8.4. Развитие музыкального искусства в XIX – первой
половины XX вв.
1. Характерным явлением культурной жизни начала XIX века стали литературно-музыкальные собрания. Широкую известность приобрели музыкальные собрания у А. А. Дельвига, где наряду с поэтами А. С. Пушкиным, И. А. Крыловым, Н. И. Гнедичем, Д. В. Веневитиновым бывал композитор М. И. Глинка.
Музыкальный салон М. Ю. Вильегорского, просвещенного композитора-любителя, имел общепризнанное значение «привилегированного» концертного зала столицы.
В Москве 1820-х годов средоточием музыкальной жизни был дом А. С. Грибоедова на Новинском бульваре, где встречались композиторы А. А. Алябьев, А. Н. Верстовский, первый русский критик-музыковед В. Ф. Одоевский.
Но самым знаменитым был музыкальный салон З. А. Волконской, прославленной красавицы, певицы, писательницы, поселившейся в Москве в 1824 г. у Тверских ворот. На вечерах в ее доме устраивались литературные чтения, концерты, театральные представления, оперные любительские спектакли.
2. В начале XIX в. зародились новые оперные жанры, получившие дальнейшее развитие в творчестве М. И. Глинки. К ним относятся опера-сказка и историко-патриотическая опера. Первым образцом такой «волшебной оперы» стала опера «Русалка» композиторов С. И. Давыдова и К. Кавоса. Среди патриотических опер наиболее значительная – «Иван Сусанин» К.Кавоса.
3. Появление русской классической национальной оперы и симфонической музыки.
В ряду величайших деятелей русской национальной культуры стоит Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857). На творчество Глинки огромное влияние оказала реалистическая эстетика Пушкина. Глубоко народные по духу и складу его произведения «Руслан и Людмила» и «Русалка» были положены в основу либретто известных классических опер Глинки и Даргомыжского, лирические стихотворения стали романсами. Центральное место в творчестве М. И. Глинки занимают оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», определившие собой дальнейший путь русской оперной школы.
М.И. Глинка является основоположником и русской симфонической музыки, лучшими образцами которой и сегодня считаются «Камаринская», «Ночь в Мадриде» и «Вальс-фантазия».
Двадцатые годы XIX в. знаменовали собой расцвет русского сентиментально-лирического бытового романса, и в творчестве М.И.Глинки нашли отражение элегии поэтов-современников – В. А. Жуковского, Е. А. Баратынского, К. Н. Батюшкова, позднее А. С. Пушкина.
4. Реализм.
Выступавшие в печати В. В. Стасов, А. Н. Серов, Ц. А. Кюи находились в авангарде борьбы за национально-самобытное русское музыкальное искусство. Начало новой эры русской музыки положили композиторы кружка «Могучая кучка»: М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин. Балакиревский кружок ратовал за народную, национальную основу русского музыкального творчества, за продолжение дела Глинки. Главная тема их творчества – национальная история, жизнь русского народа, поверья и сказания, а основа музыкального языка – народная песня. Таковы оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, симфонии Бородина и Чайковского.
Музыкальные традиции, заложенные Глинкой, нашли продолжение не только у композиторов «Могучей кучки», но и в творчестве их великого современника – Петра Ильича Чайковского (1840-1893). Его произведения отражают сложные процессы, происходящие в душе человека, борющегося за право на свободное духовное развитие и личное счастье. Таковы опера «Евгений Онегин», балет «Лебединое озеро», программно-симфонические произведения «Ромео и Джульетта» и «Франческа да Римини». Вместе с тем в условиях обесценивания человеческой личности и рокового столкновения ее с окружающей действительностью в творчестве Чайковского получает развитие трагедийная тема: опера «Пиковая дама», Пятая и Шестая симфонии.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Введение
- 1.1. Культурные нормы и их соблюдение.
- 1.2. Функции культурных норм.
- 1.3. Классификация норм.
- 1.4. Основные виды культурных норм.
- 1.5. Нормативная система культуры. Нормативные конфликты.
- 2.1. Социальные и мировоззренческие особенности древнеиндийской культуры.
- 2.2. Духовные традиции Древней Индии.
- 2.3. Система ценностей индо-буддийской культуры.
- 2.4. Буддизм: свобода как внутренний уход от жизни, полное отрицание бытия.
- 2.5. Художественные и эстетические особенности древнеиндийской культуры.
- 3.1. Основные черты древнекитайской культуры.
- 3.2. Совмещение человечности и государственности как проблема конфуцианской культуры.
- 3.3. Даосизм: свобода как растворение в природе.
- 3.4. Характер знания в рамках конфуцианско-даосистской культуры.
- 3.5. Художественная культура Древнего Китая.
- 4.1. Исторические условия зарождения ислама.
- 4.2. Концептуальные положения ислама: вероучение, этика, право.
- 4.3. Расколы и секты в исламе.
- 4.4. Мусульманская литература и философия.
- 4.5. Художественные памятники исламской культуры.
- 5.1. Н. А. Бердяев и в. С. Соловьёв о самобытности русской культуры.
- 5.2. Мифология древних славян.
- 5.3. Принятие христианства как переломный момент в истории русской культуры.
- 5.4. Языческое и христианское начала в русской культуре, выраженное в традициях, обычаях, системе табу.
- 5.5. Художественная культура Киевской Руси.
- 6.1. Особенности культурно-исторического развития: формирование русского национального самосознания.
- 6.2. Роль и место православной церкви в процессе формирования нравственных ценностей человека и общества.
- 6.3. Пасха и её значение как великого христианского праздника в процессе формирования нравственности.
- 6.4. Московский Кремль как символ русской государственности.
- 6.5. Икона и её нравственное значение для человека.
- 7.1. Этапы формирования русского культурного пространства в XVIII в.
- 7.2. Европеизация культуры, человека, общества.
- 7.3. Культ человеческого разума и рационального познания в культуре эпохи Просвещения.
- 7.4. Общественный идеал культурного человека: светские праздники и традиции.
- 7.5. Жанры и направления в культуре XVIII в.
- 8.1. Особенности развития русской культуры XIX – первой половины XX вв.
- 8.2. Архитектурные стили и их характеристика.
- 8.3. Идеалы и герои русской литературы.
- 8.4. Развитие музыкального искусства в XIX – первой
- 8.5. Жанры и направления в русской живописи.
- 9.1. Кризисные явления в современной российской культуре.
- 9.2. Экология души и экология культуры как современная проблема.
- 9.3. Культура и государство: проблема охраны национального культурного наследия.
- 9.4. Постмодерн в России.
- 9.5. Художественная культура русского постмодерна.
- Приложение