logo
Семинарские занятия

2.3. Система ценностей индо-буддийской культуры.

В основе ценностей индо-буддийской культуры лежит, во-первых, представление об Абсолютном духе, внешним вы­ражением которого является земной мир. Вследствие этого во вселенной поддерживается порядок, господ­ствует закономерная связь явлений и смена событий вы­держивает ритм.

Во-вторых, в рамках всемирного закона личность свободна, но она стоит перед вечностью жизни и переселением душ. Карма – это страж и переселения душ, и при­чинности, закономерного воздаяния личности за ее прежние дела. Случайность и беспричинное зло в индо-буддийской культуре исключены. Каждому – свое.

В-третьих, ценности формируются под влиянием религии, в частности индуизма. Индуизм – широкое религиозно-культурное течение, распадающееся на ряд относительно независимых куль­тов. Его цементирует тантризм, культ Брахмы, Вишну и Шивы.

Брахма – творец вселенной, создатель.

Вишну – помощник людям. Он сообщает им истину, сохраняет их в опасности, избавляя их от зла. Такое участие Вишну в делах людей достигается за счет его пере­воплощений. Одним из таких перевоплощений был Будда. Так Будда стал Богом. Простые смертные достигают блаженства, делаясь ду­ховно тождественными Вишну. Ясно, что без благочес­тивой жизни тут не обойтись.

Шива – суровое и страшное божество, бог – разру­шитель, У него три глаза, вокруг тела – змеи, на шее – черепа. Но он же представляется индусам и как покро­витель искусства и учености, разгульной жизни и лю­бовных утех.

В-четвёртых, отношение к земному миру в иддо-буддийской к культуре противоречиво. В учении и сансаре он рисуется ужасным, полным страданий и боли. Проживающий в мире сансары, озабоченный конечной целью своего существования, обязан ориентироваться на гармоничное сочетание четырех норм: дхарма, артха, кама и мокша.

Дхарма – важнейшая часть основного морального закона, направляющего жизнь вселенной и всего, что содержится в ней, и как часть этого закона она опре­деляет содержание долга и обязанностей людей. В ин­дусских священных книгах (смрити) содержатся пе­речни дхарм – функций и обязанностей различных каст, отступление от которых в обстановке кастовой системы просто немыслимо.

Артха представляет собой нормы практического по­ведения.

Кама определяет ценность удовлетворения чувствен­ных побуждений.

Мокша – учение о том, как избавиться от сансары.

Дхарма зависит от верности истине и ахимасе, ненасилию. Ненасилие – не столько отказ от физического принуждения, сколько отсутствие злых и корыстных наамерений, подчинение самодисциплине и обуздание гнева и ненависти: 1) не отвечай злом на зло, всегда твори добро; 2) умение прощать – свойство сильных; слабые никогда не про­щают; 3) достойное поведение не в том, чтобы идти про­торенным путем, а в том, чтобы самому найти правиль­ный путь и бесстрашно ему следовать.

В-пятых, индуизм и буддизм различно понимают ценность земных удовольствий, сладострастия и неги. Кама подчеркивает значимость праведной жизни, чувствен­ных радостей и плотских утех. Пренебрежение дарами камы – тяжкий грех. Буддизм проповедует умеренную жизнь, воздержание и верность в любви.

В-шестых, важнейшей ценностью в индо-буддийской культуре является мокша как освобождение от сансары. Такое освобождение – высшее блаженство и достигается оно слиянием с Абсолютом, отождествлением с Брахманом. При этом индивид выпадает из цепи кармы, просветляется и выходит за пределы иллюзорного мира. Самосознание личности не уничтожается, а реализуется его фун­даментальная потенция слиться с Абсолютным духом.

В-седьмых, на систему ценностей индо-буддийской культуры наложил глубокий отпечаток кастовый строй, варна – это не только замкнутая социальная группа со своими традициями и представлениями, но и олицетворение определенной культурной ценности. Быть брахманом, служить брахманам, учиться у брахманов – высшая ценность. Брахман – это олицетворение премудрости и святости. На второй ступени социальных ценностей стоит действие. Правители и воины ниже брахманов, но достаточно уважаемы в обществе, ибо выполняют нужные общины функции. Обладание богатством дает небольшие права на по­чет. Конечная цель жизни требует не собирания сокро­вищ, а освобождение от власти кармы. В Индии приня­то оценивать прожитую жизнь не на основании того, насколько увеличился вклад в банке, а на основании то­го, насколько она была моральна и благочестива. В-восьмых, делая акцент на религиозно-моральной стороне по­ведения, на согласии индийца с общиной, самим собой и природой, индо-буддийская культура не ориентирует общинников на социальный протест, социальную активность и классовую борьбу.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4