и общества.
- 6.3. Пасха и её значение как великого христианского праздника в процессе формирования нравственности.
- 6.4. Московский Кремль как символ русской государственности.
- 6.5. Икона и её нравственное значение для человека.
- 7.1. Этапы формирования русского культурного пространства в XVIII в.
- 7.2. Европеизация культуры, человека, общества.
- 7.3. Культ человеческого разума и рационального познания в культуре эпохи Просвещения.
- 7.4. Общественный идеал культурного человека: светские праздники и традиции.
- 7.5. Жанры и направления в культуре XVIII в.
- 8.1. Особенности развития русской культуры XIX – первой половины XX вв.
- 8.2. Архитектурные стили и их характеристика.
- 8.3. Идеалы и герои русской литературы.
- 8.4. Развитие музыкального искусства в XIX – первой
- 8.5. Жанры и направления в русской живописи.
- 9.1. Кризисные явления в современной российской культуре.
- 9.2. Экология души и экология культуры как современная проблема.
- 9.3. Культура и государство: проблема охраны национального культурного наследия.
- 9.4. Постмодерн в России.
- 9.5. Художественная культура русского постмодерна.
- Приложение