2.2. Духовные традиции Древней Индии.
Духовные традиции Древней Индии были продиктованы двумя памятниками – Ведами и Упанишадами. Культура Древней Индии исконно ведическая. Пришедшие в Индию арии принесли с собой Веды, создание которых относится к 2000 г. до н.э. Веды – это смесь гимнов, молитв, описаний жертвоприношений, поэтических образов природы.
Упанишады, появившиеся, примерно, в 800 г. до н.э., представляют собой следующий шаг в развитии религиозных представлений индо-арийцев. Они проникнуты религиозно-философским раздумьем о внутреннем мире человека, реальности и нереальности его существования, дороге к истине и ее значении для праведной жизни, смерти и бессмертии.
В Упанишадах четко сформулированы идеи Брахмана и Атмана.
Брахман – абсолютная реальность, абсолютная духовность. Вне его ничего нет, и все сущее заключено в Брахмане.
Атман – осознание индивидом собственного «я», завершающееся признанием тождественности Атмана и Брахмана.
Для индо-буддийской духовной традиции характерно слияние религии и философии. Упанишады дали толчок к формированию особых духовных традиций, и вскоре появилось шесть религиозно-философских школ. При всем своем единстве шесть школ классической индийской философии затрагивают различные стороны мировоззренческого отношения человека к миру и представляют собой различные способы его понимания. К этим школам относятся; миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика.
– Миманса занимается разъяснением религиозных ритуалов и допускает жертвоприношение. Жертвоприношения нужны для выполнения долга (дхармы), без чего невозможно высвобождение из оков кармы. Мир создан из атомов в соответствии с моральным законом кармы.
– Веданта учит о возникновении мира из Брахмы. Индивидуальная душа способна достичь тождества с Брахмой. Это состояние называется Атман. Оно дает освобождение от смерти. Умирая, индивидуальная душа возрождается.
– Санкхъя исходит из признания двух реальностей: материальной и духовной. Материя активна и самостоятельна, но слепа. Духовность пассивна, но обладает сознанием. Соединение материи и духа, слепого и хромого взаимно компенсирует их недостатки и взрывает устоявшийся порядок, порождая новый строй явлений в мире Здесь же формируется и человек как единство чувств и тела. В его телесном бытии изначально заложено страдание. Избавление от страданий возможно лишь путем отделения духовного от материального, подавления телесного. Это и есть выход из круговорота рождений и смертей, достижение бесстрастия и свободы. Санкхья послужила идейной предпосылкой формирования буддизма.
– Йога разработала комплекс приемов для достижения особого духовного состояния. В них входят средства самоограничения (аскетизма) и вхождения в состояние глубокой сосредоточенности и созерцательности. Уже Веды учили, что возможно достижение сверхъестественных способностей путем особой аскетической практики, а в «Махабхарате» отмечалась возможность соединения учения санкхья с практикой йога. В дальнейшем в йога главным образом обращается внимание на разработку приемов подавления психической активности и прекращения всякой умственной деятельности. Таким представляется в йога путь к приобретению власти над божеством.
– Ньяя делает упор на правилах логики, знание которых полезно для построения суждений, ведущих к освобождению души. В целом ньяя близка к последней системе брахманизма – вайшешике.
– Вайшешика учит, что существует шесть видов положительной реальности (субстанция, качество, действие (карма), всеобщность, особенность, присущность) и один вид отрицательной реальности (небытие). Все физические объекты состоят из атомов, которые в вайшешике трактуются как несотворённые и вечные. Хотя физический мир создан из атомов, его движущей силой является Бог, действующий в соответствии с законом кармы.
Духовная традиция Древней Индии опирается на идею скоротечности и незначительности человеческой жизни в сравнении с неземным миром. Бесконечный круговорот вещей – это мировой закон жесткой обусловленности посмертной судьбы человека его моральным поведением при жизни. Убийца обращается в хищное животное, похититель зерна – в крысу, вор мяса – в ястреба, убивший брахмана – в собаку или осла, брахман, который пьянствует или ворует, перевоплощается в моль или ужа, а всякий, оскверняющий брачную постель своего учителя, возрождается в виде терновника или кровожадного животного. Самодисциплина, отказ от ненависти, подавление зависти, изучение Вед и почитание брахманов – это основные духовные традиции Древней Индии.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Введение
- 1.1. Культурные нормы и их соблюдение.
- 1.2. Функции культурных норм.
- 1.3. Классификация норм.
- 1.4. Основные виды культурных норм.
- 1.5. Нормативная система культуры. Нормативные конфликты.
- 2.1. Социальные и мировоззренческие особенности древнеиндийской культуры.
- 2.2. Духовные традиции Древней Индии.
- 2.3. Система ценностей индо-буддийской культуры.
- 2.4. Буддизм: свобода как внутренний уход от жизни, полное отрицание бытия.
- 2.5. Художественные и эстетические особенности древнеиндийской культуры.
- 3.1. Основные черты древнекитайской культуры.
- 3.2. Совмещение человечности и государственности как проблема конфуцианской культуры.
- 3.3. Даосизм: свобода как растворение в природе.
- 3.4. Характер знания в рамках конфуцианско-даосистской культуры.
- 3.5. Художественная культура Древнего Китая.
- 4.1. Исторические условия зарождения ислама.
- 4.2. Концептуальные положения ислама: вероучение, этика, право.
- 4.3. Расколы и секты в исламе.
- 4.4. Мусульманская литература и философия.
- 4.5. Художественные памятники исламской культуры.
- 5.1. Н. А. Бердяев и в. С. Соловьёв о самобытности русской культуры.
- 5.2. Мифология древних славян.
- 5.3. Принятие христианства как переломный момент в истории русской культуры.
- 5.4. Языческое и христианское начала в русской культуре, выраженное в традициях, обычаях, системе табу.
- 5.5. Художественная культура Киевской Руси.
- 6.1. Особенности культурно-исторического развития: формирование русского национального самосознания.
- 6.2. Роль и место православной церкви в процессе формирования нравственных ценностей человека и общества.
- 6.3. Пасха и её значение как великого христианского праздника в процессе формирования нравственности.
- 6.4. Московский Кремль как символ русской государственности.
- 6.5. Икона и её нравственное значение для человека.
- 7.1. Этапы формирования русского культурного пространства в XVIII в.
- 7.2. Европеизация культуры, человека, общества.
- 7.3. Культ человеческого разума и рационального познания в культуре эпохи Просвещения.
- 7.4. Общественный идеал культурного человека: светские праздники и традиции.
- 7.5. Жанры и направления в культуре XVIII в.
- 8.1. Особенности развития русской культуры XIX – первой половины XX вв.
- 8.2. Архитектурные стили и их характеристика.
- 8.3. Идеалы и герои русской литературы.
- 8.4. Развитие музыкального искусства в XIX – первой
- 8.5. Жанры и направления в русской живописи.
- 9.1. Кризисные явления в современной российской культуре.
- 9.2. Экология души и экология культуры как современная проблема.
- 9.3. Культура и государство: проблема охраны национального культурного наследия.
- 9.4. Постмодерн в России.
- 9.5. Художественная культура русского постмодерна.
- Приложение