5.5. Художественная культура Киевской Руси.
Русская литература появилась в первой половине XI в. Древнерусская книга – это объёмистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплёт, обтянутый тиснёной кожей. Таковы Остромирово Евангелие (XI в.) и Мстиславово Евангелие (XII в.). Литература того периода назидательна, но менторские интонации оправданы законами жанра: верующий должен извлечь мораль из рассказанного. Основными жанрами древнерусской литературы были поучение («Поучение детям» Владимира Мономаха), хождение («Хождение игумена Даниила в святые места»), житие («Чтение о житии Бориса и Глеба» Нестора), летопись («Повесть временных лет» Нестора), слово («Слово Даниила Заточника»), притча («Притча о человеческой душе» епископ Кирилл).
В иконописи и фресковой живописи русские художники не просто следовали византийским канонам, но и привносили своё, делали лики, близкими к натуре, то есть тёплыми, цельными, простыми (иконы «Ангел Златые власы», «Спас Нерукотворный», фрески Софийского собора в Киеве, церквей и храмов Чернигова, Ростова, Суздаля, Владимира).
На протяжении многих веков совершенствовалась резьба по дереву и камню (белокаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси, оклад Остромирова Евангелия).
Архитектура Руси, как и другие виды искусства, оригинальна. Первая каменная постройка на Руси – Десятинная церковь в Киеве (конец X в.). Вершинными творениями стали Софийский собор в Киеве, храм Покрова на Нерли, Спасо-Преображенский собор в Чернигове и др. Мораль, воплощённая в камне, – величие бога, указывающему праведный жизненный путь верующему православному.
Литература
1. Забылин М. А. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М.: Наука, 1997. – 648 с.
2. Клебанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. – М.: Искусство, 1994. – 366 с.
3. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М.: Просвещение, 1999. – 202 с.
4. Любимов Л. И. Искусство древней Руси. – М.: Искусство, 1996. – 294 с.
5. Муравьев А. В., Сахаров А. М. Очерки истории русской культуры IХ-ХVП вв. – М.: Наука, 2004. – 412 с.
6. Очерки истории культуры славян. / Ред. В. К. Волков и др. – М.: Искусство, 1996. – 264 с.
7. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1989. – 506 с.
8. Рябцев Ю. С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт ХI – ХVII вв. – М.: Просвещение, 1997. – 357 с.
9. Смирнова Э. С. Культура древней Руси. – М.: Искусство, 1997. – 322 с.
10. Тихомиров М. Н. Русская культура Х – XVIII вв. – М.: Просвещение, 1998. – 434 с.
Семинар 6.
Тема: Культура – личность – мораль в контексте «московского периода» XIV – XVII веков: движение от Руси к России.
План:
6.1. Особенности культурно-исторического развития: формирование русского национального самосознания.
6.2. Роль и место православной церкви в процессе формирования нравственных ценностей человека и общества.
6.3. Пасха и её значение как великого христианского праздника в процессе формирования нравственности.
6.4. Московский Кремль как символ русской государственности.
6.5. Русская икона и её нравственное значение для человека.
Основные понятия и материалы.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Введение
- 1.1. Культурные нормы и их соблюдение.
- 1.2. Функции культурных норм.
- 1.3. Классификация норм.
- 1.4. Основные виды культурных норм.
- 1.5. Нормативная система культуры. Нормативные конфликты.
- 2.1. Социальные и мировоззренческие особенности древнеиндийской культуры.
- 2.2. Духовные традиции Древней Индии.
- 2.3. Система ценностей индо-буддийской культуры.
- 2.4. Буддизм: свобода как внутренний уход от жизни, полное отрицание бытия.
- 2.5. Художественные и эстетические особенности древнеиндийской культуры.
- 3.1. Основные черты древнекитайской культуры.
- 3.2. Совмещение человечности и государственности как проблема конфуцианской культуры.
- 3.3. Даосизм: свобода как растворение в природе.
- 3.4. Характер знания в рамках конфуцианско-даосистской культуры.
- 3.5. Художественная культура Древнего Китая.
- 4.1. Исторические условия зарождения ислама.
- 4.2. Концептуальные положения ислама: вероучение, этика, право.
- 4.3. Расколы и секты в исламе.
- 4.4. Мусульманская литература и философия.
- 4.5. Художественные памятники исламской культуры.
- 5.1. Н. А. Бердяев и в. С. Соловьёв о самобытности русской культуры.
- 5.2. Мифология древних славян.
- 5.3. Принятие христианства как переломный момент в истории русской культуры.
- 5.4. Языческое и христианское начала в русской культуре, выраженное в традициях, обычаях, системе табу.
- 5.5. Художественная культура Киевской Руси.
- 6.1. Особенности культурно-исторического развития: формирование русского национального самосознания.
- 6.2. Роль и место православной церкви в процессе формирования нравственных ценностей человека и общества.
- 6.3. Пасха и её значение как великого христианского праздника в процессе формирования нравственности.
- 6.4. Московский Кремль как символ русской государственности.
- 6.5. Икона и её нравственное значение для человека.
- 7.1. Этапы формирования русского культурного пространства в XVIII в.
- 7.2. Европеизация культуры, человека, общества.
- 7.3. Культ человеческого разума и рационального познания в культуре эпохи Просвещения.
- 7.4. Общественный идеал культурного человека: светские праздники и традиции.
- 7.5. Жанры и направления в культуре XVIII в.
- 8.1. Особенности развития русской культуры XIX – первой половины XX вв.
- 8.2. Архитектурные стили и их характеристика.
- 8.3. Идеалы и герои русской литературы.
- 8.4. Развитие музыкального искусства в XIX – первой
- 8.5. Жанры и направления в русской живописи.
- 9.1. Кризисные явления в современной российской культуре.
- 9.2. Экология души и экология культуры как современная проблема.
- 9.3. Культура и государство: проблема охраны национального культурного наследия.
- 9.4. Постмодерн в России.
- 9.5. Художественная культура русского постмодерна.
- Приложение