6.5. Икона и её нравственное значение для человека.
Икона не портрет, а символ святости, духовности, идеальности, к которым необходимо человеку стремиться. Икона служит лишь символическим изображением святого. Истонченная телесность в этом изображении есть резко выраженное отрицание того самого биологизма, который возводит насыщение плоти в высшую и безусловную заповедь. Ведь именно этой заповедью оправдывается не только утилитарное и жестокое отношение человека к низшей твари, но и право каждого данного народа на кровавую расправу с другими народами. Изможденные лики святых на иконах противостоят этому кровавому царству самодовлеющей и сытой плоти; икона несёт не только «истонченные чувства», но, прежде всего, новую норму жизненных отношений.
Воздержание от еды тут достигает двоякой цели:
– во-первых, это смирение плоти служит непременным условием одухотворения человеческого облика;
– во-вторых, оно тем самым подготовляет грядущий мир человека с человеком и человека с низшею тварью.
XIV, XV и первая половина XVI века представляют собой расцвет русской иконописи, совпадающий с расцветом святости, и именно преподобия, которое резко падает во второй половине XVI века. Это время дает наибольшее количество прославленных святых, особенно XV век: с 1420 по 1500 г число прославленных, скончавшихся за этот период, достигает 50 человек.
Расцвет иконописи начинается в Новгороде. Здесь работал приглашенный из Византии Феофан Грек. Он расписывал церковь Спаса на Ильине. Грек – гениальный колорист, свободно владеющий техникой письма и мастерством тональной живописи. Его образы отличали особая выразительность, динамика, душевность, порыв. Совместно с Андреем Рублевым он расписал иконостас Благовещенского собора в Москве. Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством гениального русского художника – Андрея Рублева. Он работал на рубеже ХIV – ХV веков. Знаменитая «Троица», ставшая одной из вершин мирового искусства, воплотила основные черты и принципы живописной манеры Рублева. Философская глубина, внутреннее достоинство и сила, гармоничное, мягкое сочетание чистых, неярких красок художника создают впечатление цельности и законченности его образов. Кисти А. Рублева принадлежат дошедшие до нас фресковые росписи Успенского собора во Владимире, Троицкого собора в Сергиевом Посаде. Крупнейшим живописцем XVI века был Дионисий. К произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собора под Вологдой, Архангельского собора в Кремле. Живописи Дионисия присуща необычная яркость, изысканность, которых он достигал, применяя такие приемы как удлинение пропорций тела, утонченность в отделке каждой детали иконы, фрески. Его чистый колорит с нежными зелеными, розовыми, голубыми и желтыми тонами отличается особой музыкальностью.
XVI век сохраняет духовную насыщенность образа; остается на прежней высоте и красочность иконы и даже становится богаче оттенками. Этот век, как и предыдущий, продолжает давать замечательные иконы. Однако во второй половине XVI столетия величественная простота и державшаяся веками классическая мерность композиции начинают колебаться. Утрачиваются широкие планы, чувство монументальности образа, классический ритм, чистота и сила цвета. Появляется стремление к сложности, виртуозности и перегруженности деталями. Это эпоха перелома в русской иконописи. Драматический смысл иконы перестаёт осознаваться как основной, и повествовательный момент приобретает доминирующее значение, подавляя лирический элемент.
Литература
1. Аронов А. А. Русская православная церковь и культура. – М.: Просвещение, 1999. – 347 с.
2. Ильин М. А Каменная летопись Московской Руси. – М.: Наука, 2000. – 254 с.
3. Клебанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. – М.: Центр, 2002. – 143 с.
4. Костомаров Н. Н. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в VI и XVII столетиях. – М.: Центр, 1992. – 348с.
5. Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVII вв. – М.: Наука, 1989. – 287 с.
6. Лихачев Д. С. Культура Руси эпохи образования русского национального государства: конец XIV – начало XVI вв. – М.: Искусство, 1991. – 221 с.
7. Любимов Л. И. Искусство древней Руси. – М.: Просвещение, 1996. – 300 с.
8. Очерки русской культуры XIII – XV вв. – М.: Искусство, 1987. – 458 с.
9. Очерки русской культуры XVI вв. – М.: Искусство, 1989. – 448 с.
10. Очерки русской культуры XVII вв. – М.: Искусство, 1990. – 398 с.
11. Рябцев Ю. С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт ХI – ХVII вв. – М.: Просвещение, 1997. – 298 с.
12. Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV – XVIвв. – Новосибирск: Культура, 2001. – 502 с.
Семинар 7.
Тема: Понятия цивилизации и культуры: функции общества в
российском культурном процессе XVIII в.
План:
7.1. Этапы формирования русского культурного пространства в XVIII в.
7.2. Европеизация культуры, человека, общества.
7.3. Культ человеческого разума и рационального познания в культуре эпохи Просвещения.
7.4. Общественный идеал культурного человека: светские праздники и традиции.
7.5. Жанры и направления в культуре XVIII в.
Основные понятия и материалы.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Введение
- 1.1. Культурные нормы и их соблюдение.
- 1.2. Функции культурных норм.
- 1.3. Классификация норм.
- 1.4. Основные виды культурных норм.
- 1.5. Нормативная система культуры. Нормативные конфликты.
- 2.1. Социальные и мировоззренческие особенности древнеиндийской культуры.
- 2.2. Духовные традиции Древней Индии.
- 2.3. Система ценностей индо-буддийской культуры.
- 2.4. Буддизм: свобода как внутренний уход от жизни, полное отрицание бытия.
- 2.5. Художественные и эстетические особенности древнеиндийской культуры.
- 3.1. Основные черты древнекитайской культуры.
- 3.2. Совмещение человечности и государственности как проблема конфуцианской культуры.
- 3.3. Даосизм: свобода как растворение в природе.
- 3.4. Характер знания в рамках конфуцианско-даосистской культуры.
- 3.5. Художественная культура Древнего Китая.
- 4.1. Исторические условия зарождения ислама.
- 4.2. Концептуальные положения ислама: вероучение, этика, право.
- 4.3. Расколы и секты в исламе.
- 4.4. Мусульманская литература и философия.
- 4.5. Художественные памятники исламской культуры.
- 5.1. Н. А. Бердяев и в. С. Соловьёв о самобытности русской культуры.
- 5.2. Мифология древних славян.
- 5.3. Принятие христианства как переломный момент в истории русской культуры.
- 5.4. Языческое и христианское начала в русской культуре, выраженное в традициях, обычаях, системе табу.
- 5.5. Художественная культура Киевской Руси.
- 6.1. Особенности культурно-исторического развития: формирование русского национального самосознания.
- 6.2. Роль и место православной церкви в процессе формирования нравственных ценностей человека и общества.
- 6.3. Пасха и её значение как великого христианского праздника в процессе формирования нравственности.
- 6.4. Московский Кремль как символ русской государственности.
- 6.5. Икона и её нравственное значение для человека.
- 7.1. Этапы формирования русского культурного пространства в XVIII в.
- 7.2. Европеизация культуры, человека, общества.
- 7.3. Культ человеческого разума и рационального познания в культуре эпохи Просвещения.
- 7.4. Общественный идеал культурного человека: светские праздники и традиции.
- 7.5. Жанры и направления в культуре XVIII в.
- 8.1. Особенности развития русской культуры XIX – первой половины XX вв.
- 8.2. Архитектурные стили и их характеристика.
- 8.3. Идеалы и герои русской литературы.
- 8.4. Развитие музыкального искусства в XIX – первой
- 8.5. Жанры и направления в русской живописи.
- 9.1. Кризисные явления в современной российской культуре.
- 9.2. Экология души и экология культуры как современная проблема.
- 9.3. Культура и государство: проблема охраны национального культурного наследия.
- 9.4. Постмодерн в России.
- 9.5. Художественная культура русского постмодерна.
- Приложение