logo
Семинарские занятия

6.1. Особенности культурно-исторического развития: формирование русского национального самосознания.

1) Укрепление сильной, централизованной власти как единственно надёжное средство сохранения в стране порядка, справедливости и успешного продолжения «государственного устроения».

2) Москва представляется сакральным символом многострадальной земли русской, главой Московского царства, поскольку «стоит на крови», причём крови невинной. Провозглашение Москвы «третьим Римом» означало

– воплощение вселенской власти и восстановление мировой империи;

– национально-религиозное избранничество, преемственное по отношению к двум предшествующим священным царствам и приблизившееся вплотную к апофеозу христианства в мировом масштабе;

– смысловое единство «осевой» направленности мировой истории и её повторяемости, вечности (Рим может быть первым, вторым, третьим, передвигаясь в пространстве, но при этом он остаётся «вечным городом»).

3) Регламентация норм государственной, церковной («Стоглав»), духовной (12-томные «Великие Четьи-Минеи») и семейной («Домострой») жизни.

4) Фальсификация исторических фактов и сведений («Лицевой летописный свод» в 9 томах, редактировавшийся Иваном IV Грозным).

5) Впервые в истории русской культуры сложился в общенациональном масштабе феномен официальности применительно к литературе, религии, политической идеологии, морали, правовым нормам и т. д. – фактически во всей культуре.

6) Появление неофициальной литературы, представленной публицистическими произведениями на различные общественно-политические и религиозно-философские темы, отличавшимися оригинальностью идейного содержания, свободой и раскрепощённостью мысли, а следовательно, и неканоничностью формы, не следовавшими за традиционным литературным этикетом.

7) Образование на Руси монолитной и монопольной официальной культуры было «уравновешено» стремительной плюрализацией общества в различных аспектах и поляризацией мировоззренческих позиций современников.

8) Культура эпохи сопрягалась из жёстких антиномий, не способных к развитию: государство и личность, официальное и оппозиционное, всеобщее и частное, центростремительное и центробежное, единомыслие и плюрализм, православие и ереси, самодержавие и самозванство, город и село, порядок и хаос.

К XVI веку сформировались специфические черты русского национального самосознания: 1) Соединение характерной для Востока духовности, сосредоточенной на высшем смысле суще­го, выраженного в православии, со стремлением к свободе, демокра­тии, характерной для Запада. 2) Коллективизм и слабо выраженное личностное сознание. 3) Приверженность к ценностям православия с его своеобразным миропониманием. 4) Приоритет государственных начал, интересов державы. Держава, обретенная в ходе борьбы за независимость, считалась главным национальным достоянием и ее интересы воспринимались как интересы лично каждого.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4