4.3. Расколы и секты в исламе.
Крупный раскол в исламе был вызван появлением шиизма («шия» – партия, секта, схизма). Причина раскола: борьба за власть между преемниками Мухаммеда. Четвёртый халиф – Али – был кровным родственником пророка. Али был убит, а его приверженцы выступили против власти Арабского халифата, незаконно, по их мнению, узурпировавшему власть. По предания, Али и его сыновья Хасан и Хусейн пали мучениками за веру. В день их памяти шииты ежегодно справляют праздник шахсей-вахсей, при котором доведённые до экстаза фанатики наносят себе раны.
Главная черта шиизма – вера в то, что законными преемниками пророка Мухаммеда – имамами – могут быть только его сородичи-потомки, а избранные общиной халифы незаконны. В связи с этим шииты отвергают сунну.
Секты шиизма:
-
Махдизм. Махди – это спаситель, который придёт в конце мира, он является двенадцатым имамом.
-
Исмаилиты. Основатель – Исмаил. Исмаилиты верят, что в их имамов последовательно воплощается мировая душа. Эти имамы образуют наследственную династию «Агаханов», ведущих светскую, роскошную жизнь и собирающих отовсюду дань с членов секты.
-
Карматы. Рассматривали человека как микрокосм, происшедший из божества.
-
Ассассины. Соединили мистицизм с фанатической борьбой за веру.
Ортодоксальный ислам называется суннизмом. Секта суннизма – мутазилиты. Мутазилиты старались истолковать мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали справедливость бога, наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой, написанной людьми, а не созданной богом.
Суфизм («суфи» – грубая шерстяная ткань, сермяга) – мистическое, полумонашеское учение. Суфии искали мистического слияния с божеством, некоторые доходили до пантеистического мировоззрения: бог во всём мире, а весь мир – это проявление (эманация) бога.
Секта суфизма – движение тариката, то есть благочестивый путь для общения с богом. Тарикат по-арабски – путь. Впоследствии тарикатом стали называть учение фанатиков, проповедовавших священную войну. Боевую силу тариката составляли мюриды – послушники.
В XVIII веке возникло течение ваххабитов (последователей Мухаммеда ибн Абдэль Ваххаба). Они требовали возвращения к патриархальной простоте жизни первых веков ислама, строгого исполнения предписанных обрядов и запретов, уничтожение роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями, не признавали культа святых, поклонялись только одному богу.
В середине XIX века возникла секта бабизма. Основатель – Мохаммед Али по прозвищу Баб («врата», то есть посредник между людьми и богом). Проповедовал братство и равенство всех людей. Один из последователей Баба – Мирза Хусейн Али, принявший прозвище Бехаулла, изменил бабистское учение.
Причиной широкого распространения бехаизма в мире были провозглашенная им веротерпимость и стремление к религиозному синкретизму. Среди лозунгов, начертанных у входа в бехаистские храмы, был и такой: «Религия нужна как объединяющее начало. Если она является причиной раздора, то гораздо лучше ее совсем не иметь». Бехаулла сформулировал задачу создания мировой религии, не связанной ни с одной из существующих, а объединяющей их в общем синтезе. Бехаизм подчеркивал второстепенное значение культа, молитв, бытовых предписаний и запретов религии. Еще более важное значение имела социальная и политическая программа бехаизма. Бехаизм провозгласил, что царство справедливости может быть достигнуто лишь мирными средствами.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Введение
- 1.1. Культурные нормы и их соблюдение.
- 1.2. Функции культурных норм.
- 1.3. Классификация норм.
- 1.4. Основные виды культурных норм.
- 1.5. Нормативная система культуры. Нормативные конфликты.
- 2.1. Социальные и мировоззренческие особенности древнеиндийской культуры.
- 2.2. Духовные традиции Древней Индии.
- 2.3. Система ценностей индо-буддийской культуры.
- 2.4. Буддизм: свобода как внутренний уход от жизни, полное отрицание бытия.
- 2.5. Художественные и эстетические особенности древнеиндийской культуры.
- 3.1. Основные черты древнекитайской культуры.
- 3.2. Совмещение человечности и государственности как проблема конфуцианской культуры.
- 3.3. Даосизм: свобода как растворение в природе.
- 3.4. Характер знания в рамках конфуцианско-даосистской культуры.
- 3.5. Художественная культура Древнего Китая.
- 4.1. Исторические условия зарождения ислама.
- 4.2. Концептуальные положения ислама: вероучение, этика, право.
- 4.3. Расколы и секты в исламе.
- 4.4. Мусульманская литература и философия.
- 4.5. Художественные памятники исламской культуры.
- 5.1. Н. А. Бердяев и в. С. Соловьёв о самобытности русской культуры.
- 5.2. Мифология древних славян.
- 5.3. Принятие христианства как переломный момент в истории русской культуры.
- 5.4. Языческое и христианское начала в русской культуре, выраженное в традициях, обычаях, системе табу.
- 5.5. Художественная культура Киевской Руси.
- 6.1. Особенности культурно-исторического развития: формирование русского национального самосознания.
- 6.2. Роль и место православной церкви в процессе формирования нравственных ценностей человека и общества.
- 6.3. Пасха и её значение как великого христианского праздника в процессе формирования нравственности.
- 6.4. Московский Кремль как символ русской государственности.
- 6.5. Икона и её нравственное значение для человека.
- 7.1. Этапы формирования русского культурного пространства в XVIII в.
- 7.2. Европеизация культуры, человека, общества.
- 7.3. Культ человеческого разума и рационального познания в культуре эпохи Просвещения.
- 7.4. Общественный идеал культурного человека: светские праздники и традиции.
- 7.5. Жанры и направления в культуре XVIII в.
- 8.1. Особенности развития русской культуры XIX – первой половины XX вв.
- 8.2. Архитектурные стили и их характеристика.
- 8.3. Идеалы и герои русской литературы.
- 8.4. Развитие музыкального искусства в XIX – первой
- 8.5. Жанры и направления в русской живописи.
- 9.1. Кризисные явления в современной российской культуре.
- 9.2. Экология души и экология культуры как современная проблема.
- 9.3. Культура и государство: проблема охраны национального культурного наследия.
- 9.4. Постмодерн в России.
- 9.5. Художественная культура русского постмодерна.
- Приложение