2.3. Система ценностей индо-буддийской культуры.
В основе ценностей индо-буддийской культуры лежит, во-первых, представление об Абсолютном духе, внешним выражением которого является земной мир. Вследствие этого во вселенной поддерживается порядок, господствует закономерная связь явлений и смена событий выдерживает ритм.
Во-вторых, в рамках всемирного закона личность свободна, но она стоит перед вечностью жизни и переселением душ. Карма – это страж и переселения душ, и причинности, закономерного воздаяния личности за ее прежние дела. Случайность и беспричинное зло в индо-буддийской культуре исключены. Каждому – свое.
В-третьих, ценности формируются под влиянием религии, в частности индуизма. Индуизм – широкое религиозно-культурное течение, распадающееся на ряд относительно независимых культов. Его цементирует тантризм, культ Брахмы, Вишну и Шивы.
Брахма – творец вселенной, создатель.
Вишну – помощник людям. Он сообщает им истину, сохраняет их в опасности, избавляя их от зла. Такое участие Вишну в делах людей достигается за счет его перевоплощений. Одним из таких перевоплощений был Будда. Так Будда стал Богом. Простые смертные достигают блаженства, делаясь духовно тождественными Вишну. Ясно, что без благочестивой жизни тут не обойтись.
Шива – суровое и страшное божество, бог – разрушитель, У него три глаза, вокруг тела – змеи, на шее – черепа. Но он же представляется индусам и как покровитель искусства и учености, разгульной жизни и любовных утех.
В-четвёртых, отношение к земному миру в иддо-буддийской к культуре противоречиво. В учении и сансаре он рисуется ужасным, полным страданий и боли. Проживающий в мире сансары, озабоченный конечной целью своего существования, обязан ориентироваться на гармоничное сочетание четырех норм: дхарма, артха, кама и мокша.
Дхарма – важнейшая часть основного морального закона, направляющего жизнь вселенной и всего, что содержится в ней, и как часть этого закона она определяет содержание долга и обязанностей людей. В индусских священных книгах (смрити) содержатся перечни дхарм – функций и обязанностей различных каст, отступление от которых в обстановке кастовой системы просто немыслимо.
Артха представляет собой нормы практического поведения.
Кама определяет ценность удовлетворения чувственных побуждений.
Мокша – учение о том, как избавиться от сансары.
Дхарма зависит от верности истине и ахимасе, ненасилию. Ненасилие – не столько отказ от физического принуждения, сколько отсутствие злых и корыстных наамерений, подчинение самодисциплине и обуздание гнева и ненависти: 1) не отвечай злом на зло, всегда твори добро; 2) умение прощать – свойство сильных; слабые никогда не прощают; 3) достойное поведение не в том, чтобы идти проторенным путем, а в том, чтобы самому найти правильный путь и бесстрашно ему следовать.
В-пятых, индуизм и буддизм различно понимают ценность земных удовольствий, сладострастия и неги. Кама подчеркивает значимость праведной жизни, чувственных радостей и плотских утех. Пренебрежение дарами камы – тяжкий грех. Буддизм проповедует умеренную жизнь, воздержание и верность в любви.
В-шестых, важнейшей ценностью в индо-буддийской культуре является мокша как освобождение от сансары. Такое освобождение – высшее блаженство и достигается оно слиянием с Абсолютом, отождествлением с Брахманом. При этом индивид выпадает из цепи кармы, просветляется и выходит за пределы иллюзорного мира. Самосознание личности не уничтожается, а реализуется его фундаментальная потенция слиться с Абсолютным духом.
В-седьмых, на систему ценностей индо-буддийской культуры наложил глубокий отпечаток кастовый строй, варна – это не только замкнутая социальная группа со своими традициями и представлениями, но и олицетворение определенной культурной ценности. Быть брахманом, служить брахманам, учиться у брахманов – высшая ценность. Брахман – это олицетворение премудрости и святости. На второй ступени социальных ценностей стоит действие. Правители и воины ниже брахманов, но достаточно уважаемы в обществе, ибо выполняют нужные общины функции. Обладание богатством дает небольшие права на почет. Конечная цель жизни требует не собирания сокровищ, а освобождение от власти кармы. В Индии принято оценивать прожитую жизнь не на основании того, насколько увеличился вклад в банке, а на основании того, насколько она была моральна и благочестива. В-восьмых, делая акцент на религиозно-моральной стороне поведения, на согласии индийца с общиной, самим собой и природой, индо-буддийская культура не ориентирует общинников на социальный протест, социальную активность и классовую борьбу.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Введение
- 1.1. Культурные нормы и их соблюдение.
- 1.2. Функции культурных норм.
- 1.3. Классификация норм.
- 1.4. Основные виды культурных норм.
- 1.5. Нормативная система культуры. Нормативные конфликты.
- 2.1. Социальные и мировоззренческие особенности древнеиндийской культуры.
- 2.2. Духовные традиции Древней Индии.
- 2.3. Система ценностей индо-буддийской культуры.
- 2.4. Буддизм: свобода как внутренний уход от жизни, полное отрицание бытия.
- 2.5. Художественные и эстетические особенности древнеиндийской культуры.
- 3.1. Основные черты древнекитайской культуры.
- 3.2. Совмещение человечности и государственности как проблема конфуцианской культуры.
- 3.3. Даосизм: свобода как растворение в природе.
- 3.4. Характер знания в рамках конфуцианско-даосистской культуры.
- 3.5. Художественная культура Древнего Китая.
- 4.1. Исторические условия зарождения ислама.
- 4.2. Концептуальные положения ислама: вероучение, этика, право.
- 4.3. Расколы и секты в исламе.
- 4.4. Мусульманская литература и философия.
- 4.5. Художественные памятники исламской культуры.
- 5.1. Н. А. Бердяев и в. С. Соловьёв о самобытности русской культуры.
- 5.2. Мифология древних славян.
- 5.3. Принятие христианства как переломный момент в истории русской культуры.
- 5.4. Языческое и христианское начала в русской культуре, выраженное в традициях, обычаях, системе табу.
- 5.5. Художественная культура Киевской Руси.
- 6.1. Особенности культурно-исторического развития: формирование русского национального самосознания.
- 6.2. Роль и место православной церкви в процессе формирования нравственных ценностей человека и общества.
- 6.3. Пасха и её значение как великого христианского праздника в процессе формирования нравственности.
- 6.4. Московский Кремль как символ русской государственности.
- 6.5. Икона и её нравственное значение для человека.
- 7.1. Этапы формирования русского культурного пространства в XVIII в.
- 7.2. Европеизация культуры, человека, общества.
- 7.3. Культ человеческого разума и рационального познания в культуре эпохи Просвещения.
- 7.4. Общественный идеал культурного человека: светские праздники и традиции.
- 7.5. Жанры и направления в культуре XVIII в.
- 8.1. Особенности развития русской культуры XIX – первой половины XX вв.
- 8.2. Архитектурные стили и их характеристика.
- 8.3. Идеалы и герои русской литературы.
- 8.4. Развитие музыкального искусства в XIX – первой
- 8.5. Жанры и направления в русской живописи.
- 9.1. Кризисные явления в современной российской культуре.
- 9.2. Экология души и экология культуры как современная проблема.
- 9.3. Культура и государство: проблема охраны национального культурного наследия.
- 9.4. Постмодерн в России.
- 9.5. Художественная культура русского постмодерна.
- Приложение