8.5. Жанры и направления в русской живописи.
1. Романтизм.
– Орест Адамович Кипренский (1782 – 1836) вошел в историю русской культуры как портретист. Особенностью русского искусства являлся сплав классицизма, сентиментализма и романтизма («Портрет Евгр. В. Давыдова», портреты героев войны 1812 г., портрет А. С. Пушкина).
– Алексей Гаврилович Венецианов (1780 – 1847) стал родоначальником русского бытового жанра. Вопреки существовавшему в академической эстетике противопоставлению «натуры простой» и «натуры изящной», Венецианов, обратившись к изображению крестьянской жизни, показал ее как мир, исполненный гармонии, величия и красоты.
– Карл Павлович Брюллов (1799 – 1852) – мастер исторической живописи («Последний день Помпеи»), парадного портрета («Всадница»).
– Федор Антонович Бруни (1799 – 1875). Драматичность сюжета, динамичность композиции, накал страстей, контрастные цветовые и световые эффекты – все эти особенности, присущие произведениям Бруни («Медный змий»).
– Александр Андреевич Иванов (1806 – 1858) использовал традиционные академические приемы, смягченные романтической трактовкой («Аполлон, Кипарис и Гиацинт, занимающиеся музыкой и пением», «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения»). «Явление Христа народу» – это поворот к реальной жизни.
2. «Натуральная школа». Ей присущи черты критического реализма и острой социальной направленности.
– Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852), картины которого представляют собой сцены из жизни, где трагическая сущность ситуации скрыта под покровом обыденного («Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Завтрак аристократа», «Сватовство майора», «Анкор, еще анкор!»).
3. Критический реализм.
В 1863 г. Академия художеств задала программу на золотую медаль с сюжетом из скандинавской мифологии. Все тринадцать соискателей, среди них И. Н. Крамской, К. Г. Маковский, А. Д. Литовченко, не согласные с этой программой и с программами вообще, отказались от участия в конкурсе и покинули Академию. Демонстративно выйдя из состава Академии, бунтари организовали «Артель художников», а в 1870 г. вместе с московскими живописцами – «Товарищество передвижных художественных выставок». Начиная с Перова и кончая Левитаном все выдающиеся представители русской живописи были участниками этих выставок – передвижниками.
Здесь следует упомянуть о двух русских людях, которым передвижники обязаны своим успехом и влиянием: о П.М. Третьякове и В.В. Стасове. Третьяков поддерживал Товарищество с помощью покупок и заказов, создав единственный в мире Музей национального искусства. Стасов, возглавлявший национальное движение в русском искусстве, был глашатаем эстетических взглядов передвижников.
– Иван Николаевич Крамской (1837 – 1887), заслуга которого перед русским искусством состоит в его борьбе против мертвой академической схоластики за содержательность живописи.
– Илья Ефимович Репин (1844 – 1930). Он, как и остальные передвижники, видел содержательность картин в том, что можно из них вычитать, поэтому он постоянно прибегал к литературным темам, стремился как можно выразительнее написать злую сатиру («Крестный ход в Курской губернии»), веселую проповедь («Запорожцы»), мрачную трагедию («Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»), бытовую сцену с политическим подтекстом («Арест пропагандиста», «Проводы новобранца», «Не ждали»).
– Иван Константинович Айвазовский – мастер морских пейзажей (марин).
– Иван Иванович Шишкин, посвятивший себя воспеванию родной природы.
– Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 – 1897) – основатель школы русского пейзажа («Грачи прилетели»).
– Исаак Ильич Левитан (1861 – 1900) – художник, наполнивший пейзажную живопись духом поэзии, мастер лирического пейзажа, в котором беспредельность российского пространства соединилась с личным трагическим ощущением реальности.
4. Модернизм.
На рубеже столетий расцветает творчество одного из крупнейших мастеров русской живописи Михаила Врубеля. Врубелевские образы – это образы-символы. Они не укладывается в рамки старых представлений. Художник – «гигант, мыслящий не бытовыми категориями окружающей жизни, а «вечными» понятиями, он мечется в поисках истины и красоты. Врубелевская мечта о красоте, которую так трудно было найти в окружающем его мире, полном безысходных противоречий, и врубелевская фантазия, переносящая нас как бы в иные миры, где красота, однако, не освобождается от болезней века, – это воплощенные в красках и линиях чувства людей того времени, когда русское общество жаждало обновления и искало путей к нему.
Другой важнейший живописец рубежа столетий – Валентин Серов. Истоки его творчества – в 80-х годах XIX века. Он выступил продолжателем лучших традиций передвижников и в то же время смелым открывателем новых путей в искусстве. В первые годы своего творчества художник видит высшую цель художника в воплощении поэтического начала. Серов учился в малом видеть большое, значительное. В его замечательных портретах «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» не столько конкретные образы, сколько символы юности, красоты, счастья.
На стыке веков развивается творчество художников, ставших гордостью России: К. А. Коровина, А. П. Рябушкина, М. В. Нестерова. Великолепные полотна на сюжеты древнейшей Руси принадлежат Н. К. Рерих, искренне мечтавшему о новой роли искусства и надеявшемуся на то, что «из порабощенного служащего искусство вновь может обратиться в первого двигателя жизни».
Богатством отличается и русская скульптура этого периода. Лучшие традиции реалистической скульптуры второй половины XIX века в своих произведениях (и среди них памятник первопечатнику Ивану Федорову) воплотил С. М. Волнухин. Импрессионистское направление в скульптуре выразил П. Трубецкой. Гуманистическим пафосом, а подчас и глубоким драматизмом отличается творчество А. С. Голубкиной и С. Т. Коненкова.
5. Авангардизм.
Авангардизм – условное наименование художественных движений начала XX века, для которых характерны стремления к коренному обновлению художественной практики, разрыву с ее установившимися принципами и традициями, поиски новых, необычных средств выражения и форм произведений, взаимоотношений художников с жизнью. Авангардизм как художественное движение включает в себя самые различные школы и направления.
Развитие их идет от начала 90-х годов, от образования «Мира искусства». Их объединяло:
– стремление к новому художественному идеалу: «Мы прежде всего поколение, жаждущее красоты»;
– литераторы, художники и просто любители искусства, высокообразованные люди, объединившиеся вокруг журнала, искали выход своей неудовлетворенности современностью в сфере искусства, в этом смысле противопоставляя его жизни.
Общая психологическая атмосфера послереволюционных лет вызвала у ряда художников недоверие к жизни, а отсюда – и к натуре. Усиливается внимание к форме, реализуется новый эстетический идеал современного модернистского искусства. Развиваются ставшие известными всему миру школы русского авангарда, в основе которых лежит творчество В. Е. Татлина, К. С. Малевича, В. В. Кандинского.
Художники, участвующие в 1907 году в выставке под ярким символическим названием «Голубая роза», усиленно пропагандировались журналом «Золотое руно» (Н. П. Крымов, П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, С. Ю. Судейкин, Н. Н. Сапунов и др.). Они были различны по своим творческим устремлениям, но их объединяло влечение к выразительности художественной формы, к обновлению живописного языка. В крайних проявлениях это выливалось в культ «чистого искусства», в образы, порожденные подсознанием.
Возникновение в 1911 году и последующая деятельность художников «Бубнового валета» обнаруживает связь русских живописцев с судьбами общеевропейских художественных движений. В творчестве П. П. Кончаловского, И. И. Машкова и других «бубновалетовцев» с их формальными исканиями, стремлением строить форму при помощи цвета, а композицию и пространство на определенных ритмах находят выражение принципы направлений, которые в Западной Европе назывались сезанизмом и кубизмом. Если у Кончаловского и Машкова просматривается явная эволюция к реалистическому мировосприятию, то тенденция художественного процесса других художников «Бубнового валета» имела иной смысл. В 1912 году молодые художники, отделившись от «Бубнового валета», назвали свою группу «Ослиный хвост». Вызывающее название подчеркивает бунтарский характер выступлений, направленных против сложившихся норм художественного творчества. Русские художники продолжают поиски и делают это энергично и целеустремленно. В группе – Н. Гончарова, К. Малевич, М. Шагал. В дальнейшем их пути разошлись. М. Ф. Ларионов, отказавшийся от изображения реальной действительности, пришел к так называемому лучизму. Малевич, Татлин, Кандинский встали на путь абстракционизма.
Особое место в этом искусстве принадлежит К. С. Петрову-Водкину. Его искусство расцветает в послеоктябрьское время, но уже в девятисотые годы он заявляет о творческой самобытности прекрасными полотнами «Играющие мальчики» и «Купание красного коня».
Литература
1. Бавин С. М., Семирбатова И. В. Судьбы поэтов «серебряного века». – М.: Просвещение, 1993. – 202 с.
2. «Вехи»: Интеллигенция в России. – М.: Культура, 1991. – 218 с.
3. В окрестностях Москвы: из истории русской усадебной культуры XVII – XIX вв. / Сост. М. А. Аникст, В. С. Турчин. – М.: Центр, 1999. – 304 с.
4. Горина Т. М. Русское искусство второй половины XIX века. – М.: Искусство, 1992. – 218 с.
5. Познанский В. В. Очерк формирования русской национальной культуры. – М.: Наука, 1985. – 198 с.
6. Рогинская Ф. С. Товарищество передвижных художественных выставок. Исторические
очерки. – М.: Просвещение, 1989. – 105 с.
7. Рябцев Ю. С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XVIII – XIX вв. – М.: Просвещение, 1997. – 319 с.
8. Цимбаев Н. И. Славянофильство. Из истории общественно-политической мысли XIX века. – М.: Наука, 1986. – 244 с.
9. Яковкина Н. И. Очерки русской культуры первой половины XIX века. – М.: Искусство, 1989. – 479 с.
Семинар 9.
Тема: Постмодернизм в русской культуре: ориентиры информационного общества.
План:
9.1. Кризисные явления в современной российской культуре.
9.2. Экология души и экология культуры как современная проблема.
9.3. Культура и государство: проблема охраны национального культурного наследия.
9.4. Постмодерн в России.
9.5. Художественная культура русского постмодерна.
Основные понятия и материалы.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Введение
- 1.1. Культурные нормы и их соблюдение.
- 1.2. Функции культурных норм.
- 1.3. Классификация норм.
- 1.4. Основные виды культурных норм.
- 1.5. Нормативная система культуры. Нормативные конфликты.
- 2.1. Социальные и мировоззренческие особенности древнеиндийской культуры.
- 2.2. Духовные традиции Древней Индии.
- 2.3. Система ценностей индо-буддийской культуры.
- 2.4. Буддизм: свобода как внутренний уход от жизни, полное отрицание бытия.
- 2.5. Художественные и эстетические особенности древнеиндийской культуры.
- 3.1. Основные черты древнекитайской культуры.
- 3.2. Совмещение человечности и государственности как проблема конфуцианской культуры.
- 3.3. Даосизм: свобода как растворение в природе.
- 3.4. Характер знания в рамках конфуцианско-даосистской культуры.
- 3.5. Художественная культура Древнего Китая.
- 4.1. Исторические условия зарождения ислама.
- 4.2. Концептуальные положения ислама: вероучение, этика, право.
- 4.3. Расколы и секты в исламе.
- 4.4. Мусульманская литература и философия.
- 4.5. Художественные памятники исламской культуры.
- 5.1. Н. А. Бердяев и в. С. Соловьёв о самобытности русской культуры.
- 5.2. Мифология древних славян.
- 5.3. Принятие христианства как переломный момент в истории русской культуры.
- 5.4. Языческое и христианское начала в русской культуре, выраженное в традициях, обычаях, системе табу.
- 5.5. Художественная культура Киевской Руси.
- 6.1. Особенности культурно-исторического развития: формирование русского национального самосознания.
- 6.2. Роль и место православной церкви в процессе формирования нравственных ценностей человека и общества.
- 6.3. Пасха и её значение как великого христианского праздника в процессе формирования нравственности.
- 6.4. Московский Кремль как символ русской государственности.
- 6.5. Икона и её нравственное значение для человека.
- 7.1. Этапы формирования русского культурного пространства в XVIII в.
- 7.2. Европеизация культуры, человека, общества.
- 7.3. Культ человеческого разума и рационального познания в культуре эпохи Просвещения.
- 7.4. Общественный идеал культурного человека: светские праздники и традиции.
- 7.5. Жанры и направления в культуре XVIII в.
- 8.1. Особенности развития русской культуры XIX – первой половины XX вв.
- 8.2. Архитектурные стили и их характеристика.
- 8.3. Идеалы и герои русской литературы.
- 8.4. Развитие музыкального искусства в XIX – первой
- 8.5. Жанры и направления в русской живописи.
- 9.1. Кризисные явления в современной российской культуре.
- 9.2. Экология души и экология культуры как современная проблема.
- 9.3. Культура и государство: проблема охраны национального культурного наследия.
- 9.4. Постмодерн в России.
- 9.5. Художественная культура русского постмодерна.
- Приложение