logo
Семинарские занятия

6.3. Пасха и её значение как великого христианского праздника в процессе формирования нравственности.

Пасха – первостепенный праздник православного церковного календаря. К Воскресению Христову гото­вились с особым тщанием: очищали душу и тело постом, трудом и сосредоточенной молитвой. Готовясь к празднику, верующие своим фи­зическим и духовным воздержанием повторяли по мере сил путь, пройденный Иисусом Христом. В храмах и в домах читали Евангелия, Деяния и Послания Апосто­лов, творения святых отцов церкви. Православные лю­ди обращались к истории жизни первых христиан, к подвигам праведных пустынников и мучеников.

Русская православная церковь сохранила византий­скую строгость, торжественность и величие в богослу­жении пасхального дня. Каждый человек, находившийся в храме в Светлое Воскресение, ощущал свою причаст­ность к вселенскому событию. Люди объединялись ожи­данием чуда рождающегося света и добра в душах. Храм наполнялся сиянием зажженных свечей и лам­пад, священнослужители облачались в самые красивые одежды, разносился радостный, победный трезвон ко­локолов и провозглашалось ликующее: «Христос Воскресе».

Подобно добровольной жертве Христа, принесшей свет новой веры многим народам, спасение и обновление всей земли и души отдельного человека связывалось в православном понимании с духовным подвигом и жертвой. В житии первых русских святых Бориса и Глеба, сказано, что они «отняли поношение от сынов русских», взяв на себя грехи языческой Руси. Св. Борис и Глеб решили принять смерть, но не идти против воли старшего брата, проявив смирение и покорность перед промыслом Божиим. Их героический поступок предотвратил разжигание междоусобной брани: пролив свою честную кровь, братья не дали пролиться потокам крови своих единоверных соплеменников. Эта была добровольная жертва, как и страдания и смерть самого Хри­ста. Поэтому на древнерусских иконах святые изобра­жаются с крестами – символами страдания Спасителя.

В иное время, в период глубокого духовного опусто­шения и материального разорения, был совершен жиз­ненный подвиг великого подвижника, «печальника земли русской», – Сергия Радонежского. Он возродил древнерусскую святость, дав современникам заново ос­мыслить и принять утраченное было христианское по­нимание человека. Целый век понадобился России, чтобы, оправившись от монгольского разгрома, продол­жить свое восхождение к свету христианского учения. Главою и учителем духовного воскрешения стал препо­добный Сергий. Многие русские святые XIV и начала XV веков – его ученики или «собеседники». Его глубо­чайшая кротость и смирение, бесконечная любовь к Бо­гу и человеку помогали преодолеть все тяготы и бедствия, обрушившиеся на страну.

В народном сознании Пасха (Воскресение) означала обновление, очищение души и помыслов, наступление новой вехи в жизни, приход долгожданной весны.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4