logo
Семинарские занятия

8.2. Архитектурные стили и их характеристика.

1. Классицизм.

В царствование Александра I в Петербурге была построена значительная часть выдающихся архитектурных сооружений, ставших памятниками архитектуры русского классицизма.

– Казанский собор (архитектор Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814)) еще по требованию Павла I должен был и размером и внешним видом напоминать собор св. Петра в Риме. Это и обусловило наличие колоннады. Это было подхвачено другими зодчими, работавшими после Воронихина, и особенно эффектно интерпретировано Росси в ансамблях Михайловского дворца, построенного для четвертого сына Павла I Михаила, и Александрийского театра.

– здание Горного института (архитектор А. Н. Воронихин) также окружено колоннадой, раскрывающей тему земли, богатства земных недр.

– биржа на Стрелке Васильевского острова (архитектор Жан Франсуа Тома де Томон (1760-1813)) стала важнейшим ориентиром в панораме города, раскрытого к Неве.

– Адмиралтейство (архитектор Андрей Дмитриевич Захаров (1761-1811)), ставшее символом морского могущества России. Сохранив построенную И. К. Коробовым башню, Захаров заключил ее в футляр новых стен, создав трехъярусную композицию.

С возведением этих зданий впервые в архитектуре Петербурга появился ансамбль такого широкого пространственного звучания. Серое петербургское небо, горизонтали набережных, белая дорическая колоннада Биржи, вертикали карминно-красных ростральных колонн, золоченые шпили Петропавловской крепости и Адмиралтейства – все это соединялось в небывалую по размаху композицию, подобной которой нет нигде в мире.

2. Ампир («стиль империи») зародился во Франции и ориентировался на формы искусства императорского Рима.

– ансамбль Дворцовой площади (архитектор Карл Росси (1775-1849), построивший тринадцать площадей и двенадцать улиц в центре Петербурга).

– Триумфальная арка в честь победы в войне с Францией (архитектор К. Росси).

– Павильон в Михайловском саду, на берегу Мойки (архитектор К. Росси), является своеобразным композиционным мостом между обширными ансамблями – Михайловским дворцом и Марсовым полем.

Соединение усилий архитекторов, скульпторов, живописцев-декораторов и мастеров прикладного искусства обусловило уникальную стилистическую цельность ампира как самостоятельного периода в истории русского искусства XIX в.

В начале века большое развитие получила совершенно новая для русского искусства мемориальная пластика. Создателем русского ампирного надгробия был Иван Петрович Мартос (ок. 1754-1835). Таковы «гений смерти», «скорбящий гений», «плакальщицы» в его знаменитых надгробиях М. П. Собакиной, Е. С. Куракиной, А. П. Кожуховой.

3. «Николаевский ампир» стал последней фазой развития классицизма в русской архитектуре.

– «военные» соборы: Троицкий, Преображенский (архитектор В. П. Стасов);

– триумфальные ворота: Московские, у Московской заставы, и Нарвские, как памятник победы русской гвардии в Отечественной войне 1812 г. (архитектор В. П. Стасов);

– Павловские казармы гвардейских полков (архитектор В. П. Стасов).

4. Середина XIX в. – это время кризиса классицистической эстетики.

– Исаакиевский собор (архитектор Огюст Монферран (1786-1858)).

5. «Национальный романтизм» охватил всю Европу после наполеоновских войн.

– деревянные дома «в русском стиле» для ветеранов Отечественной войны в деревне Глазово, близ Павловска (архитектор К. Росси);

– «образцовые трактиры», имитировавшие крестьянские дома (архитекторы О. Монферран и А. И. Штакеншнейдер).

В николаевскую эпоху движение «национального романтизма» было ориентировано на английскую готику и прусский эллинизм. Личные вкусы Николая и его родственные связи с германским императорским домом послужили тому причиной. Самым выдающимся образцом этого направления стал

– Коттедж в Петергофе (архитектор А.А. Менелас).

6. Русско-византийский стиль, истоком которого, как и всего русского национального искусства, считалось искусство Византии.

– храм Христа Спасителя в Москве, посвященный подвигу русского народа в войне с Наполеоном (архитектор Константина Александровича Тона (1794-1881)). Стилистически в нем соединились элементы византийской, киевской, владимирской архитектуры с романскими и готическими чертами.

7. Эклектика.

– храм Воскресения Христова в стиле «ля рюс», возведенный на месте покушения на Александра II и прозванный в народе «Спас-на-крови» (архитектор А. А. Парланд).

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4