8.1. Особенности развития русской культуры XIX – первой половины XX вв.
1) Первые преобразования в XIX веке начал Александр I, воспитанный в духе либерализма и окруженный способными реформаторами во главе с М.М. Сперанским. В области просвещения основное внимание правительство обратило на подготовку педагогических кадров. Наряду с Московским университетом открыли Харьковский, Казанский, Петербургский университеты и др. В 1804 году был принят университетский устав, который был основан на принципах уважения к науке и свободы преподавания.
Реформа средней школы привела в середине 60-х годов к созданию двух видов гимназий — классических и реальных, которые готовили учащихся к поступлению в высшие учебные заведения соответственно гуманитарного и естественнонаучного профиля.
Уровень обучения и воспитания в университетах, институтах, гимназиях, училищах и школах вскоре приблизился к общеевропейским стандартам. Это позволило поднять образовательный уровень граждан, их самосознание и нравственные качества, сделать важный шаг в развитии науки, литературы, искусства, изменить к лучшему социально-политический и экономический уклады страны.
2) Во многом благодаря реформам в образовании XIX век завершил великую революцию – переход от боярской культуры, базирующейся на патриархальных нормах и полуварварских обычаях, к дворянской культуре, построенной на утонченных манерах и светском этикете. Основу нового порядка составили образованность и воспитанность, изящество манер и правила приличия. Великая русская культура, которая явила миру Фонвизина и Державина, Радищева и Пушкина, Лермонтова и Чаадаева, Толстого и Тютчева, были, как известно, дворянской. Неотъемлемым элементом этой культуры был дворянский этикет.
Рост образованности оказал большое влияние на развитие самосознания нации, понимание моста России в мировом сообществе. В XVIII веке появилась «бессословная интеллигенция», которая выступила носителем новой духовности, в основе которой лежала идея сохранения моральных устоев народа: высокой нравственности, коллективизма, взаимопомощи, любви к Отечеству и др.
3) В сфере философии и общественной мысли в середине XIX века наметились два полюса. Один был представлен западниками, требовавшими копирования, воспроизведения в России западноевропейской культуры и цивилизации во всей се полноте, другой – славянофилами, которые, не отрицая достоинств западной культуры, требовали более внимательного отношения к национальным корням и к традициям, изучения и выдвижения на первый план исторической самобытности России. Западники (П. В. Анненков, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев и др.) считали историю России частью общемирового исторического процесса. Они сотрудничали в журналах «Отечественные записки», «Современник», «Русский вестник». Славянофилы (И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, В. А. Черкасский и др.) выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве. Близки к славянофилам были В. И.Даль, А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев, Н. Н. Страхов, Н. Я.Данилевский и др.
4) Значительную роль в духовном прогрессе общества играла печать. После вступления на престол (1801) Александр I отменил запрет на ввоз в страну иностранных книг, разрешил частные типографии, свободный выезд за границу. В стране стали издаваться различные журналы. С 1802 года Н. М. Карамзин начал издавать журнал «Вестник Европы», позже появились «Московский Меркурий», «Друг просвещения», «Российская словесность», «Северный вестник» и др. В середине XIX века появляются частные газеты, оформляется сеть провинциальных газет. В стране создается мощная книгоиздательская и журнально-газетная инфраструктура – залог подъема письменной литературы. В 1858 году правительство разрешило обсуждать в печати вопросы общественной жизни и связанной с ней правительственной деятельности. В рядах русской интеллигенции сразу же возросло число пишущих и читающих. В 1860 году количество периодических изданий достигло 230 наименований. Одновременно рос ли тиражи и число наименований книг.
В 1814 году в Петербурге открывается первая в России публичная библиотека, ставшая национальным книгохранилищем, в 1862 году – крупнейшая библиотека при Румянцевском музее в Москве. Постоянно растет число научных, специальных, ведомственных, а также коммерческих библиотек. Появляются музеи различного профиля – исторические, естественнонаучные, мемориальные, художественные, краеведческие, промышленные, сельскохозяйственные. В 1856 году открывается художественная галерея П. М. и С. М. Третьяковых, которая приобрела общенациональное значение.
5) Больших успехов добилась русская наука. Мировую известность приобрели такие ученые, как Н. М. Пирогов (основоположник военно-полевой хирургии), Н. И. Лобачевский (создатель неевклидовой геометрии), А. М. Бутлеров (создатель теории химического строения), И. М. Сеченов (основатель русской физиологической школы, автор работы «Рефлексы головного мозга»), Д. И. Менделеев (открыл периодический закон химических элементов), К. А. Тимирязев (внес крупный вклад в учение о фотосинтезе), И. И. Мечников (один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, иммунологии), К. Э. Циолковский (создал основополагающие труды по теории космонавтики и космических аппаратов) и многие другие. Разрабатываются фундаментальные вопросы общего языкознания (А. Х. Востоков, И. И. Срезневский, А. А. Потебня, А. А. Шахматов, Ф. Ф. Фортунатов и др).
В XIX веке наша страна вышла в число ведущих научных центров. Многие открытия российских ученых имели мировое значение. Российская Академия наук организовала ряд крупных научных экспедиций. В начале XIX вэка российские мореплаватели Ю. Ф. Лисянский и И. Ф. Крузенштерн совершили кругосветное путешествие. В 1819 – 1821 годах Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев на шлюпках «Восток» и «Мирный» провели первую русскую антарктическую экспедицию. Она принесла русской науке бесспорный приоритет в открытии Антарктического материка и целого ряда ранее неизвестных островов. Во второй половине XIX веке получили развитие новые отрасли естествознания: почвоведение, кристаллография, сейсмология, геохимия, В России впервые начали создаваться научно-технические общества. Одним из них было «Императорское Русское техническое общество» (1861). Большое значение для становления отечественной культуры имел выход в свет « Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля, над которым он трудился около 50 лет.
6) Именно в XIX веке Россия внесла в мировую культуру чуть ли не самый весомый свой вклад в область искусства, особенно таких его видов, как литература, живопись, музыка.
На рубеже XIX – XX вв. на смену «золотому веку» русского искусства пришёл «серебряный». Само понятие «серебряный век» вводит Н. А. Бердяев, и границы этого периода – 1892-1924 гг. Это эпоха модернизма, которую зачастую называли периодом декаданса, (от фр. decadence – упадок, разложение). Есть несколько причин зарождения модернизма на рубеже XIX – XX столетий: во-первых, нарастала оппозиция машинизированной цивилизации и культу технократического мышления, сциентизму. Во-вторых, новые формы художественного мировидения явились реакцией на более глубокое проникновение науки в тайны вселенной, которое подрывало веру человека в возможность логического постижение действительности. Абсолютизация роли науки привела к потере смысла жизни. В-третьих, рождение таких видов искусства, как художественная фотография, кино, телевидение, которые преобладали явными преимуществами а реалистическом отражении бытия, побуждали представителей традиционных видов искусства к напряжённым поискам, новым экспериментам. Декаденты, в противовес реализму, считали самодостаточным эмоциональное общение с миром, самоценными эстетические переживания, отстаивали приоритет чувственного отражения действительности, умаляя рациональность познания.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Введение
- 1.1. Культурные нормы и их соблюдение.
- 1.2. Функции культурных норм.
- 1.3. Классификация норм.
- 1.4. Основные виды культурных норм.
- 1.5. Нормативная система культуры. Нормативные конфликты.
- 2.1. Социальные и мировоззренческие особенности древнеиндийской культуры.
- 2.2. Духовные традиции Древней Индии.
- 2.3. Система ценностей индо-буддийской культуры.
- 2.4. Буддизм: свобода как внутренний уход от жизни, полное отрицание бытия.
- 2.5. Художественные и эстетические особенности древнеиндийской культуры.
- 3.1. Основные черты древнекитайской культуры.
- 3.2. Совмещение человечности и государственности как проблема конфуцианской культуры.
- 3.3. Даосизм: свобода как растворение в природе.
- 3.4. Характер знания в рамках конфуцианско-даосистской культуры.
- 3.5. Художественная культура Древнего Китая.
- 4.1. Исторические условия зарождения ислама.
- 4.2. Концептуальные положения ислама: вероучение, этика, право.
- 4.3. Расколы и секты в исламе.
- 4.4. Мусульманская литература и философия.
- 4.5. Художественные памятники исламской культуры.
- 5.1. Н. А. Бердяев и в. С. Соловьёв о самобытности русской культуры.
- 5.2. Мифология древних славян.
- 5.3. Принятие христианства как переломный момент в истории русской культуры.
- 5.4. Языческое и христианское начала в русской культуре, выраженное в традициях, обычаях, системе табу.
- 5.5. Художественная культура Киевской Руси.
- 6.1. Особенности культурно-исторического развития: формирование русского национального самосознания.
- 6.2. Роль и место православной церкви в процессе формирования нравственных ценностей человека и общества.
- 6.3. Пасха и её значение как великого христианского праздника в процессе формирования нравственности.
- 6.4. Московский Кремль как символ русской государственности.
- 6.5. Икона и её нравственное значение для человека.
- 7.1. Этапы формирования русского культурного пространства в XVIII в.
- 7.2. Европеизация культуры, человека, общества.
- 7.3. Культ человеческого разума и рационального познания в культуре эпохи Просвещения.
- 7.4. Общественный идеал культурного человека: светские праздники и традиции.
- 7.5. Жанры и направления в культуре XVIII в.
- 8.1. Особенности развития русской культуры XIX – первой половины XX вв.
- 8.2. Архитектурные стили и их характеристика.
- 8.3. Идеалы и герои русской литературы.
- 8.4. Развитие музыкального искусства в XIX – первой
- 8.5. Жанры и направления в русской живописи.
- 9.1. Кризисные явления в современной российской культуре.
- 9.2. Экология души и экология культуры как современная проблема.
- 9.3. Культура и государство: проблема охраны национального культурного наследия.
- 9.4. Постмодерн в России.
- 9.5. Художественная культура русского постмодерна.
- Приложение