4.2. Концептуальные положения ислама: вероучение, этика, право.
Вероучение ислама опирается на понятие «иман» (вера):
-
Главное – почитать только Аллаха и быть покорным его воле.
Само слово «ислам» означает «покорность».
-
Мухаммед – посланник Аллаха, пророк. До него бог посылал и других пророков: библейских Адама, Ноя, Авраама, Моисея, христианкого Иисуса, но Мухаммед выше их.
3) Есть ангелы и злые духи (джинны).
4) В последний день мира мёртвые воскреснут и все получат воздаяние за свои
дела.
-
Существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому назначил его
судьбу.
Вероучение представлено в священной книге ислама – Коране (в переводе «чтение»), продиктованной самому пророку архангелом Джебраилом (Гавриилом). В Коране 114 глав (сур). Сунна – это книга, состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами Бухари, Муслимом и др.
Обрядовые заповеди:
-
Обязательная пятикратная молитва каждый день в установленные часы.
-
Обязательное омовение перед молитвой и в других случаях после какого-нибудь загрязнения.
-
Налог в пользу бедных (закят).
-
Ежегодный пост (ураза) в десятом месяце (рамазане) в течение всего месяца.
-
Паломничество (хаджж) в священный город Мекку хотя бы один раз в жизни.
-
Обязательное обрезание мальчиков (7-10 лет).
-
Запрет есть свинину.
-
Строгое запрещение делать изображения бога, а также и вообще изображать живые существа, человека или животных, чтобы не давать никакого повода к идолопоклонству.
-
Запрет пить вино.
-
Война за веру (джихад, газават) против неверных (джяуров).
«Дин» – это правила жизни, которые Аллах даёт верующим:
– пять столпов ислама;
– веру («иман»);
– благие дела («исхан»).
Этика ислама предписывает быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и т. д.
В семейной морали женщина – подчинённое существо, созданное Аллахом для услаждения мужчины. Признаются человеческие и гражданские права женщин: осуждается излишняя жестокость мужа в отношении к жене, оговариваются имущественные права женщин – право на приданое, на наследство.
В социальных принципах все мусульмане равны перед богом, но имущественные различия, богатство и бедность признаются естественным фактом, установленным самим Аллахом. Собственность защищается Кораном.
И уголовное, и гражданское право было построено всецело на религиозном законе – шариате. Мусульманское духовенство выполняет больше светские, чем религиозные функции. Мулла, состоящий при мечети, – это учитель в церковной школе. Кади – это судья, знаток шариата. Муфтий – главный авторитет в вопросах шариата. Улем – учёный богослов, преподаватель в высшей религиозной школе; совет улемов давал свои заключения по вопросам религии и права. Во главе мусульманского духовенства в отдельных странах стоял шейх-уль-ислам – видный богослов, он же советник государя.
Мектебы – школы при мечетях, медресе – духовные академии.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Введение
- 1.1. Культурные нормы и их соблюдение.
- 1.2. Функции культурных норм.
- 1.3. Классификация норм.
- 1.4. Основные виды культурных норм.
- 1.5. Нормативная система культуры. Нормативные конфликты.
- 2.1. Социальные и мировоззренческие особенности древнеиндийской культуры.
- 2.2. Духовные традиции Древней Индии.
- 2.3. Система ценностей индо-буддийской культуры.
- 2.4. Буддизм: свобода как внутренний уход от жизни, полное отрицание бытия.
- 2.5. Художественные и эстетические особенности древнеиндийской культуры.
- 3.1. Основные черты древнекитайской культуры.
- 3.2. Совмещение человечности и государственности как проблема конфуцианской культуры.
- 3.3. Даосизм: свобода как растворение в природе.
- 3.4. Характер знания в рамках конфуцианско-даосистской культуры.
- 3.5. Художественная культура Древнего Китая.
- 4.1. Исторические условия зарождения ислама.
- 4.2. Концептуальные положения ислама: вероучение, этика, право.
- 4.3. Расколы и секты в исламе.
- 4.4. Мусульманская литература и философия.
- 4.5. Художественные памятники исламской культуры.
- 5.1. Н. А. Бердяев и в. С. Соловьёв о самобытности русской культуры.
- 5.2. Мифология древних славян.
- 5.3. Принятие христианства как переломный момент в истории русской культуры.
- 5.4. Языческое и христианское начала в русской культуре, выраженное в традициях, обычаях, системе табу.
- 5.5. Художественная культура Киевской Руси.
- 6.1. Особенности культурно-исторического развития: формирование русского национального самосознания.
- 6.2. Роль и место православной церкви в процессе формирования нравственных ценностей человека и общества.
- 6.3. Пасха и её значение как великого христианского праздника в процессе формирования нравственности.
- 6.4. Московский Кремль как символ русской государственности.
- 6.5. Икона и её нравственное значение для человека.
- 7.1. Этапы формирования русского культурного пространства в XVIII в.
- 7.2. Европеизация культуры, человека, общества.
- 7.3. Культ человеческого разума и рационального познания в культуре эпохи Просвещения.
- 7.4. Общественный идеал культурного человека: светские праздники и традиции.
- 7.5. Жанры и направления в культуре XVIII в.
- 8.1. Особенности развития русской культуры XIX – первой половины XX вв.
- 8.2. Архитектурные стили и их характеристика.
- 8.3. Идеалы и герои русской литературы.
- 8.4. Развитие музыкального искусства в XIX – первой
- 8.5. Жанры и направления в русской живописи.
- 9.1. Кризисные явления в современной российской культуре.
- 9.2. Экология души и экология культуры как современная проблема.
- 9.3. Культура и государство: проблема охраны национального культурного наследия.
- 9.4. Постмодерн в России.
- 9.5. Художественная культура русского постмодерна.
- Приложение