6.3. Пасха и её значение как великого христианского праздника в процессе формирования нравственности.
Пасха – первостепенный праздник православного церковного календаря. К Воскресению Христову готовились с особым тщанием: очищали душу и тело постом, трудом и сосредоточенной молитвой. Готовясь к празднику, верующие своим физическим и духовным воздержанием повторяли по мере сил путь, пройденный Иисусом Христом. В храмах и в домах читали Евангелия, Деяния и Послания Апостолов, творения святых отцов церкви. Православные люди обращались к истории жизни первых христиан, к подвигам праведных пустынников и мучеников.
Русская православная церковь сохранила византийскую строгость, торжественность и величие в богослужении пасхального дня. Каждый человек, находившийся в храме в Светлое Воскресение, ощущал свою причастность к вселенскому событию. Люди объединялись ожиданием чуда рождающегося света и добра в душах. Храм наполнялся сиянием зажженных свечей и лампад, священнослужители облачались в самые красивые одежды, разносился радостный, победный трезвон колоколов и провозглашалось ликующее: «Христос Воскресе».
Подобно добровольной жертве Христа, принесшей свет новой веры многим народам, спасение и обновление всей земли и души отдельного человека связывалось в православном понимании с духовным подвигом и жертвой. В житии первых русских святых Бориса и Глеба, сказано, что они «отняли поношение от сынов русских», взяв на себя грехи языческой Руси. Св. Борис и Глеб решили принять смерть, но не идти против воли старшего брата, проявив смирение и покорность перед промыслом Божиим. Их героический поступок предотвратил разжигание междоусобной брани: пролив свою честную кровь, братья не дали пролиться потокам крови своих единоверных соплеменников. Эта была добровольная жертва, как и страдания и смерть самого Христа. Поэтому на древнерусских иконах святые изображаются с крестами – символами страдания Спасителя.
В иное время, в период глубокого духовного опустошения и материального разорения, был совершен жизненный подвиг великого подвижника, «печальника земли русской», – Сергия Радонежского. Он возродил древнерусскую святость, дав современникам заново осмыслить и принять утраченное было христианское понимание человека. Целый век понадобился России, чтобы, оправившись от монгольского разгрома, продолжить свое восхождение к свету христианского учения. Главою и учителем духовного воскрешения стал преподобный Сергий. Многие русские святые XIV и начала XV веков – его ученики или «собеседники». Его глубочайшая кротость и смирение, бесконечная любовь к Богу и человеку помогали преодолеть все тяготы и бедствия, обрушившиеся на страну.
В народном сознании Пасха (Воскресение) означала обновление, очищение души и помыслов, наступление новой вехи в жизни, приход долгожданной весны.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Введение
- 1.1. Культурные нормы и их соблюдение.
- 1.2. Функции культурных норм.
- 1.3. Классификация норм.
- 1.4. Основные виды культурных норм.
- 1.5. Нормативная система культуры. Нормативные конфликты.
- 2.1. Социальные и мировоззренческие особенности древнеиндийской культуры.
- 2.2. Духовные традиции Древней Индии.
- 2.3. Система ценностей индо-буддийской культуры.
- 2.4. Буддизм: свобода как внутренний уход от жизни, полное отрицание бытия.
- 2.5. Художественные и эстетические особенности древнеиндийской культуры.
- 3.1. Основные черты древнекитайской культуры.
- 3.2. Совмещение человечности и государственности как проблема конфуцианской культуры.
- 3.3. Даосизм: свобода как растворение в природе.
- 3.4. Характер знания в рамках конфуцианско-даосистской культуры.
- 3.5. Художественная культура Древнего Китая.
- 4.1. Исторические условия зарождения ислама.
- 4.2. Концептуальные положения ислама: вероучение, этика, право.
- 4.3. Расколы и секты в исламе.
- 4.4. Мусульманская литература и философия.
- 4.5. Художественные памятники исламской культуры.
- 5.1. Н. А. Бердяев и в. С. Соловьёв о самобытности русской культуры.
- 5.2. Мифология древних славян.
- 5.3. Принятие христианства как переломный момент в истории русской культуры.
- 5.4. Языческое и христианское начала в русской культуре, выраженное в традициях, обычаях, системе табу.
- 5.5. Художественная культура Киевской Руси.
- 6.1. Особенности культурно-исторического развития: формирование русского национального самосознания.
- 6.2. Роль и место православной церкви в процессе формирования нравственных ценностей человека и общества.
- 6.3. Пасха и её значение как великого христианского праздника в процессе формирования нравственности.
- 6.4. Московский Кремль как символ русской государственности.
- 6.5. Икона и её нравственное значение для человека.
- 7.1. Этапы формирования русского культурного пространства в XVIII в.
- 7.2. Европеизация культуры, человека, общества.
- 7.3. Культ человеческого разума и рационального познания в культуре эпохи Просвещения.
- 7.4. Общественный идеал культурного человека: светские праздники и традиции.
- 7.5. Жанры и направления в культуре XVIII в.
- 8.1. Особенности развития русской культуры XIX – первой половины XX вв.
- 8.2. Архитектурные стили и их характеристика.
- 8.3. Идеалы и герои русской литературы.
- 8.4. Развитие музыкального искусства в XIX – первой
- 8.5. Жанры и направления в русской живописи.
- 9.1. Кризисные явления в современной российской культуре.
- 9.2. Экология души и экология культуры как современная проблема.
- 9.3. Культура и государство: проблема охраны национального культурного наследия.
- 9.4. Постмодерн в России.
- 9.5. Художественная культура русского постмодерна.
- Приложение