logo
Семинарские занятия

4.4. Мусульманская литература и философия.

Философия (фалсафа) представлена Фараби, Ибн Синой, Ибн Рушдой и др. и ориентирована на античные модели. Фараби (870 – 950) развивал идеи Аристотеля. Разрабатывал учение об идеальном обществе, основанном на принципах, общих и для человеческой души, и для отдельного индивида, и жизни в целом, и космоса.

Ибн Сина (Авиценна) жил в XI веке. Систематизировал все современные научные знания, был философом и врачом. Ибн Рушд (Аверроэс,1126 – 1198) утверждал, что истина постигается лишь учёными (не теологами!), так как только учёные оперируют доказательствами. Доказывал извечность мира, отвергал чудеса, индивидуальное бессмертие, первоначало сущего отождествлял с природой вещей.

Но в философии Востока существует и несколько иная традиция – суфизм. Суфии доказывали, что божество порождает мироздание путём излияния (эманации) и что цель человеческой жизни – в полном растворении в божестве.

В исламской литературе преимущественно развивалась поэзия. Абулькасим Фирдоуси, персидский поэт, создал эпопею «Шах-намэ» («Книга царей»). Воспевал иранских царей – мифических и исторических, но в центре внимания – герой Рустам, сын своего гарода.

Философским является творчество Омара Хайяма (1040 – 1123), учёного, философа, поэта, создателя четверостиший – рубаи.

В поэзии Джами (1414 – 1492) преобладают темы любви и ненависти, жизни и смерти, радости и печали.

«Тысяча и одна ночь» – это перевод на арабский язык иранского сказания, в которое вошли рассказы из индийских, греческих, еврейских и египетских источников. «Дастан Синдбад» («Сказание о Синдбаде»), эпос «Калила и Димна» – те книги, которые обрели огромную популярность в Европе.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4