logo
Семинарские занятия

2.4. Буддизм: свобода как внутренний уход от жизни, полное отрицание бытия.

Буддизм – одна из трёх мировых религий. Типитака – сборник буддистской религиозной, канонической литературы, составление которого относится к первым векам до н. э. Основатель буддизма – сын царя одного из небольших североиндийских государств по имени Сиддхартха Гаутама Шакьямуни. Будда означает «просветлённый». Основу буддистского учения составляют «четыре возвышенные истины»:

– истина о страдании;

– истина о причинах страдания;

– истина о прекращении страдания;

– истина о пути к прекращению страдания.

Вся жизнь – страдание. Причина страдания – привязанность к жизни, жажда бытия, желание. Прекращение страдания заключается в «устранении этой жажды через полное уничтожение желания». Путь к уничтожению желания – «восьмеричный путь»: «праведная вера, праведная решимость, праведные слова, праведные дела, праведный образ жизни, праведные стремления, праведные помыслы, праведное созерцание».

Следуя «восьмеричным путём», человек достигает совершенства, становится архатом (святым) и погружается в нирвану. Нирвана – это полное небытие, которое прекращает бесконечное перерождение. Цепь перерождений – сансара: смерть не избавляет человека от страданий, потому что ведёт к новому рождению.

Буддизм отрицает единство души человека и её бессмертие. Основу психической жизни составляет не душа, а отдельные дхармы. Дхарма – важнейшая часть основного морального закона, направляющего жизнь вселенной и всего, что содержится в ней, и, как часть этого закона, она определяет содержание долга и обязанности людей: артха – нормы практического поведения, кама – удовлетворение чувственных побуждений, мокша – учение о том, как избавиться от сансары.

Раскол в буддизме произошёл в I в. н. э.: хинаяна («малая колесница», или «узкий путь» спасения) и махаяна («большая колесница», или «широкий путь» спасения).

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4