8.2. Архитектурные стили и их характеристика.
1. Классицизм.
В царствование Александра I в Петербурге была построена значительная часть выдающихся архитектурных сооружений, ставших памятниками архитектуры русского классицизма.
– Казанский собор (архитектор Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814)) еще по требованию Павла I должен был и размером и внешним видом напоминать собор св. Петра в Риме. Это и обусловило наличие колоннады. Это было подхвачено другими зодчими, работавшими после Воронихина, и особенно эффектно интерпретировано Росси в ансамблях Михайловского дворца, построенного для четвертого сына Павла I Михаила, и Александрийского театра.
– здание Горного института (архитектор А. Н. Воронихин) также окружено колоннадой, раскрывающей тему земли, богатства земных недр.
– биржа на Стрелке Васильевского острова (архитектор Жан Франсуа Тома де Томон (1760-1813)) стала важнейшим ориентиром в панораме города, раскрытого к Неве.
– Адмиралтейство (архитектор Андрей Дмитриевич Захаров (1761-1811)), ставшее символом морского могущества России. Сохранив построенную И. К. Коробовым башню, Захаров заключил ее в футляр новых стен, создав трехъярусную композицию.
С возведением этих зданий впервые в архитектуре Петербурга появился ансамбль такого широкого пространственного звучания. Серое петербургское небо, горизонтали набережных, белая дорическая колоннада Биржи, вертикали карминно-красных ростральных колонн, золоченые шпили Петропавловской крепости и Адмиралтейства – все это соединялось в небывалую по размаху композицию, подобной которой нет нигде в мире.
2. Ампир («стиль империи») зародился во Франции и ориентировался на формы искусства императорского Рима.
– ансамбль Дворцовой площади (архитектор Карл Росси (1775-1849), построивший тринадцать площадей и двенадцать улиц в центре Петербурга).
– Триумфальная арка в честь победы в войне с Францией (архитектор К. Росси).
– Павильон в Михайловском саду, на берегу Мойки (архитектор К. Росси), является своеобразным композиционным мостом между обширными ансамблями – Михайловским дворцом и Марсовым полем.
Соединение усилий архитекторов, скульпторов, живописцев-декораторов и мастеров прикладного искусства обусловило уникальную стилистическую цельность ампира как самостоятельного периода в истории русского искусства XIX в.
В начале века большое развитие получила совершенно новая для русского искусства мемориальная пластика. Создателем русского ампирного надгробия был Иван Петрович Мартос (ок. 1754-1835). Таковы «гений смерти», «скорбящий гений», «плакальщицы» в его знаменитых надгробиях М. П. Собакиной, Е. С. Куракиной, А. П. Кожуховой.
3. «Николаевский ампир» стал последней фазой развития классицизма в русской архитектуре.
– «военные» соборы: Троицкий, Преображенский (архитектор В. П. Стасов);
– триумфальные ворота: Московские, у Московской заставы, и Нарвские, как памятник победы русской гвардии в Отечественной войне 1812 г. (архитектор В. П. Стасов);
– Павловские казармы гвардейских полков (архитектор В. П. Стасов).
4. Середина XIX в. – это время кризиса классицистической эстетики.
– Исаакиевский собор (архитектор Огюст Монферран (1786-1858)).
5. «Национальный романтизм» охватил всю Европу после наполеоновских войн.
– деревянные дома «в русском стиле» для ветеранов Отечественной войны в деревне Глазово, близ Павловска (архитектор К. Росси);
– «образцовые трактиры», имитировавшие крестьянские дома (архитекторы О. Монферран и А. И. Штакеншнейдер).
В николаевскую эпоху движение «национального романтизма» было ориентировано на английскую готику и прусский эллинизм. Личные вкусы Николая и его родственные связи с германским императорским домом послужили тому причиной. Самым выдающимся образцом этого направления стал
– Коттедж в Петергофе (архитектор А.А. Менелас).
6. Русско-византийский стиль, истоком которого, как и всего русского национального искусства, считалось искусство Византии.
– храм Христа Спасителя в Москве, посвященный подвигу русского народа в войне с Наполеоном (архитектор Константина Александровича Тона (1794-1881)). Стилистически в нем соединились элементы византийской, киевской, владимирской архитектуры с романскими и готическими чертами.
7. Эклектика.
– храм Воскресения Христова в стиле «ля рюс», возведенный на месте покушения на Александра II и прозванный в народе «Спас-на-крови» (архитектор А. А. Парланд).
Yandex.RTB R-A-252273-3- Введение
- 1.1. Культурные нормы и их соблюдение.
- 1.2. Функции культурных норм.
- 1.3. Классификация норм.
- 1.4. Основные виды культурных норм.
- 1.5. Нормативная система культуры. Нормативные конфликты.
- 2.1. Социальные и мировоззренческие особенности древнеиндийской культуры.
- 2.2. Духовные традиции Древней Индии.
- 2.3. Система ценностей индо-буддийской культуры.
- 2.4. Буддизм: свобода как внутренний уход от жизни, полное отрицание бытия.
- 2.5. Художественные и эстетические особенности древнеиндийской культуры.
- 3.1. Основные черты древнекитайской культуры.
- 3.2. Совмещение человечности и государственности как проблема конфуцианской культуры.
- 3.3. Даосизм: свобода как растворение в природе.
- 3.4. Характер знания в рамках конфуцианско-даосистской культуры.
- 3.5. Художественная культура Древнего Китая.
- 4.1. Исторические условия зарождения ислама.
- 4.2. Концептуальные положения ислама: вероучение, этика, право.
- 4.3. Расколы и секты в исламе.
- 4.4. Мусульманская литература и философия.
- 4.5. Художественные памятники исламской культуры.
- 5.1. Н. А. Бердяев и в. С. Соловьёв о самобытности русской культуры.
- 5.2. Мифология древних славян.
- 5.3. Принятие христианства как переломный момент в истории русской культуры.
- 5.4. Языческое и христианское начала в русской культуре, выраженное в традициях, обычаях, системе табу.
- 5.5. Художественная культура Киевской Руси.
- 6.1. Особенности культурно-исторического развития: формирование русского национального самосознания.
- 6.2. Роль и место православной церкви в процессе формирования нравственных ценностей человека и общества.
- 6.3. Пасха и её значение как великого христианского праздника в процессе формирования нравственности.
- 6.4. Московский Кремль как символ русской государственности.
- 6.5. Икона и её нравственное значение для человека.
- 7.1. Этапы формирования русского культурного пространства в XVIII в.
- 7.2. Европеизация культуры, человека, общества.
- 7.3. Культ человеческого разума и рационального познания в культуре эпохи Просвещения.
- 7.4. Общественный идеал культурного человека: светские праздники и традиции.
- 7.5. Жанры и направления в культуре XVIII в.
- 8.1. Особенности развития русской культуры XIX – первой половины XX вв.
- 8.2. Архитектурные стили и их характеристика.
- 8.3. Идеалы и герои русской литературы.
- 8.4. Развитие музыкального искусства в XIX – первой
- 8.5. Жанры и направления в русской живописи.
- 9.1. Кризисные явления в современной российской культуре.
- 9.2. Экология души и экология культуры как современная проблема.
- 9.3. Культура и государство: проблема охраны национального культурного наследия.
- 9.4. Постмодерн в России.
- 9.5. Художественная культура русского постмодерна.
- Приложение