8.3. Идеалы и герои русской литературы.
Классическую русскую литературу второй трети XIX в. (примерно 1840 – 1880-х гг.) в отечественном литературоведении называют «реалистической». П. В. Анненков впервые использовал термин «реализм» в статье «Заметки о русской литературе прошлого года» (1849). В статье Д. И. Писарева «Реалисты» данное понятие отнесено к «новым людям» типа Базарова.
Критический реализм соотнесён с понятием «натуральная школа». Впервые этот термин употребил критик Ф. В. Булгарин в 1846 г. по отношению к деятельности Н. А. Некрасова. Термин подхватил В. Г. Белинский и распространил его на творчество Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, Д. В. Григоровича. Знаменитый критик использовал термин для обозначения «новой школы», которая, по его мнению, стремилась к натуральности, естественности изображения «жизни без прикрас». Несколько имен демонстрируют различные грани и общий масштаб русского литературного реализма: И. С. Тургенев, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Некрасов.
И. С. Тургенева можно отнести к числу основателей русского реализма, он вывел в жизнь новый культурный тип героя-нигилиста. Писатель изобразил нравственный поединок между слабыми духом идеалистами 40-х гг. и молодым, активным поколением «позитивно» мыслящих «шестидесятниковж-нигилистов. Базаров – представитель этого молодого поколения – воинствующий материалист, отрицающий религию и все нравственные и эстетические ценности. По преимуществу активная личность, он «экономит» свою жизненную энергию, избегая стыда, жалости – всех человеческих чувств, которые ему кажутся унижающими и отвлекающими его от «главного». И. С. Тургенев первым представил публике образец для подражания. Только вслед за ним появились «новые люди» в произведениях других писателей.
Самые яркие примеры «новых людей» можно найти в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Роман Н. Г.Чернышевского оказался в центре общественного внимания потому, что предложил типы новых «культурных героев», которые оказались востребованными, жаждущими подвигов молодыми людьми 60 – 70-х гг. Он идеально соответствовал представлениям интеллигенции о путях обновления страны. «Новые люди» решат все проблемы. Революция, «прекрасная невеста», освободит всех угнетенных.
Усилиями И. С. Тургенева еще одним культурным героем из ряда обыкновенных людей стал штатский человек, дворянин и бездельник, переживающий вялую любовь в старой усадьбе своих предков. Но дворянские герои постепенно уходили в прошлое, а на смену им выступил разночинец, дурно одетый, с резкими манерами и радикальными суждениями. Поступки и мысли героев теперь определялись социальными идеалами, а сами они должны были служить воплощением того слияния личного и общественного, что предписывалось новой эстетикой.
И. С. Тургенев был первопроходцем и в создании группы новых героев литературы – так называемых «людей из народа», в первую очередь крестьян. Особенно богаты образами крестьян «Записки охотника». Вереница идеальных образов вызывала негодование читателя на условия крепостной зависимости, которая ломала судьбы и жизни людей. Писатель увидел в крестьянах обыкновенных людей, которых можно было мерить европейской меркой. Народная жизнь в «Записках охотника» в нравственным содержании была возвышена до уровня жизни общечеловеческой и к ней прикладывались общечеловеческие мерки. Галерея тургеневских крестьян предвосхитила образы мужиков в произведениях Л. Н. Толстого.
«Муза мести и печали» Н. А. Некрасова выступала в защиту «маленького человека» от унижения обстоятельствами жизни. Его поэзию называли «непоэтичной», «суровой», но современники ставили Некрасова выше Пушкина и Лермонтова, поскольку литература в это время уже завоевала место учителя и судьи жизни – от нее ждали многого.
Казалось, Н. А. Некрасов оправдывал ожидания, клеймя «неправду жизни». С его поэзией русский реализм обрел выраженный обличительный характер. Фактически он создал литературный миф о мудром и терпеливом крестьянстве, угнетаемом внешними обстоятельствами жизни. Ни беспросветности, ни уныния нет в его поэзии. Возмущение сильного человека, стойкость в беде – вот то, что отличало русский характер в крайних обстоятельствах.
Особенно волновала поэта судьба русских женщин – от простых крестьянок до дворянок-декабристок. В его поэзии впервые в русской литературе появилась специфическая «женская тема» как попытка понимания и сочувствия непростой судьбе.
Трактовка литературной деятельности как общественного служения позволила литературе занять лидирующее место в культуре эпохи «великих реформ». Зависимость творчества от общественных идей сказалась на типах литературного реализма. Русская литература включила в себя не только собственно искусство слова, но и философскую и историческую мысль, стала «совестью нации», сформулировала варианты национальной идеи, т. е. фактически стала самодостаточной моделью русской культуры.
Но главное противоречие критического реализма заключалось в том, что героями в литературе были «новый человек», «лишний человек», «маленький человек», а в российской реальности настоящие герои – это министр внутренних дел П. А. Валуев – главный реформатор правительства Александра II, отчаянно сражающийся за достойный для России мир дипломат А. М. Горчаков, энергичный предприниматель – хозяин жизни. Россия пережила боль и стыд Севастополя, а русская литература откликнулась на национальную трагедию только «Севастопольскими рассказами» молодого Л. Н. Толстого. Полмиллиона погибло солдат-крестьян – и ни строчки о них у «страдальца за народ» Н. А. Некрасова.
Реалистическая литература не отражала реальную жизнь, а придумывала ее, населяя типичные ситуации типичными правдоподобными героями, которые действовали согласно идеалу, а не реальности. Населяли этот мир типические герои, сразу узнаваемые читателем. Если это учитель, студент, крестьянин, то обязательно «честный труженик», страдалец, мудрец. Нельзя было назвать честным человеком и тружеником какого-нибудь флигель-адъютанта или того хуже – губернатора. И напротив: крестьянин никак не может быть изображен пьяницей и лентяем. Литература реализма классического периода приучила читателя любить «все шероховатое», неудобное, страдающее. Приучила его видеть все неудобства и деформации жизни, все ее тяготы, а не саму жизнь. Положительные герои ей были неинтересны – только идеальные.
На основе литературоцентризма русской культуры литература в России обрела такой общественный авторитет и идейно-психологическую мощь воздействия на умы, как нигде и никогда в мире. Не только философская мысль, но и вся русская культура на несколько десятилетий оказалась в литературно-критической одежде. Литература не только заместила философию, образование, нравственность, но и стала диктовать правила архитектуре, живописи, музыке, требовать от них такой же «общественной пользы».
В этой особенности русского критического реализма можно найти ответ на вопрос о трагедии русской интеллигенции. Построенная ею новая модель русской культуры представила все беды народа, «маленького человека» и тем пыталась преодолеть пропасть между дворянско-интеллигентской просвещенной культурой и народным миром. Но, уйдя от дворянского романтизма, демократическая культура выстроила новый иллюзорный мир, который принадлежал одной интеллигенции. Это были ее представления о справедливости, ее миф о народе, ее мечты о будущем. И она искренне и до конца в это поверила.
Ходившие «в народ» молодые энтузиасты 1874 – 1876 гг. были чрезвычайно удивлены, что так горячо любимый ими народ не только не встречал их хлебом-солью, но платил за их просветительские усилия черной неблагодарностью, насмешкой, а то и препровождал «по начальству».
Новым потребностям общества соответствовала новая модель русской культуры, в которой литература критического направления играла определяющую роль.
Модернизм – явление закономерное, вызванное вопросами дальнейшего развития русской литературы. Ведущими были три проблемы:
– отношение к традициям русской литературы,
– определение новизны содержания и формы,
– определение общего эстетического мировоззрения.
Русский модернизм представлен несколькими направлениями:
– символизмом,
– акмеизмом,
– футуризмом,
– пролетарской поэзией,
– неореализм и неоромантизм в литературе.
Символизм заявил о себе настойчиво: в 1892 году в журнале «Северный вестник» была опубликована статья Дмитрия Мережковского «О причинах упадка и о новейшем течении в современной русской литературе», и долгое время она считалась манифестом русских символистов. В реализме видит Мережковский «причину упадка» современной литературы. В 1894-1895 годах В. Брюсов выпустил три сборника «Русские символисты». К концу 90-х годов журнал Сергея Дягилева «Мир искусства» и организованное при деятельном участии Брюсова издательство «Скорпион» образуют прочную основу для деятельности модернистов. Сборники стихов Бальмонта и Брюсова встречают широкое признание, поколение так называемых «старших символистов» осознается как сформировавшееся и весьма весомое художественное направление.
Черты своеобразия русского символизма проявились больше всего в творчестве так называемых «младших символистов» начала XX века – А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова. Именно в их творчестве художественный метод символистов получает объективно-идеалистическую интерпретацию. Материальный мир – только маска, сквозь которую просвечивает иной мир духа. Образы маски, маскарада постоянно мелькают в поэзии и прозе символистов. Материальный мир рисуется как нечто хаотическое, иллюзорное, как низшая реальность по сравнению с миром идей и сущностей.
Акмеизм (греч. акmе – высшая ступень чего-либо, цветущая сила) получил определенное теоретическое обоснование в статьях Н. Гумилева «Наследие символизма – акмеизм», С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», О. Мандельштама «Утро акмеизма», А. Ахматовой, М. Зенькевича, Г. Иванова, Е. Кузьминой-Караваевой. Объединившись в группу «Цех поэтов», они примкнули к журналу «Аполлон», противопоставили мистическим устремлениям символизма к «непознаваемому» «стихию естества», декларировали конкретно-чувственное восприятие «вещного мира», возврат слову его основного, изначального смысла.
Футуристы, отталкиваясь от символизма, искали путь к непосредственно данной действительности. Смысловые «первоэлементы» искусства изменяли свою природу. Футуристы разрушали границу между искусством и жизнью, между образом и бытом, они ориентировались на язык улицы, лубок, рекламу, городской фольклор и плакат. Сложилась группа поэтов, тяготевших к футуризму – В. Каменский, братья Бурлюки, А. Крученых. Их энергичное противостояние всем существующим литературным направлениям разделял молодой Маяковский. Возникает круг «будетлян» – провозвестников будущего, ставших представителями русского футуризма. Сборники футуристов «Садок судей» (1910-1913), «Пощечина общественному вкусу» (1912), «Дохлая луна» (1913) были откровенно непривычными для читающей публики.
В годы первой русской революции возникает пролетарская поэзия. Это массовая поэзия, близкая городским низам: авторы, зачастую, свои, рабочие. Стихи понятны и конкретны – своеобразный отклик на реальные события. Пролетарская поэзия пронизана революционными призывами, и это тоже соответствует духу русского пролетариата. Стихи печатались во многих журналах, в частности, в журнале легального марксизма «Жизнь», который стал массовым и достиг тринадцатитысячного тиража. Содружество «Среда» и литературный отдел «Жизни» подготовили создание широкого объединения писателей вокруг издательства товарищества «Знание » во главе с Горьким. С 1904 года стали выходить огромными по тому времени тиражами до 80 тыс. экземпляров сборники товарищества.
Годы послереволюционной реакции характеризовались в русском художественном сознании настроениями пессимизма и «отреченчества». Наиболее сложен был творческий путь Леонида Андреева, ставшего одним из признанных вождей декаданса, но сохранившего дух протеста против обезличивающих человека капиталистических отношений.
Русская литература находила выход в появлении «неореалистического» стиля, не имевшего четких внешних признаков. Рядом с возрождающимся реализмом возникали и новые формы романтизма. Это особенно проявлялось в поэзии. Новый творческий подъем был характерен для И. Бунина, подлинным шедевром стал «Гранатовый браслет» А. Куприна.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Введение
- 1.1. Культурные нормы и их соблюдение.
- 1.2. Функции культурных норм.
- 1.3. Классификация норм.
- 1.4. Основные виды культурных норм.
- 1.5. Нормативная система культуры. Нормативные конфликты.
- 2.1. Социальные и мировоззренческие особенности древнеиндийской культуры.
- 2.2. Духовные традиции Древней Индии.
- 2.3. Система ценностей индо-буддийской культуры.
- 2.4. Буддизм: свобода как внутренний уход от жизни, полное отрицание бытия.
- 2.5. Художественные и эстетические особенности древнеиндийской культуры.
- 3.1. Основные черты древнекитайской культуры.
- 3.2. Совмещение человечности и государственности как проблема конфуцианской культуры.
- 3.3. Даосизм: свобода как растворение в природе.
- 3.4. Характер знания в рамках конфуцианско-даосистской культуры.
- 3.5. Художественная культура Древнего Китая.
- 4.1. Исторические условия зарождения ислама.
- 4.2. Концептуальные положения ислама: вероучение, этика, право.
- 4.3. Расколы и секты в исламе.
- 4.4. Мусульманская литература и философия.
- 4.5. Художественные памятники исламской культуры.
- 5.1. Н. А. Бердяев и в. С. Соловьёв о самобытности русской культуры.
- 5.2. Мифология древних славян.
- 5.3. Принятие христианства как переломный момент в истории русской культуры.
- 5.4. Языческое и христианское начала в русской культуре, выраженное в традициях, обычаях, системе табу.
- 5.5. Художественная культура Киевской Руси.
- 6.1. Особенности культурно-исторического развития: формирование русского национального самосознания.
- 6.2. Роль и место православной церкви в процессе формирования нравственных ценностей человека и общества.
- 6.3. Пасха и её значение как великого христианского праздника в процессе формирования нравственности.
- 6.4. Московский Кремль как символ русской государственности.
- 6.5. Икона и её нравственное значение для человека.
- 7.1. Этапы формирования русского культурного пространства в XVIII в.
- 7.2. Европеизация культуры, человека, общества.
- 7.3. Культ человеческого разума и рационального познания в культуре эпохи Просвещения.
- 7.4. Общественный идеал культурного человека: светские праздники и традиции.
- 7.5. Жанры и направления в культуре XVIII в.
- 8.1. Особенности развития русской культуры XIX – первой половины XX вв.
- 8.2. Архитектурные стили и их характеристика.
- 8.3. Идеалы и герои русской литературы.
- 8.4. Развитие музыкального искусства в XIX – первой
- 8.5. Жанры и направления в русской живописи.
- 9.1. Кризисные явления в современной российской культуре.
- 9.2. Экология души и экология культуры как современная проблема.
- 9.3. Культура и государство: проблема охраны национального культурного наследия.
- 9.4. Постмодерн в России.
- 9.5. Художественная культура русского постмодерна.
- Приложение