7.2. Европеизация культуры, человека, общества.
Необходимость перемен назревала ещё при жизни Алексея Михайловича, отца Петра Первого. Европеизация – таков курс Петра I. Сам он воспитывался под влиянием Ф. Лефорта и П. Гордона. Они и Я. Брюс стали соратниками Петра. Конечной целью европеизации России стал показатель культурных и научных достижений.
Этапы европеизации:
-
1798 г. – вернувшись из Европы, Петр европеизировал одежду русского дворянства и боярства, запретил ношение бород.
-
1700 г. – введение нового летосчисления, а вместе с ним и новогодних праздников с гуляньями, фейерверками.
-
Петр добивался, чтобы общение окружавших его людей было свободным и непринуждённым. Запрещал сложные устаревшие церемонии, старомосковские ритуалы. С 1718 г. ввёл в практику общения ассамблеи.
-
Популярными становились правила хорошего тона – политес («Юности честное зерцало»).
-
Вводились праздники в честь военных побед с целью воспитания патриотического чувства.
-
Частью общего культурного поворота стали изменения в области грамотности населения, книгопечатания, типографского и издательского дела, появились первые публичные библиотеки, газета «Ведомости».
-
Началось засорение русского языка варваризмами (более 4 тыс. слов, зачастую являющихся дублетными синонимами).
-
1703 г. – строительство Петербурга, города европейского образца. Как следствие, развитие архитектуры и градостроительства.
-
Создаются школы как общеобразовательные, так и профессиональные. Впервые появляются технические учебные заведения, выпускающие специалистов, необходимых для процветания государства. Закрепляется традиция пансионерства.
-
Стремительно развивается отечественная наука: география (за счёт многочисленных экспедиций на восток, в том числе Витуса Беринга), механика (Андрей Нартов создал новые токарные и винторезные станки), оптика (создавались свои микроскопы, подзорные трубы), гидростроительство (Иван Сердюков реконструировал старые водные пути, строил каналы). Были открыты астрономическая обсерватория, Ботанический сад, Кунсткамера, Петербургская Академия наук. Создавались первые исторические труды.
-
Активно заимствуются европейские стили и методы искусства.
Реформы Петра предопределили развитие России на два века вперёд. Его курс на европеизацию всех сторон жизни был продолжен. Культура напрямую зависела от развития науки, особенно ярко это стало ощущаться в XIX столетии.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Введение
- 1.1. Культурные нормы и их соблюдение.
- 1.2. Функции культурных норм.
- 1.3. Классификация норм.
- 1.4. Основные виды культурных норм.
- 1.5. Нормативная система культуры. Нормативные конфликты.
- 2.1. Социальные и мировоззренческие особенности древнеиндийской культуры.
- 2.2. Духовные традиции Древней Индии.
- 2.3. Система ценностей индо-буддийской культуры.
- 2.4. Буддизм: свобода как внутренний уход от жизни, полное отрицание бытия.
- 2.5. Художественные и эстетические особенности древнеиндийской культуры.
- 3.1. Основные черты древнекитайской культуры.
- 3.2. Совмещение человечности и государственности как проблема конфуцианской культуры.
- 3.3. Даосизм: свобода как растворение в природе.
- 3.4. Характер знания в рамках конфуцианско-даосистской культуры.
- 3.5. Художественная культура Древнего Китая.
- 4.1. Исторические условия зарождения ислама.
- 4.2. Концептуальные положения ислама: вероучение, этика, право.
- 4.3. Расколы и секты в исламе.
- 4.4. Мусульманская литература и философия.
- 4.5. Художественные памятники исламской культуры.
- 5.1. Н. А. Бердяев и в. С. Соловьёв о самобытности русской культуры.
- 5.2. Мифология древних славян.
- 5.3. Принятие христианства как переломный момент в истории русской культуры.
- 5.4. Языческое и христианское начала в русской культуре, выраженное в традициях, обычаях, системе табу.
- 5.5. Художественная культура Киевской Руси.
- 6.1. Особенности культурно-исторического развития: формирование русского национального самосознания.
- 6.2. Роль и место православной церкви в процессе формирования нравственных ценностей человека и общества.
- 6.3. Пасха и её значение как великого христианского праздника в процессе формирования нравственности.
- 6.4. Московский Кремль как символ русской государственности.
- 6.5. Икона и её нравственное значение для человека.
- 7.1. Этапы формирования русского культурного пространства в XVIII в.
- 7.2. Европеизация культуры, человека, общества.
- 7.3. Культ человеческого разума и рационального познания в культуре эпохи Просвещения.
- 7.4. Общественный идеал культурного человека: светские праздники и традиции.
- 7.5. Жанры и направления в культуре XVIII в.
- 8.1. Особенности развития русской культуры XIX – первой половины XX вв.
- 8.2. Архитектурные стили и их характеристика.
- 8.3. Идеалы и герои русской литературы.
- 8.4. Развитие музыкального искусства в XIX – первой
- 8.5. Жанры и направления в русской живописи.
- 9.1. Кризисные явления в современной российской культуре.
- 9.2. Экология души и экология культуры как современная проблема.
- 9.3. Культура и государство: проблема охраны национального культурного наследия.
- 9.4. Постмодерн в России.
- 9.5. Художественная культура русского постмодерна.
- Приложение