logo
Семинарские занятия

4.3. Расколы и секты в исламе.

Крупный раскол в исламе был вызван появлением шиизма («шия» – партия, секта, схизма). Причина раскола: борьба за власть между преемниками Мухаммеда. Четвёртый халиф – Али – был кровным родственником пророка. Али был убит, а его приверженцы выступили против власти Арабского халифата, незаконно, по их мнению, узурпировавшему власть. По предания, Али и его сыновья Хасан и Хусейн пали мучениками за веру. В день их памяти шииты ежегодно справляют праздник шахсей-вахсей, при котором доведённые до экстаза фанатики наносят себе раны.

Главная черта шиизма – вера в то, что законными преемниками пророка Мухаммеда – имамами – могут быть только его сородичи-потомки, а избранные общиной халифы незаконны. В связи с этим шииты отвергают сунну.

Секты шиизма:

  1. Махдизм. Махди – это спаситель, который придёт в конце мира, он является двенадцатым имамом.

  2. Исмаилиты. Основатель – Исмаил. Исмаилиты верят, что в их имамов последовательно воплощается мировая душа. Эти имамы образуют наследственную династию «Агаханов», ведущих светскую, роскошную жизнь и собирающих отовсюду дань с членов секты.

  3. Карматы. Рассматривали человека как микрокосм, происшедший из божества.

  4. Ассассины. Соединили мистицизм с фанатической борьбой за веру.

Ортодоксальный ислам называется суннизмом. Секта суннизма – мутазилиты. Мутазилиты старались истолковать мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали справедливость бога, наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой, написанной людьми, а не созданной богом.

Суфизм («суфи» – грубая шерстяная ткань, сермяга) – мистическое, полумонашеское учение. Суфии искали мистического слияния с божеством, некоторые доходили до пантеистического мировоззрения: бог во всём мире, а весь мир – это проявление (эманация) бога.

Секта суфизма – движение тариката, то есть благочестивый путь для общения с богом. Тарикат по-арабски – путь. Впоследствии тарикатом стали называть учение фанатиков, проповедовавших священную войну. Боевую силу тариката составляли мюриды – послушники.

В XVIII веке возникло течение ваххабитов (последователей Мухаммеда ибн Абдэль Ваххаба). Они требовали возвращения к патриархальной простоте жизни первых веков ислама, строгого исполнения предписанных обрядов и запретов, уничтожение роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями, не признавали культа святых, поклонялись только одному богу.

В середине XIX века возникла секта бабизма. Основатель – Мохаммед Али по прозвищу Баб («врата», то есть посредник между людьми и богом). Проповедовал братство и равенство всех людей. Один из последователей Баба – Мирза Хусейн Али, принявший прозвище Бехаулла, изменил бабистское учение.

Причиной широкого распространения бехаизма в мире были провозглашенная им веротерпимость и стремление к религиозному синкретизму. Среди лозунгов, начертанных у входа в бехаистские храмы, был и такой: «Религия нужна как объединяющее начало. Если она является причиной раздора, то гораздо лучше ее совсем не иметь». Бехаулла сформулировал задачу создания мировой религии, не связанной ни с одной из существующих, а объединяющей их в общем синтезе. Бехаизм подчеркивал второстепенное значение культа, молитв, бытовых предписаний и запретов религии. Еще более важное значение имела социальная и политическая программа бехаизма. Бехаизм провозгласил, что царство справедливости может быть достигнуто лишь мирными средствами.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4