logo search
очерки рус

Двоеверие.

Процесс расставания с язычеством и приобщения к христи­анству был очень сложен и противоречив. Этот процесс получил название - двоеверие. Еще долго народ молился своим богам, и еще долго жаловались священники на то, что их храмы пусты. Двоеверие оказало громадное влияние на развитие всей последующей русской культуры. Язычество и христианство стояли рядом в сознании наших предков и прак­тиковались одновременно; праздновались как христианские, так и языческие праздники, творили молитву Богу христианскому и одновременно языческим богам. Языческие божества продолжа­ли свое существование под именами христианских святых. Так, образ Перуна-громовержца слился с образом Ильи Пророка (недаром церковь, возведенная в Киеве еще до крещения Руси, носила имя Ильи), Велес — покровитель скота превратился в святого Власия, а Берегиня (Рожаница) стала Богородицей.

Постепенно сменялись поколения, люди воспитывались и рос­ли в христианском законе, языческие боги забывались, их почи­тание прекратилось само собой, но совершавшиеся в честь этих богов празднества и обряды остались в виде празднеств и обря­дов народных, причем смешались с христианскими обычаями. Быт русского народа полон такими остатками язычества; языче­ский праздник Коляды соединился с христианским — Рождест­вом Христовым. Народные гадания, игры Святочной недели пол­ны языческих мотивов. Само слово «святки» очень старое и зна­чило у древних славян просто праздник. Масленицу, отмечав­шую приход Весны, церковники так и не смогли запретить. Она приходится на неделю, предшествующую Великому посту, перед Пасхой, так называемую мясопустную неделю, но напрасно цер­ковь старалась внушить, что это время приготовления к посту молитвой, народная память не поддавалась. Масленичная неде­ля всегда была связана с особым веселием и разгулом.

Пасха соединилась с языческим торжеством весны, когда по­ются «веснянки» — особые весенние песни.

Летний праздник Солнца в народном сознании отождествил­ся с днем Иоанна Крестителя (24 июня), праздник бога Велеса — с днем памяти Георгия Великомученика, когда после зимы выгоняют скотину на первую травку. Да и все домашние собы­тия: свадьбы, крестины, похороны — полны остатками языческих религиозных обрядов.

Языческие боги стали считаться носителями зла и отождест­влялись в сознании народа с христианскими злыми силами — чсртями.