logo
Семинарские занятия

5.1. Н. А. Бердяев и в. С. Соловьёв о самобытности русской культуры.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948), во-первых, попытался ответить на вопрос: что такое русский народ в общем контексте европейских народов, каковы его культурно-исторические и психологические особенности. Во-вторых, он достаточно убедительно вскрыл давние духовные истоки русских революций и их пагубное воздействие на судьбы национальной культуры.

Стремление Бердяева выявить и описать русскую самобытность опиралось на славянофильскую традицию. Бердяев связывал «русскую душу», ее неповторимость с огромными российскими просторами, ут­верждая, что пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли с се широтой, безграничностью и устремленностью в беско­нечность. Западная душа гораздо более рационализирована, упорядочена, чем русская, в кото­рой всегда остается иррациональный момент.

С ширью русской земли связывал Бердяев и такие национальные особенности нашего народа, как склонность к бюрократической централизации власти, стихийность и иррациональность политической жизни, ослабленность частнособственнических инстинктов и индиви­дуализма, слабая способность к самоорганизации.

В мозаике высказываний Бердяева о самых общих особенностях русского социума обращает на себя внимание тезис о преобладании в нем коллективности в ущерб развитию индивидуального на­чала. В религиозной сфере, во многом определявшей жизнь России, это явление получило название «соборности».

Бердяев много писал еще об одной черте русского народа – склонности к «шараханию» от одной крайности к другой, «контрастность» поведения, отсутствие у русских людей некой «серединной» устойчивости, готовности к идейным и политическим компромиссам.

Известно утверждение философа о пре­имущественно женском, даже «бабьем» начале русской нации, якобы готовой отдаться на милость победителя-мужчины, то ли в лице соб­ственного «вождя», то ли в лице пришлых «варягов».

Бердяев высоко ценил русскую душевность, сердечность, непосредствен­ность, а также воспитанные религией такие качества, как склонность к покаянию, поиски смысла жизни, нравственное беспокойство, ма­териальную неприхотливость, доходящую до аскетизма, способность нести страдания и жертвы во имя веры, какой бы она ни была, а так­же устремленность русских людей к некоему духовному идеалу, далекому от прагматизма европейских народов.

Едва ли не ключевой фигурой в исканиях пути русского народа к более достойному будущему был религиозный философ, поэт, публицист и критик Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900).

Соловьевская философия основывалась на религии и любви. Так, в частности, в международной жизни, выступая против любых проявлений национализма, он призывал, по христианской запо­веди, «любить все другие народы, как свой собственный».

Философская теория всеединства восходит к античности. Вл. Соловьеву при­надлежит заслуга глубокой разработки понятия всеединства примени­тельно к русской культуре и ее религиозным взаимоотношениям с культурой Запада, которые Соловьев призывал всячески развивать.

Требование всеединства для отечественной культуры и для самого существования нашего многонационального государства является оп­ределяющим. Именно истинное всеединство, когда «единое существу­ет не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех», должно было сплотить российские народы в дружную семью.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4