logo
Семинарские занятия

3.5. Художественная культура Древнего Китая.

В 5-3 вв. до н.э. получила значительное развитие литература. В этот период вслед за такими фольклорными произведениями, как книга древних народных песен «Шицзин», создается литература, имеющая индивидуального автора. Передовые тенденции древнекитайской литературы с особенной полнотой воплотились в творчестве поэта Цюй Юаня, стремившегося преобразить официальный книжный язык в разговорный.

В период Шан (Инь) появились первые укрепленные поселения. Раскопками близ Аньяна, проводившиеся в 1928-1937 гг., были обнаружены остатки большого города, возможно, столицы государства Шан (Инь). Город имел правильную планировку по кварталам. Постройки возводились на искусственной земляной платформе.

Дворец в Аньяне представлял собой прямоугольное здание довольно больших размеров (около 30м. в длину и 9 м. в ширину). Внутри здания было расположено 3 ряда колонн, базами которых служили врытые в земляную платформу каменные, обточенные глыбы и бронзовые диски. Таким образом, исторические и археологические данные позволяют заключить, что в период Шан (Инь) уже были выработаны некоторые архитектурные приемы и формы, которые легли в основу дальнейшего развития древнекитайского зодчества.

Раскопками, также, было обнаружено большое количество гробниц людей из самых различных слоев общества. Отделка и инвентарь гробниц указывает на наличие классового расслоения. Гробницы знати были грандиозными по размерам. Одна из обнаруженных близ Аньяна гробниц занимает площадь 340 м2, а ее объем достигает 1615 м3. Стены и потолки богатых гробниц покрывались резьбой, инкрустацией и росписью.

Немногочисленными наземными архитектурными памятниками, дошедшими от этого времени, являются каменные пилоны, ставившиеся по два при входе к месту погребения и служившие символической гранью, за которой начиналось «царство мертвых». Пилоны сохранились в провинциях Хэнань, Шаньдун и Сыгуань. Пилоны украшены разными каменными рельефами и надписями.

Самым грандиозным архитектурным сооружением Китая является «Великая китайская стена», начало постройки которой относится к 4-3 вв. до н.э. Стена строилась по северной границе Китая и предназначалась для защиты страны от набегов кочевников, а также защищала поля от песков пустыни. Первоначально ее длина равнялась приблизительно 750 км.; после различных достроек, произведенных на протяжении веков, она превысила 3000 км.

В гробницах Аньяна найдены мраморные фигуры фантастических существ: человека-тигра и хищного рогатого зверя «таоте» – символа сверхъестественной силы, традиционно изображавшегося в виде геометризированной симметрично построенной маски с круглыми глазами на плоской морде, с рогами и клыками в форме завитков. Статуя человека-тигра должна была отпугивать от гробницы злых демонов.

Китайцы выражали свои живописные способности, расписывая сосуды. Весь сосуд от горла до основания заполнен выгравированным орнаментом. Сюжетами являются различные сцены борьбы зверей и охоты.

Фигуры животных в искусстве Чжаньго выполнены с гораздо большей долей реализма, нежели люди. Иногда рисунок на сосудах настолько тонок и сложен, что его можно рассматривать только в лупу. Также часто орнамент имел логическое значение и был, вероятно, связан с представлениями древних китайцев о силах природы: предполагают, например, что зигзагообразные линии и серповидные знаки являлись условными изображениями луны и молний, перешедшие в дальнейшем в китайские иероглифы.

От периода Чжаньго дошли и первые по времени китайские расписные керамические сосуды. Роспись наносилась на них яркими минеральными красками после обжига. На керамических сосудах изображались различные животные или поясами располагался характерный для того времени орнамент, несколько более сочный и крупный чем на изделиях из бронзы.

В одном из погребений найдена самая древняя из известных в Китае картин, написанных на шелку. Эта картина представляет собой интерес потому, что это древнейшее изображение реального человека в китайском искусстве. Предполагают, что изображение является портретом умершей, похороненной в этом погребении.

Литература

1. Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов / Рук. авт. кол. и отв. ред. Е. В. Попов. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 127 – 161.

2. Гоголев К. Н. Мировая художественная культура: Учебное пособие. – М.: Издательский центр АЗ Международный Союз книголюбов, 2000. – С. 101– 202.

3. Горелов А. А. Культурология: Учебное пособие. – М.: Юрайт – М, 2001. – С. 137-155.

4. История и культурология: Учебное пособие для вузо. / Под ред. Н.В. Шишовой. – М.: Логос, 2000. – С. 80 – 89.

5. Кармин А. С. Культурология: Учебник для вузов. – СПб: Издательство «Лань», 2001. – С. 93 – 98.

6. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 1998. – С. 86 – 100, 269 – 303.

7. Культурология. Теория и история культуры: Учебное пособие / Рук. авт. кол. В. И. Добрынина. – М.: Общество Знание РФ, ЦИНО, 1998. – С. 86 – 101.

8. Культурология: Учебное пособие /Сост. и отв. ред. А. А. Радугин – М.: Центр, 1997. – С. 115 – 137.

9. Очерки по истории мировой культуры: Учебное пособие /Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М.: 1997. – С. 53 – 82.

10. Пархоменко И. Т., Радугин А. А. Культурология о вопросах и ответах для зачетов и экзаменов: Учебное пособие для вузов. – М.: Центр, 2001. – С. 114 – 117.

11. Силичев Д. А. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство ПРИОР, 1998. – С. 59 – 68.

12. Ушков А. М. Китайско-конфуцианский культурный ареал / Запад и Восток. Традиции и современность: Курс лекций. – М.: Общество «Знание» РФ. – С. 178 – 194.

13. Культурология: Учебное пособие для вузов / Под ред. С.А. Хмелевской. – М.: Логос, 2002. – С. 53 – 64.

Семинар 4.

Тема: Типология культур: культура исламского мира.

План:

4.1. Исторические условия зарождения ислама.

4.2. Концептуальные положения ислама: вероучение, этика, право.

4.3. Расколы и секты в исламе.

4.4. Мусульманская литература и философия.

4.5. Художественные памятники исламской культуры.

Основные понятия и материалы.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4