logo
Семинарские занятия

6.5. Икона и её нравственное значение для человека.

Икона не портрет, а символ святости, духовности, идеальности, к которым необходимо человеку стремиться. Икона служит лишь символическим изображением святого. Истонченная телесность в этом изображении есть резко выраженное отрицание того самого биологизма, который возводит насыщение плоти в высшую и безусловную заповедь. Ведь именно этой заповедью оправдывается не только утилитарное и жестокое отношение человека к низшей твари, но и право каждого данного народа на кровавую расправу с другими народами. Изможденные лики святых на иконах противостоят этому кровавому царству самодовлеющей и сытой плоти; икона несёт не только «истонченные чувства», но, прежде всего, новую норму жизненных отношений.

Воздержание от еды тут достигает двоякой цели:

– во-первых, это смирение плоти служит непременным условием одухотворения человеческого облика;

– во-вторых, оно тем самым подготовляет грядущий мир человека с человеком и человека с низшею тварью.

XIV, XV и первая половина XVI века представляют собой расцвет русской иконописи, совпадающий с расцветом святости, и именно преподобия, которое резко падает во второй половине XVI века. Это время дает наибольшее количество прославленных святых, особенно XV век: с 1420 по 1500 г число прославленных, скончавшихся за этот период, достигает 50 человек.

Расцвет иконописи начинается в Новгороде. Здесь работал приглашен­ный из Византии Феофан Грек. Он расписывал церковь Спаса на Ильине. Грек – гениальный колорист, свободно владеющий техни­кой письма и мастерством тональной живописи. Его образы отличали особая выразительность, динамика, душевность, порыв. Совместно с Андреем Рублевым он расписал иконостас Благовещенского собора в Москве. Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством гениального русского художника – Андрея Рублева. Он работал на рубеже ХIV – ХV веков. Знаменитая «Троица», став­шая одной из вершин мирового искусства, воплотила основные чер­ты и принципы живописной манеры Рублева. Философская глубина, внутреннее достоинство и сила, гармоничное, мягкое сочетание чис­тых, неярких красок художника создают впечатление цельности и законченности его образов. Кисти А. Рублева принадлежат дошед­шие до нас фресковые росписи Успенского собора во Владимире, Троицкого собора в Сергиевом Посаде. Крупнейшим живописцем XVI века был Дионисий. К произведениям, принадлежащим его кис­ти, относятся фресковая роспись Рождественского собора под Во­логдой, Архангельского собора в Кремле. Живописи Дионисия при­суща необычная яркость, изысканность, которых он достигал, при­меняя такие приемы как удлинение пропорций тела, утонченность в отделке каждой детали иконы, фрески. Его чистый колорит с нежными зелеными, розовыми, голубыми и желтыми тонами отличается особой музыкальностью.

XVI век сохраняет духовную насыщенность образа; остается на прежней высоте и красочность иконы и даже становится богаче оттенками. Этот век, как и предыдущий, продолжает давать замечательные иконы. Однако во второй половине XVI столетия величественная простота и державшаяся веками классическая мерность композиции начинают колебаться. Утрачиваются широкие планы, чувство монументальности образа, классический ритм, чистота и сила цвета. Появляется стремление к сложности, виртуозности и перегруженности деталями. Это эпоха перелома в русской иконописи. Драматический смысл иконы перестаёт осознаваться как основной, и повествовательный момент приобретает доминирующее значение, подавляя лирический элемент.

Литература

1. Аронов А. А. Русская православная церковь и культура. – М.: Просвещение, 1999. – 347 с.

2. Ильин М. А Каменная летопись Московской Руси. – М.: Наука, 2000. – 254 с.

3. Клебанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. – М.: Центр, 2002. – 143 с.

4. Костомаров Н. Н. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в VI и XVII столетиях. – М.: Центр, 1992. – 348с.

5. Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVII вв. – М.: Наука, 1989. – 287 с.

6. Лихачев Д. С. Культура Руси эпохи образования русского национального государства: конец XIV – начало XVI вв. – М.: Искусство, 1991. – 221 с.

7. Любимов Л. И. Искусство древней Руси. – М.: Просвещение, 1996. – 300 с.

8. Очерки русской культуры XIII – XV вв. – М.: Искусство, 1987. – 458 с.

9. Очерки русской культуры XVI вв. – М.: Искусство, 1989. – 448 с.

10. Очерки русской культуры XVII вв. – М.: Искусство, 1990. – 398 с.

11. Рябцев Ю. С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт ХI – ХVII вв. – М.: Просвещение, 1997. – 298 с.

12. Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV – XVIвв. – Новосибирск: Культура, 2001. – 502 с.

Семинар 7.

Тема: Понятия цивилизации и культуры: функции общества в

российском культурном процессе XVIII в.

План:

7.1. Этапы формирования русского культурного пространства в XVIII в.

7.2. Европеизация культуры, человека, общества.

7.3. Культ человеческого разума и рационального познания в культуре эпохи Просвещения.

7.4. Общественный идеал культурного человека: светские праздники и традиции.

7.5. Жанры и направления в культуре XVIII в.

Основные понятия и материалы.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4